Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса

5296
Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса

Авторы: 


Е.В. Лукманова,  руководитель структурного подразделения ГБОУ МЦ ЮОУО 

М.Ю. Чибисова,  канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ 

В связи с реструктуризацией образовательных учреждений происходит объединение специалистов социально-психологического профиля в многопрофильные социально-психологические службы, обеспечивающие сопровождение детей с двух месяцев до 18 лет. Представляем инновационный проект, проводимый на базе образовательных учреждений Южного округа Москвы специалистами лаборатории педагогической психологии, цель которого - методическая поддержка педагогов-психологов по вопросам организации и продуктивной деятельности психологических службобразовательных комплексов.

Современная система образования предъявляет к сегодняшнему практическому педагогу-психологу более сложные требования, чем раньше. Это связано, прежде всего, с модернизацией системы российского образования и введением новых государственных нормативно-правовых документов в данной сфере.

Основная цель развития системы психологического обеспечения образования в современных условиях заключается  в максимальном раскрытии и эффективном использовании в практике образования потенциала всех составляющих этой системы. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных задач: 

создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях (от дошкольной до старшей ступени обучения), включающей: 

  •   - социально-психологическое проектирование; 
  • - экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в т. ч. в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность учащихся, воспитанников; 

интеграция отдельных структурных подразделений социально-психологической службы (представленных педагогом-психологом, логопедом, дефектоло-гом, социальным педагогом) в целостную систему психологического обеспечения образовательного процесса;
эффективного функционирования  многопрофильной психологической  службы. 

Объединение специалистов социально-психологического профиля в многопрофильные социально-психологические службы является фактором развития психологической службы системы образования в условиях образовательного комплекса. Профессиональная группа специалистов имеет возможность более конструктивно подходить к планированию работы и прогнозированию результатов своей деятельности с участниками образовательного процесса, обечпечивать условия социального развития дошкольников. Именно такое профессиональное сотрудничество квалифицированных профильных психологов особенно продуктивно, а их системная работа с администрацией образовательных учреждений дает высокую эффективность. 

ОБЪЕДИНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА  

Обратившись к передовому опыту и положительным результатам городской экспериментальной площадки «Модель многопрофильной психологической службы "Школы будущего"» Центра образования № 2030 г Москвы, а также к научным трудам И.Б. Умняшовой, канд. психол. наук, зав. лаборатории факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, мы задумались об оказании методической поддержки при организации многопрофильных психологических служб в образовательных комплексах округа. В связи с этим методисты лаборатории педагогической психологии ГБОУ МЦ ЮОУО разработали инновационный проект (2012-2013 гг.) "Организация системной работы психологической службы образовательного комплекса в условиях реализации новых стандартов". Миссия проекта заключается, прежде всего, в предоставлении педагогам-психологам округа оперативного специализированного методического сервиса по вопросам эффективной организации и продуктивной деятельности психологических служб образовательных комплексов.

  Данный окружной проект позволит организовать более тесное межуровневое взаимодействие специалистов психологического профиля в образовательных комплексах и тем самым обеспечит более высокую согласованность и системность работы психологической службы образовательного учреждения. А включение современных форм методического сопровождения с использованием информационных технологий даст возможность сформировать пакет электронного профессионального психологического инструментария для педагога-психолога, обеспечивающего реализацию ФГТ и ФГОС. Реализация проекта
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом этапе (2012-2013 гг.) перед методической службой практической психологии образования округа стоят следующие задачи:

  1. Разработка и формирование научно-практического и информационно-методического пакета материалов по совершенствованию деятельности психологической службы в условиях образовательного комплекса. 
  2. Повышение профессиональной компетентности руководителей психологических служб образовательных комплексов по вопросу эффективного взаимодействия и сотрудничества специалистов психологического профиля в условиях образовательного комплекса. 
  3. Развитие кадрового потенциала окружной психологической службы образования, включая: 
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогов-психологов образовательных комплексов (мастер-классы, психологические мастерские - студии, лектории, психологические сессии, мультимедиа-презентации, дискуссии); 
  • внедрение системы методического сопровождения молодых специалистов-психологов (школа наставничества, школа профессионального мастерства и самосовершенствования, "психологический эрудит"); 
  • повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса (тематические консультации). 

На втором этапе (2013-2015 гг.) с учетом перспектив развития психологической службы образования г. Москвы и детального анализа деятельности специалистов психологических служб образовательных комплексов округа предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.Задачи этапа:

  1. Научно-теоретическая и методическая подготовка слушателей, необходимая для качественного осуществления ими психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях образовательного комплекса. 
  2. Повышение образовательных потребностей педагогов-психологов, стимулирование роста квалификации, профессионализма. 
  3. Формирование профессионального сообщества психологов округа посредством территориального сетевого взаимодействия и внедрения лучших практик. 
Слагаемые успешности проекта - лучшие психологические практики образовательных учреждений Южного округа, ведь только живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы.

  Так, на базе ГАОУ Центр образования № 548 "Царицыно" с сентября по декабрь 2012 г. для педагогов-психологов округа были проведены тематические семинары, на которых специалисты службы образовательного центра делились своим уникальным опытом по эффективной организации и содержанием модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГТ и ФГОС.  Темы семинаров:

  • "Представление общей модели психолого-педагогического сопровождения основных участников образовательного процесса, реализуемой психологической службой ГАОУ Центр образования № 548 "Царицыно"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в начальной школе. Программа преемственности при переходе из детского сада в начальную школу"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в подростковой школе. Создание адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в подростковую школу"; 
  • "Организация и содержание работы психологической службы в старшей школе. Программа преемственности при переходе из подростковой в старшую школу". 

  Особенно актуален и полезен практический материал, который представила психологическая служба Центра образования. Это, прежде всего, методические рекомендации и портфель электронных документов (примеры программ и планов работы психологической службы в условиях образовательного комплекса в рамках новых стандартов). Педагоги-психологи, посетившие семинары, отметили высокую практическую значимость таких мероприятий. Мероприятия 2013 г. в рамках проекта

  В январе 2013 г. для руководителей психологических служб образовательных комплексов на базе методического центра были организованы тематические круглые столы с участием ведущих специалистов в области психологии и педагогики по приоритетным направлениям:

  • преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС; 
  • психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки; 
  • психологическое обеспечение внедрения стандартов нового поколения (ФГТ, 
  • ФГОС). 

Решение данных задач является этапом в развитии психологических служб образовательных комплексов для их дальнейшего эффективного функционирования.

  Кроме того, в январе прошли творческие мастерские педагогов-психологов "Профессиональный диалог". Такие встречи педагогов-психологов детских садов, школ и образовательных комплексов, проводимые на базе образовательных учреждений, позволяют "нащупать" и раскрыть инновационные точки в психологии образования, создать практические проекты назревающих преобразований, тем самым способствуя развитию окружной психологической службы в условиях модернизации системы образования.

Цель творческих мастерских: проанализировать с помощью технологии SWOT-анализа актуальное состояние психологической службы образования в округе с точки зрения перспектив и рисков ее развития. Технология SWOT-анализа позволяет со всех сторон рассмотреть риски и ресурсы - как внешние, так и внутренние. 

 Элементы SWOT-анализа

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths - сильные стороны: характеристики ОУ и самих психологов, способствующие развитию психологической службы

Weaknesses - слабые стороны: характеристики ОУ и самих психологов, препятствующие развитию психологической службы

Внешняя среда

Opportunities - возможности: внешние факторы, способствующие развитию психологической службы

Threats - угрозы: внешние факторы, препятствующие развитию психологической службы

Участники творческих мастерских делились на группы так, чтобы в каждой из них были педагоги-психологи - представители школ, детских садов и комплексов.

    Обсуждение по пунктам SWOT-анализа сводилось к поиску ответов на четыре основных вопроса:

  • Какие имеются внутренние ресурсы в образовательном учреждении (школе, детском саду, комплексе), на которые можно рассчитывать, что помогает развитию психологической службы? 
  • Какие могут возникнуть препятствия в развитии психологической службы в образовательном учреждении? 
  • Какие внешние факторы можно использовать / на какие факторы можно опираться для развития психологической службы? 
  • Какие внешние факторы могут помешать в развитии психологической службы образовательного учреждения? 

    В феврале прошел коучинг для кураторов психологических служб учреждений образования округа по теме: "Инновации в психологии образования и прогнозирование ситуации, определение новых, перспективных направлений в деятельности психологической службы образовательного комплекса в условиях реализации новых стандартов". В ходе мероприятия методисты совместно с психологами-кураторами проводили обобщение результатов районных творческих мастерских - это помогло наметить дальнейшие перспективы развития психологической службы округа в условиях реализации новых стандартов и образовательной инициативы "Наша новая школа" и поставить качественно новые задачи перед окружной службой.

Методическое обеспечение организационно-содержательного единства и целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов помогает эффективно реализовывать окружные инновационные проекты и внедрять лучшие практики психологических служб округа. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль