"На пути к звездам"

1385

Авторы: 


Ю.В. Клебанова, учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 122 с углубленным изучением области знаний "Искусство"», г. Москва,

И.Е. Маншилина, учитель музыки ГБОУ «СОШ № 122 с углубленным изучением области знаний "Искусство"», г. Москва,

О.И. Лактанова, хормейстер ГБОУ «СОШ № 122 с углубленным изучением области знаний "Искусство"», г. Москва

Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе, посвященный Дню космонавтикиЦель урока: формирование коммуникативной и интеллектуальной культуры обучаю-щихся в процессе ознакомления с произведениями литературы и искусства.

Планируемые результаты: 

личностные:
  • развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;
  • формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; 
  • воспитание у младших школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру; 

метапредметные:

  • формирование у детей умения устанавливать смысловые параллели между различны¬ми понятиями (человек - дом - семья - моя планета - Вселенная - далекая звезда);
  • развитие у обучающихся умения ставить цель своей деятельности и делать вывод по ее итогам;

предметные:

  • формирование у младших школьников умения анализировать литературное и музыкальное произведение на заданную тему;
  • совершенствование у детей навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, хорового и вокального пения;
  • углубление знаний учащихся о космосе средствами литературы, музыки, живописи, кинематографа.

Оборудование и материалы к уроку:

  • творческие работы обучающихся: стихи, песни и рисунки о космосе;
  • портрет Ю.А. Гагарина;
  •  книги сказок: А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"; И.Е. Маншилина "Волшебство ре¬лаксации";
  • фортепиано;
  • DVD-фильм "Планета Земля (съемки из космоса)";
  • аудиозаписи: И.С. Бах "Ave Maria" в исполнении Р. Клайдермана; песни: "Четырнадцать минут до старта" (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войнович), "Памятник Гагарину" (муз. В. Залесского, сл. Э. Чуриловой), "Дарю тебе сердце" (муз. М. Левкиной, сл. М. Фельдека), "Песня о земной красоте" (муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова).

Ход урока

1. Организационный момент, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы урока.

Учитель: 

В просторах Млечного Пути 
Летела музыка любви 
Струной, случайно зазвучавшей. 
Откуда Звездный ветер знал 

Мелодии чарующие звуки?

Слагая песни звездной строки,

Он вечности звучащей ноты

В просторах космоса искал...*

(* Стихотворение И.Е. Маншилиной "Песня звездного ветра". - Примеч. авт. )

Эти строки можно назвать эпиграфом к нашему уроку, в них заключена главная мысль. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какая тема нашего разговора? (Обучающиеся предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя.) Сегодня, накануне Дня космонавтики, мы будем говорить о давней мечте человека побывать на других планетах, о красоте окружающего нас мира и всей Вселенной. Мы сможем услышать "Песню звездного неба", увидеть "звезд переплетенье" и подумаем, почему надо беречь эту красоту! Мы вспомним Маленького принца и познакомимся с новой сказкой. Итак, в добрый путь! (Хор обучающихся исполняет песню "Четырнадцать минут до старта" (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войнович). Затем учитель проводит фронтальный опрос и проверку домашнего задания.)Учитель: Как звали человека, который первым полетел в космос? (Ответ обучающихся: Юрий Алексеевич Гагарин.) Ребята, вы правы. К уроку внеклассного чтения вы готовили стихи о космосе. Послушаем стихотворение о первом космонавте Земли.

(Обучающийся читает стихотворение Л. Вышеславского "Обычным шумом улица полна". Далее учитель обращает внимание школьников на представленные на стенде сочинения и рисунки детей.) Рванулось к звездам сердце человека!** Сколько продолжался первый полет? (** Строка из стихотворения Л. Вышеславского "Обычным шумом улица полна". - Примеч. авт.)

Ученики: 108 минут.Учитель: Всего 108 минут! Но на Земле это был настоящий праздник. Это было невероятно. Человек побывал в космосе! Прошло уже более 50 лет со дня первого полета, а люди помнят Гагарина.

(Хор обучающихся исполняет песню "Памятник Гагарину" (муз. В. Залесского, сл. Э. Чуриловой).)

2. Основной этап урока. Актуализация опорных знаний обучающихся
Учитель: Почему же люди с давних пор мечтали о полетах к звездам, в неизведанные дали? Наверное, им хотелось знать, что они в этой бесконечной Вселенной не одиноки, наверное, так же, как и Маленькому Принцу из сказки, им хотелось найти друзей и, увидев нашу планету из космоса, понять, какая она удивительная и красивая.

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не
разрушать ее!".

Давайте посмотрим отрывок из фильма и увидим планету Земля из космоса. (Учитель показывает детям отрывок изфиЛЬма "ПланетаЗемля (съемки из космоса)".) Вы увидели, что кроме нашей замечательной, светящейся голубым ореолом планеты Земля, во Вселенной есть и другие космические тела: звезды, кометы. Послушайте об этом стихотворение. (Обучающийся читает стихотворение Р. Алдониной "Комета".) Конечно, с самого раннего детства все мы мечтаем побывать на других планетах, потому что в космосе очень интересно.

(Обучающийся читает стихотворение О. Ахметовой "В космосе так здорово!".)

Через "бумажный телескоп"**(Слова из стихотворения О. Ахметовой "В космосе так здорово!". - Примеч. авт.) , с помощью фантазии и воображения мы можем представить себе космос и побывать там вместе с героями сказок, фильмов, рассказов. На прошлом уроке мы с вами читали сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Откуда появился Маленький принц на планете Земля?

Ученики: Он прилетел с другой планеты; хотел увидеть, откуда встает его солнце; искал себе друзей.Учитель: Чем Маленький принц занимался на своей планете и почему? Ученики: Маленький принц выращивал прекрасный цветок; следил за барашком, которого нарисовал; ухаживал за тремя вулканами; наблюдал восход Солнца; наводил порядок на своей планете, заботился о ней; он любил свою планету.
Учитель: Да, верно, Маленький принц заботился о своей планете. Докажите это словами из сказки.

(Обучающиеся зачитывают отрывки из сказки А. Сент-Экзюпери "Маленький принц". Например: "Есть такое твердое правило, - сказал Маленький принц.- Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".)
Маленький принц один жил на своей планете и один заботился о ней, а нас много на планете Земля, и если каждый из нас будет чуть-чуть заботиться о ней, то она будет еще лучше и еще краше.
Ребята, что можно сказать о Маленьком принце? Каким он был? (Обучающиеся предлагают свои ответы на вопрос учителя. Необходимо, чтобы дети сказали о том, что Маленький принц не был равнодушным.) Верно. Принц считал себя ответственным за все, что происходит на его планете. Он умел видеть красоту и создавать ее своими руками.3. Знакомство с новым материалом.Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Сказка называется "Звезда". Автор - учитель музыки Ирина Ервандовна Маншилина. Послушайте эту сказку и подумайте, что в ней фантастического, вымышленного, сказочного, а что научного. Потому что это произведение можно отнести к научной фантастике.

(Учитель зачитывает рассказ "Звезда"из книги "Волшебство релаксации". Обучающиеся следят за чтением автора по книге. Звучит в записи фортепианная импровизация в исполнении Р. Клейдермана: И.С. Бах "Ave Maria".)

Звезда. Часть 1. Поиск
Открытое пространство. Сила потока, его плотность дают возможность продвижения к звезде Бета-эль. Это таинственное место привлекало многих, но пройти, казалось бы, простой, чистый участок Огненного Рубежа доводилось единицам, и сведений в Хрониках об этом не сохранилось.
Стив вздохнул и продолжил наблюдение за приборами, чутко реагирующими на малейшие изменения пространства.
Срок подачи рапорта об экспедиции отодвигался на неопределенное время, так как необходимо было закончить исследования в тридцать первом секторе, а случайно пойманный сигнал бедствия требовал скорейшего принятия решения.
Горизонт был чист. Сколько прошло времени с момента остановки двигателя корабля - неизвестно, так как все системы контроля неожиданно отключились, и лишь блок жизнеобеспечения работал, одному ему известным образом получая энергию из пространства.
И вдруг... откуда-то издалека донеслись звуки. Когда это было?
Над бескрайним полем пшеницы лилась песня жаворонка. Солнце стояло в зените, и в нагретом зноем воздухе витали чудесные запахи трав. Эхом разносился над полем стрекот кузнечиков и цикад. Под куполом неба парил еле заметный беркут. Запах разнотравья был густым, и от него дурманило голову. Его хотелось пить бесконечно, дышать этим благоуханьем до тех пор, пока им наполнится каждая клеточка организма, раствориться, слиться с этой красотой всем своим существом. Я дома. Я на Земле.
Стив закрыл глаза, глубоко вдохнул наполненный ароматами трав воздух. Двигаться не хотелось. Воспоминания хлынули стремительным потоком. Как давно это быто... дом, отец, вернувшийся из полета, любящие глаза мамы, теплые руки бабушки, парное молоко, запах земляники, мурлыканье кошки и ровное дыхание огромного пса Барьера, дремлющего в тени деревьев.
Детство. Это когда все надежно и тепло от осознания себя в мире заботы, уюта, радости близких тебе людей, покоя, счастья и любви.
Узкая тропинка убегает в березовую рощу, где в прохладе и тени из-под валунов, неведомо откуда взявшихся на равнине, журча и переливаясь, бьется родник. Вода в нем прозрачно-чистая и холодная. Из этого родника берет начало речка Журмянка, несущая свои воды к могучей реке Волге.
Раскрыв бортовой журнал, который в память об отце Стив брал с собой всегда, он прочитал: "Путь к новым звездам лежит через звезду, горящую у тебя в сердце".
Стив бережно закрыл журнал. Следующие страницы были ему знакомы, он помнил их наизусть - координаты той самой звезды, что находится где-то там, в открытом пространстве недоступности. Путь, проложенный отцом.
Бортовой журнал ему подарили на выпуске из летной школы. К тому времени все записи в нем были отсканированы, изучены и внесены в базу данных главного компьютера планеты Земля.
И вот теперь Стив стоит на рубеже открытого пространства. Внезапно он почувствовал
движение. Оно было столь незначительным, что пришло скорее изнутри. Стив прислушался к себе. Его организм, чутко реагирующий на любые отклонения от нормы, включил охранные, сторожевые системы на уровне подсознания. Ему самому оставалось лишь наблюдать.
Прошли долгие мгновения напряженного ожидания, и Стив увидел, почувствовал движение снова. Это было столь неожиданно, что мгновение растянулось в долгую череду визуальных картин, а сознание прояснилось, вспыхнув звездой невиданной яркости. Звезда сияла, манила, звала, была уже рядом и в то же самое время недоступно далека. Приплыли откуда-то из глубин памяти слова отца. Теперь Стив знал все, и это знание было ошеломляюще простым: растворись в своем сознании, и путь к звезде будет открыт, сколько бы преград и световых лет ни отделяло тебя от нее.
По возвращении на базу бортовой журнал Стива был заполнен уникальными данными. Ученые-исследователи подключили бортовой компьютер к Большому компьютеру Земли -работы у них хватало. Научно-исследовательский институт внеземных контактов получил уникальный материал.
А Стиву предоставили отпуск за прошедшие на Земле двадцать лет - человеку просто необходимо отвлечься от работы!...
4. Первичный анализ содержания прочитанного.

Учитель: Понравился рассказ? Что понравилось? (Примерные ответы обучающихся: очень интересно рассказывается о полете человека к звездам, как он изучает их, получает новые знания; космонавт-исследователь стремится к одной цели - к незнакомой Звезде. Понравилось красивое описание звезд, которые Стив увидел из своего корабля.)
Находясь в космосе, в открытом пространстве, о чем вспоминал Стив? (Примерные ответы обучающихся: об отце, матери, бабушке - о семье, о своем родном доме.) Найдите отрывок в книге, где Стив вспоминает семью, родной дом на Земле. (Обучающиеся зачитывают соответствующий отрывок из книги вслух.) Как вы думаете, почему находясь в пространстве Вселенной, в космосе, человек вспоминает о доме? Ученики: Ему не хватает тепла и любви близких, их заботы. Учитель: В космосе такая удивительная красота: далекая и, может быть, холодная. Но Стив был одинок, и ему вспоминался родной дом. Он думал о том, наверное, как хорошо, уехав далеко-далеко, в другие страны, улетев на другие планеты, вернуться домой, где тебя всегда ждут.
 (Хор обучающихся исполняет "Песню о земной красоте" (муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова).)

Учитель: Как вы думаете, ребята, когда рождается стремление куда-то улететь, и с чего вообще начинается дорога в космос? Почему люди смотрят на небо, что ищут они там, на далеких планетах, далеких звездах? С чего начинается исследование? (Примерные ответы обучающихся: с мечты, стремления к познанию неизведанного; с самого детства дети мечтают полететь в космос, хотят узнать: а что же там?)
С мечты начинается все! Страна Детства - страна фантазии и воображения. То, чего не знаем, - над тем размышляем, то, чего не видели, - о том фантазируем. И мечтаем побывать в том невиданном, удивительном, сказочном царстве! В сказке есть такие слова: "Путь к звездам лежит через звезду, горящую у тебя в сердце" Как вы понимаете эти слова? (Примерные ответы обучающихся: человек стремится к знаниям; звезда в сердце -это мечта, мысль, которая постоянно с тобой, которая открывает тебе что-то новое.)Учитель: Как хорошо, когда сердце доброе и мысли светлые! Кого можно было бы отправить в космическое пространство, кто может стать представителями Земли на другой, пусть сказочной, планете? Маленького принца мы бы приняли на своей планете? (Обучающиеся соглашаются.) Почему? Каким человеком был Маленький принц? (Примерный ответ обучающихся: в космос, на другие планеты должны лететь люди добрые и мужественные, обладающие знаниями, любознательные. Маленький принц смог бы рассказать нам о космосе, он был трудолюбивым и добрым, хотел сделать что-то хорошее для своих друзей, ему нравилось узнавать, открывать новые планеты.)

Помните, как принц берег свою планету, как он радовался за фонарщика, который каждый день включал свой фонарик, будто зажигал в пространстве маленькую звездочку? Мы бы обрадовались, если бы принц прилетел к нам. А хотелось бы, чтобы и Маленький принц обрадовался нам, если бы мы появились у него. Но это произойдет только в том случае, если звезда, которая загорелась в нашем сердце, будет добрая, мысли наши будут хорошие, светлые и мы не будем равнодушными к своей планете. Как бы хотелось сохранить эту замечательную, удивительную, красивую планету под названием Земля!5. Подведение итогов урока

Учитель: Теперь подумайте, что вы узнали сегодня на уроке, чему он был посвящен, чем понравился или не понравился? Чем мы занимались на этом уроке?Ученики: Мы говорили о космосе, звездах, Юрии Гагарине, красоте космоса, о том, что космос огромный и его невозможно изведать, что в космосе есть загадки, которые люди пытаются разгадать.Учитель: Ответьте, какова была цель и основная мысль нашего сегодняшнего урока?Ученики: Мы учились мечтать, фантазировать и стремиться к цели, поняли, как хорошо много знать, как важно любить свою планету.Учитель: Да, а еще мы с вами пробовали научиться делиться добротой, которая заключена в наших сердцах, со своими друзьями, родными. Мы должны верить, что от этого весь мир станет чуть-чуть добрее.

(Хор обучающихся исполняет песню "Дарю тебе сердце" (муз. М. Левкиной, сл. М. Фельдека).)Учитель: А теперь подумайте и скажите, каким наукам и искусствам был посвящен наш урок? (Ответ: литература, музыка, окружающий мир, астрономия, пение, живопись и поэзия.) Правильно, ведь литература и искусство, естественные науки и художественное слово существуют в единстве и гармонии.6. Домашнее заданиеУчитель: Ребята, дома перечитайте рассказ "Звезда" целиком и подумайте, о чем это произведение? Что значат слова: "Познай новое и сохрани природой созданное!" (фраза из рассказа "Звезда")? Нарисуйте "Космическое путешествие Стива в пространстве". Что увидел Стив в космосе? Какой представлялась ему эта планета, по которой он скучал?
Спасибо всем за хорошую работу на уроке! 
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой сэлектронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль