Диагностические методики для дошкольников

63077

Содержание статьи:

  • Авторские диагностические методики
  • Ключевые принципы диагностики
  • Бланк протокола (пример)

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие психодиагностические и диагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей.

Диагностические методики для дошкольников поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим. Дошкольники, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным, а потому деятельность педагога-психолога в ДОУ осложняется.

Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы диагностики детей, при этом соблюдать следующие условия:

  • проведение диагностики с группой детей;
  • взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
  • использование апробированных на практике диагностических материалов;
  • легкость в получении результата;
  • наличие протоколов обследования;
  • наглядность;
  • применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик для дошкольников. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Авторские диагностические методики для дошкольников

Предложенные диагностические методики для дошкольников в целом отражают последовательность этапов психологического обследования дошколят. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик для дошкольников, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Педагоги-психологи Калининского района города Уфы ведут работу по данному комплексу методик с 2008 г.

Цель тестирования:

  • получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
  • создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
  • обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

  • при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
  • при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
  • при создании предметно-развивающей среды;
  • для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие дошкольника зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап, выделить верные критерии оценки развития дошкольников.

Диагностические методики для дошкольников: ключевые принципы работы

Диагностические методики для дошкольников, как и метод проектов в ДОУ, используются для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика в дошкольном образовании проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Бланк протокола

Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

Примерная форма протокола
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка ________________

Дата рождения ____________  Возраст на момент обследования______________ 

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Нарисуй дождик.

2. Найди одинаковые предметы и соедини их линиями.

3. Заштопай коврики.

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

1 задание:

  • высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону; 
  • средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону; 
  • низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты. 

2 задание:

  • высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом; 
  • средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны; 
  • низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок. 

3 задание:

  • высокий уровень - все выполнено правильно; 
  • средний уровень - допущено 2 ошибки; 
  • низкий уровень - задание выполнено неверно. 

4 задание:

  • высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции; 
  • средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции; 
  • низкий уровень - задание не выполнено. 

5 задание:

  • высокий уровень - точное следование инструкции; 
  • средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных; 
  • низкий уровень - задание выполнено неверно. 

Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

Примерная форма протокола
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка ____________________
Дата рождения _____________ Возраст на момент обследования ___________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа_______________

1. Помоги рыбкам найти маму.

2. Домики.

3. Накормим домашних животных.

4. Найди игрушки.

5. Какой предмет лишний. 

1 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 

2 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно. 

3 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний - задание выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий - задание выполнено неправильно. 

4 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок; 
  • средний - выполнено с 1 ошибкой; 
  • низкий - задание выполнено неправильно. 

5 задание:

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета; 
  • средний - выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру; 
  • низкий - задание выполнено неправильно. 

Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)

Примерная форма протокола
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа ________________

1. Опусти фигурки в формочку.

2. Соедини половинки предметов.

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

4. Обведи похожие на образец фигуры.

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

Психолог _____________________

1 задание:

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний – выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий – выполнено неправильно.

2 задание:

  • Высокий уровень – выполнено без ошибок;
  • Средний – выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий – выполнено неправильно.

3 задание:

  • Высокий уровень – выполнено без ошибок;
  • Средний – выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий – выполнено неправильно.

4 задание:

  • Высокий уровень – выполнено без ошибок;
  • Средний – выполнено с 1–2 ошибками;
  • Низкий – выполнено неправильно.

Окончание  

Автор:
Е.А. Горбунова, педагог-психолог высшей категории МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 58, г. Уфа, Республика Башкортостан

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад"Подписаться на журнал!

Педагогическая диагностика : особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО

Иван Кириллов, канд. психол. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль