Педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

18634
Педагогический совет

Автор: методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области сп – д/с № 5 "Зернышко" Мартынова Е. С.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; усовершенствовать работу педагогического коллектива в данном направлении с учетом ФГТ.

Предварительная подготовка:

  1. Выставка в методическом кабинете "Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников".
  2. Изготовление дидактических игр по приобщению к ЗОЖ.
  3. Анкетирование родителей "Здоровье дороже всех богатств"
  4. Подготовка к педагогическому рингу:
  • коллектив воспитателей делится на две команды за неделю до проведения педагогического ринга, придумывают приветствие;
  • педагоги изучают методическую литературу по тематике педагогического ринга;
  • каждая команда готовит к раунду «Обозначь свою точку зрения» презентацию в любой форме из опыта работы «Реальные возможности по формированию основ ЗОЖ у дошкольников».
  • каждая команда подбирает к раунду «Приведи аргументы в защиту своей точки зрения» конфликтную ситуацию для соперников (педагогическая ситуация) в работе с родителями по тематике педагогического ринга
  • каждая команда к раунду «Бой эрудитов» подготавливает пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей;
  • каждая команда к раунду «Игра – дело серьезное» готовит презентацию дидактических игр по приобщению к ЗОЖ.

Жюри: руководитель сп, методист, медсестра

Условия ринга: - выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. За полный и точный ответ - 5 баллов. Если другая коман­да дополняет, исправляет ответ, то ей даются дополнитель­ные очки. За неправильный ответ очки не даются.

Ход педагогического ринга:

Ведущий: Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на педагогическом ринге. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". Как сформировать главную, основную, жизненно важную привычку у дошкольников – привычку к здоровому образу жизни? Найти ответ на этот вопрос мы с вами попытаемся в ходе нашего педагогического ринга, посвященного данной проблеме. На ринг приглашаются команды-соперники… (представление команд)

1 раунд «Бой эрудитов» Обдумывание вопроса не более 30 секунд. Право ответа получает команда, которая первая поднимет флажок готовности.

Вопросы командам:

1 вопрос. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Назовите из каких компонентов складывается здоровье?

Правильный ответ: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

2 вопрос. От каких факторов зависит здоровье дошкольника?

Правильный ответ: Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

3 вопрос. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Перечислите, каким компонентам ЗОЖ следует уделять особое внимание в дошкольном возрасте?

Правильный ответ:

  • Занятия физкультурой, прогулки,
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены дошкольников: закаливание, создание условий для полноценного сна
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, ЛОР, окулист)
  • Формирование понятия "не вреди себе сам"

4 вопрос. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Назовите интегративное качество – итоговый результат освоения детьми основной образовательной программы, который должен быть сформирован в результате освоения образовательной области «Здоровье».

Правильный ответ: физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятия спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

5 вопрос. С какими образовательными областями следует интегрировать область «Здоровье» в соответствии с ФГТ и для более эффективного решения образовательных задач? Обоснуйте свой ответ.

Правильный ответ: В соответствии с ФГТ для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в рабочей учебной программе с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья), «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека), «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

6 вопрос. Блиц-раунд: Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей. Каждая команда по очереди называет пословицу или поговорку. Повторяться нельзя. Побеждает команда, назвавшая большее их количество.

Примерные ответы:

«Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи» Всемирная организация здравоохранения

Здоровье – это понятие о жизни

Будет здоровье – будет все

Здоровье за деньги не купишь

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.

«Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно.» Брегг.

«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.» Цицерон

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев

«Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту» Томас Мор

«Без здоровья невозможно и счастье» В. Белинский

«Здоровье – это главное жизненное благо» Януш Корчак

«Разве здоровье не чудо?» А. П. Чехов

«Здоровье – это не всё, но без здоровья – ничто» Сократ

«Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне» Г. Торо

2 раунд «Обозначь свою точку зрения» "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Как педагоги справляются с этой задачей – мы сейчас увидим. Каждая команда представляет свою презентацию в любой форме из опыта работы «Реальные возможности по формированию основ ЗОЖ у дошкольников».

Жюри оценивает по 5 бальной системе:

  1. Значимость, убедительность и доказательность работы.
  2. Презентабельность представления.
  3. Использование наглядных средств (схемы, рисунки, компьютерная презентация).
  4. Качество выступления в ходе презентации.

Наибольшее количество баллов – 20.

3 раунд «Приведи аргументы в защиту своей точки зрения» Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Каждая команда озвучивает конфликтную ситуацию для соперников (педагогическая ситуация) в работе с родителями по тематике педагогического ринга. Время обсуждения 30 секунд. Команда выслушивает ответ соперника, затем озвучивает свой вариант ответа.

4 раунд. «Игра – дело серьезное» Каждая команда презентует дидактическую игру по приобщению к ЗОЖ. Жюри подсчитывает баллы. Ведущий вручает педагогам памятки «10 советов здорового образа жизни» (Приложение 1.): - Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью. Здоровье педагога … Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников. «Здоровый педагог – здоровые дети». Изучите эти не сложные советы и следуйте им.

Объявление результатов педагогического ринга. Награждение победителей грамотами.

Используемая литература:

  1. Оздоровительная работа в ДОУ: Учебное пособие / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  2. Журнал «Здоровье дошкольника» № 1, 2010 г.
  3. Журнал «Здоровье дошкольника» № 2, 2009 г.
  4. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. Вавилова Е. Н. – М.: Просвещение, 1986.

Приложение 1.

Памятка для педагогов

10 советов здорового образа жизни

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Протокол педагогического ринга «Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Раунд

Критерии оценки

Оценки команд

1. «Бой эрудитов»

1 вопрос

Обдумывание вопроса не более 30 сек. Право ответа получает команда, которая первая поднимет флажок готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос - Блиц раунд

Каждая команда по очереди называет пословицу или поговорку. Повторяться нельзя. Побеждает команда, назвавшая большее их количество – 1 балл

2. «Обозначь свою точку зрения»

Жюри оценивает по 5 бальной системе каждый критерий:

1.Значимость, убедительность и доказательность работы.

2.Презентабельность представления.

3. Использование наглядных средств (схемы, рисунки, компьютерная презентация).

4.Качество выступления в ходе презентации.

Наибольшее количество баллов – 20.

3. «Приведи аргументы в защиту своей точки зрения»

Каждая команда озвучивает конфликтную ситуацию для соперников (педагогическая ситуация) в работе с родителями по тематике педагогического ринга. Время обсуждения 30 секунд. Команда выслушивает ответ соперника, затем озвучивает свой вариант ответа.

Наибольшее количество баллов – 5.

4. «Игра – дело серьезное»

Каждая команда презентует дидактическую игру по приобщению к ЗОЖ.

Жюри оценивает по 5 бальной системе каждый критерий:

1. Соответствие игры тематике.

2. Оригинальность и эстетичность в оформлении игрового материала.

3. Развивающая направленность игры.

4.Наличие разработанных правил игры.

5. Учет возрастных особенностей детей.

Наибольшее количество баллов – 25.

Итоговые оценки команд



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль