Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса

5335
Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса

Авторы: 


Е.В. Лукманова,  руководитель структурного подразделения ГБОУ МЦ ЮОУО 

М.Ю. Чибисова,  канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ 

В связи с реструктуризацией образовательных учреждений происходит объединение специалистов социально-психологического профиля в многопрофильные социально-психологические службы, обеспечивающие сопровождение детей с двух месяцев до 18 лет. Представляем инновационный проект, проводимый на базе образовательных учреждений Южного округа Москвы специалистами лаборатории педагогической психологии, цель которого - методическая поддержка педагогов-психологов по вопросам организации и продуктивной деятельности психологических службобразовательных комплексов.

Современная система образования предъявляет к сегодняшнему практическому педагогу-психологу более сложные требования, чем раньше. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования и введением новых государственных нормативно-правовых документов в данной сфере.

Основная цель развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях заключается  в максимальном раскрытии и эффективном использовании в практике образования потенциала всех составляющих этой системы. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных задач: 

создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольной до старшей ступени обучения), включающей: 

  •   - социально-психологическое проектирование; 
  • - экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в т. ч. в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность учащихся, воспитанников; 

интеграция отдельных структурных подразделений социально-психологической службы (представленных педагогом-психологом, логопедом, дефектоло-гом, социальным педагогом) в целостную систему психологического обеспечения образовательного процесса;
эффективного функционирования  многопрофильной психологической  службы. 

Объединение специалистов социально-психологического профиля в многопрофильные социально-психологические службы является фактором развития психологической службы системы образования в условиях образовательного комплекса. Профессиональная группа специалистов имеет возможность более конструктивно подходить к планированию работы и прогнозированию результатов своей деятельности с участниками образовательного процесса, обечпечивать условия социального развития дошкольников. Именно такое профессиональное сотрудничество квалифицированных профильных психологов особенно продуктивно, а их системная работа с администрацией образовательных учреждений дает высокую эффективность. 

ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА  

Обратившись к передовому опыту и положительным результатам городской экспериментальной площадки «Модель многопрофильной психологической службы "Школы будущего"» Центра образования № 2030 г Москвы, а также к научным трудам И.Б. Умняшовой, канд. психол. наук, зав. лаборатории факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, мы задумались об оказании методической поддержки при организации многопрофильных психологических служб в образовательных комплексах округа. В связи с этим методисты лаборатории педагогической психологии ГБОУ МЦ ЮОУО разработали инновационный проект (2012-2013 гг.) "Организация системной работы психологической службы образовательного комплекса в условиях реализации новых стандартов". Миссия проекта заключается, прежде всего, в предоставлении педагогам-психологам округа оперативного специализированного методического сервиса по вопросам эффективной организации и продуктивной деятельности психологических служб образовательных комплексов.

  Данный окружной проект позволит организовать более тесное межуровневое взаимодействие специалистов психологического профиля в образовательных комплексах и тем самым обеспечит более высокую согласованность и системность работы психологической службы образовательного учреждения. А включение современных форм методического сопровождения с использованием информационных технологий даст возможность сформировать пакет электронного профессионального психологического инструментария для педагога-психолога, обеспечивающего реализацию ФГТ и ФГОС. Реализация проекта
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом этапе (2012-2013 гг.) перед методической службой практической психологии образования округа стоят следующие задачи:

  1. Разработка и формирование научно-практического и информационно-методического пакета материалов по совершенствованию деятельности психологической службы в условиях образовательного комплекса. 
  2. Повышение профессиональной компетентности руководителей психологических служб образовательных комплексов по вопросу эффективного взаимодействия и сотрудничества специалистов психологического профиля в условиях образовательного комплекса. 
  3. Развитие кадрового потенциала окружной психологической службы образования, включая: 
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогов-психологов образовательных комплексов (мастер-классы, психологические мастерские - студии, лектории, психологические сессии, мультимедиа-презентации, дискуссии); 
  • внедрение системы методического сопровождения молодых специалистов-психологов (школа наставничества, школа профессионального мастерства и самосовершенствования, "психологический эрудит"); 
  • повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса (тематические консультации). 

На втором этапе (2013-2015 гг.) с учетом перспектив развития психологической службы образования г. Москвы и детального анализа деятельности специалистов психологических служб образовательных комплексов округа предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.Задачи этапа:

  1. Научно-теоретическая и методическая подготовка слушателей, необходимая для качественного осуществления ими психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях образовательного комплекса. 
  2. Повышение образовательных потребностей педагогов-психологов, стимулирование роста квалификации, профессионализма. 
  3. Формирование профессионального сообщества психологов округа посредством территориального сетевого взаимодействия и внедрения лучших практик. 
Слагаемые успешности проекта - лучшие психологические практики образовательных учреждений Южного округа, ведь только живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы.

  Так, на базе ГАОУ Центр образования № 548 "Царицыно" с сентября по декабрь 2012 г. для педагогов-психологов округа были проведены тематические семинары, на которых специалисты службы образовательного центра делились своим уникальным опытом по эффективной организации и содержанием модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГТ и ФГОС.  Темы семинаров:

  • "Представление общей модели психолого-педагогического сопровождения основных участников образовательного процесса, реализуемой психологической службой ГАОУ Центр образования № 548 "Царицыно"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в начальной школе. Программа преемственности при переходе из детского сада в начальную школу"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в подростковой школе. Создание адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в подростковую школу"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в старшей школе. Программа преемственности при переходе из подростковой в старшую школу". 

  Особенно актуален и полезен практический материал, который представила психологическая служба Центра образования. Это, прежде всего, методические рекомендации и портфель электронных документов (примеры программ и планов работы психологической службы в условиях образовательного комплекса в рамках новых стандартов). Педагоги-психологи, посетившие семинары, отметили высокую практическую значимость таких мероприятий. Мероприятия 2013 г. в рамках проекта

  В январе 2013 г. для руководителей психологических служб образовательных комплексов на базе методического центра были организованы тематические круглые столы с участием ведущих специалистов в области психологии и педагогики по приоритетным направлениям:

  • преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС; 
  • психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки; 
  • психологическое обеспечение внедрения стандартов нового поколения (ФГТ, 
  • ФГОС). 

Решение данных задач является этапом в развитии психологических служб образовательных комплексов для их дальнейшего эффективного функционирования.

  Кроме того, в январе прошли творческие мастерские педагогов-психологов "Профессиональный диалог". Такие встречи педагогов-психологов детских садов, школ и образовательных комплексов, проводимые на базе образовательных учреждений, позволяют "нащупать" и раскрыть инновационные точки в психологии образования, создать практические проекты назревающих преобразований, тем самым способствуя развитию окружной психологической службы в условиях модернизации системы образования.

Цель творческих мастерских: проанализировать с помощью технологии SWOT-анализа актуальное состояние психологической службы образования в округе с точки зрения перспектив и рисков ее развития. Технология SWOT-анализа позволяет со всех сторон рассмотреть риски и ресурсы - как внешние, так и внутренние. 

 Элементы SWOT-анализа

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths - сильные стороны: характеристики ОУ и самих психологов, способствующие развитию психологической службы

Weaknesses - слабые стороны: характеристики ОУ и самих психологов, препятствующие развитию психологической службы

Внешняя среда

Opportunities - возможности: внешние факторы, способствующие развитию психологической службы

Threats - угрозы: внешние факторы, препятствующие развитию психологической службы

Участники творческих мастерских делились на группы так, чтобы в каждой из них были педагоги-психологи - представители школ, детских садов и комплексов.

    Обсуждение по пунктам SWOT-анализа сводилось к поиску ответов на четыре основных вопроса:

  • Какие имеются внутренние ресурсы в образовательном учреждении (школе, детском саду, комплексе), на которые можно рассчитывать, что помогает развитию психологической службы? 
  • Какие могут возникнуть препятствия в развитии психологической службы в образовательном учреждении? 
  • Какие внешние факторы можно использовать / на какие факторы можно опираться для развития психологической службы? 
  • Какие внешние факторы могут помешать в развитии психологической службы образовательного учреждения? 

    В феврале прошел коучинг для кураторов психологических служб учреждений образования округа по теме: "Инновации в психологии образования и прогнозирование ситуации, определение новых, перспективных направлений в деятельности психологической службы образовательного комплекса в условиях реализации новых стандартов". В ходе мероприятия методисты совместно с психологами-кураторами проводили обобщение результатов районных творческих мастерских - это помогло наметить дальнейшие перспективы развития психологической службы округа в условиях реализации новых стандартов и образовательной инициативы "Наша новая школа" и поставить качественно новые задачи перед окружной службой.

Методическое обеспечение организационно-содержательного единства и целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов помогает эффективно реализовывать окружные инновационные проекты и внедрять лучшие практики психологических служб округа. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль