"8 Марта - праздник наших мам!" Занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп

21297

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с наступающим 8 марта и в преддверии этого весеннего праздника предлагаем вам методический материал - конспект тематического занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп.
Данное занятие поможет сделать еще один шаг в развитии связной речи детей в процессе активной межличностной коммуникации. Рекомендуется воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-7 лет.

8 Марта - праздник наших мам! Занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной группАВТОР
Татьяна Александровна Ткаченко - признанный эксперт в области детского развития, логопед с более чем 40-летней практикой, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ. Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и Кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО).

ЦЕЛЬ
Развитие связной речи у детей в процессе активной межличностной коммуникации с использованием различных вспомогательных средств.

ЗАДАЧИ

  • Научить детей составлению повествовательных, объяснительных, описательных и сравнительных рассказов с использованием сюжетных картин, картинок – символов, плана – схемы
  • Активизировать словарь (особенно слов – признаков)
  • Развивать навыки активной межличностной коммуникации в процессе коллективной учебно-игровой деятельности
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память и словесно – логическое мышление

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

  • Магнитофон для записи детских рассказов
  • Сюжетные картины, картинки – символы с изображением профессий 8 Марта - праздник наших мам! Занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп
  • План - схема для составления описательного рассказа о профессиях и фотографии мам 
  • Фишки для подсчёта количества подобранных слов

В данной работе использованы материалы книги Татьяны Александровны Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи". Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В ходе упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера. Предлагаемые упражнения систематизированы с учетом авторского подхода, рекомендованного Министерством образования РФ. Он позволяет эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении и гармоничном развитии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель:
- Приближается прекрасный праздник 8 Марта в детском саду. Кого мы будем поздравлять в этот день? Кто скажет самые лучшие слова о своей маме? Какая она? (воспитатель помогает с подбором слов-признаков: добрая, ласковая, нежная, трудолюбивая, красивая, заботливая, любимая, внимательная и пр.)2. ИГРА "ПОДАРКИ ДЛЯ МАМЫ"

Воспитатель показывает картину, на которой мальчик с папой стоят перед витриной магазина (Рис.1).

- Представьте, что перед 8 Марта папа с сыном отправились в магазин. Как вы думаете - зачем? Верно, за подарками!

В магазине "Свет" продавались торшеры, люстры, настольные лампы… А что покупатели найдут в других магазинах? Послушайте их названия и подберите подарки для мамы!

(Воспитатель, по - очереди, называет магазины: "Лакомка", "Каблучок", "Шкатулка", "Мелодия", "Хозяюшка". Дети объясняют назначение магазина и перечисляют подарки, которые можно в нем купить. За каждый правильно названный подарок ребенок получает фишку. Детям предлагается не только перечислять товары, но и объяснять ход рассуждений. По окончании игры, воспитатель подсчитывает – у кого больше фишек - подарков)3. ИГРА - СРАВНЕНИЕ "РАЗНЫЕ МАМЫ"

Воспитатель показывает портрет молодой женщины в полный рост (Рис.2).

- У моего соседа Кирюши вот такая мама. Как вы думаете, она светловолосая? (Нет, темноволосая, шатенка) Голубоглазая? (нет, кареглазая) Полная? (худая, стройная) и т.д.

Воспитатель выставляет на доску несколько фотографий мам (их заранее передали в группу родители) и предлагает детям сравнить свою маму с мамой Кирюши.

Воспитатель направляет детские рассказы – сравнения, например, просит рассказать о прическе, цвете волос, глаз, одежде или обуви (владельцы фотографий составляют подробные сравнительные рассказы о своих мамах, остальные дети задают уточняющие вопросы, дополняют рассказы товарищей)4. ИГРА-ОБЪЯСНЕНИЕ "ВОТ ТАК ПОДАРОК!"

Воспитатель показывает портрет мальчика (Рис.3) и предлагает послушать – что сын рассказал о своем подарке для мамы (выразительно декламирует стихотворение, изображая голос мальчика).
Чудный день - Восьмое марта, 
Распирает счастье грудь,
Подарить хочу я маме
В этот праздник что-нибудь.
Я умоюсь ей в подарок,
Ей в подарок причешусь,
Влезу в новую рубаху
И духами надушусь!

Я зайду на кухню прямо,
(Соберется там семья!)
И скажу: "Ну, здравствуй, мама!
Мой подарок – это я!"

После слушанья, дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию стихотворения, объясняют – почему оно шуточное, оценивают «подарок» мальчика, рассказывают – что лучше подарить маме, обсуждают – какие подарки мальчик может сделать своими руками. Одного – двоих детей воспитатель просит рассказать историю своими словами.5. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА "МАМА СПИТ"

Воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие тексту движения. Дети, стоя, вслед за воспитателем, изображают знакомые бытовые действия, названные в стихотворении (помешивание каши в кастрюле, работу с пылесосом, шитье, удары молотком и пр.)

Мама спит, устала очень
(Видно маме мало ночи)
( присесть, ладони под щеку)
Ранним утром мама наша
Наготовила нам каши,
Убрала всю пыль в квартире,
Позвонила бабе Ире,
Папе мяса потушила
Брату джинсы перешила
Починила ножку стула,
Села в кресло и… уснула.

По окончании этюда, дети объясняют – почему мама уснула в кресле и что нужно делать родным, чтобы мама не так сильно уставала.6. ИГРА – ОПИСАНИЕ "МАМИНА РАБОТА"

Воспитатель показывает детям картинки – символы и просит отгадать – кем работают эти мамы (Рис.4). Дети называют профессии, рассказывают то, что знают о них.

Затем воспитатель предлагает всем детям вспомнить профессии своих мам.

- Сейчас самые смелые будут рассказывать о работе любимой мамочки. Ваши рассказы я запишу на магнитофон, а запись передам родителям! Мамам будет очень приятно! Поможет вам вот такая схема. Воспитатель показывает схему из 5-ти пунктов (Рис.5).

Воспитатель знакомит детей с пунктами плана – схемы, вызывает первого желающего и включает магнитофон. Затем опрашивает еще 2-3 детей.7. ИГРА – РАССКАЗ "БЕЛКА – ПОМОЩНИЦА"

Воспитатель выставляет на доску серию сюжетных картин (Рис.6) и дает детям время рассмотреть их. Задает вопросы по содержанию рассказа. Дети подробно объясняют – кто чуть не испортил мамин праздник, а кто исправил положение и порадовал маму. 3-4 ребенка по цепочке рассказывают историю от начала до конца.

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Изображения, размещенные в данном материале, вы можете скачать в хорошем качестве, распечатать и использовать для занятий.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль