Конспект урока "Образы моря в литературе, живописи и музыке"

3466
Конспект урока
Авторы:
Рахимова Римма Рашидовна, учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна, преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна, преподаватель теории музыки, КГКП Школа искусств №2 Республика КазахстанКоммунальное Государственное Казённое Предприятие Школа искусств №2 г. Караганды

 Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.

Задачи:

  • образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
  • развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
  • воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.

Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – "Образы моря в литературе, живописи и музыке" (записывают тему в тетрадь)

Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. "И блеск, и тень, и говор волн" также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении "К морю". Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?

Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)

Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?

Д. - Свободная стихия

Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?

Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)

Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?

Д. - Олицетворением

Л. -В словах поэта "Я был окован…" о каких оковах идёт речь?

Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.

Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?

Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.

Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их

Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая

Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?

Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.

Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

 

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. Как их называют?    

Д -  маринисты.

Х. -  можете ли назвать фамилии художников-маринистов?

Д. - это художник Айвазовский.

Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Перед вами  картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте -  что является средствами  выразительности в живописи?   

Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.

Х. - Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают "настроение" картины.

(Далее идёт обсуждение работ: "Лунная ночь на Кипре", "Девятый вал", "Морской берег", "Прощание", "Кавказские горы с моря").     

Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел передать:  мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.  

Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?

Дети (Д.) - к литературе

М. - а произведение живописи?

Д. - к изобразительному искусству

М. - симфоническое произведение?

Д. - к музыке

М. -  из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?

Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.

М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М.- Шехеразада - героиня каких сказок?

Д. - восточных

М. - Как называется сборник арабских сказок?

Д. - "1001 ночь"

М. -  (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?

Д. - тиран.

М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).

Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?

Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

 М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы

а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;

б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?

Д. - мощное звучание

М. -  соло или оркестровое tutti?

Д. - tutti

М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?

Д. - медные духовые

М. - регистр темы

Д. - низкий и средний

Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.

М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.

-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?

Д. - о близости характеров

М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?

Д. - чтобы указать на тождество их

М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?

Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. 

М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?

Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую. 

Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:

Д. - Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шезеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?

Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.

 
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет "море" (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.


Домашнее задание:
  выучить стихотворение А.С.Пушкина "К морю" наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

 

 Использованные материалы:

 

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2.  Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. -  Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом  Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.

4. Кандинский А.И., Орлова Е.М.  Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва:  Музыка, 1984.


 

 

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль