Конспект урока "На перекрестке физики, математики и информатики"

2827
Конспект урока

 

Авторы:


Серебрякова Г.В. учитель физики
Гридчина М.К. учитель математики

Цели: 1. Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект. 2. Показать взаимосвязь математики, физики и информатики 3. Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели. 4. Развивать культуру общения, умение работать в смешанных группах. 5. Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

 

Оформление: Портреты Архимеда, Пифагора, М.Ломоносова, С.Джопса. Высказывания о математике и физике

 

ПЛАН

I.Организационный момент
Вступительное слово о значимости предметов

II.    Математическая игра

     2.1  Задание для первого тура. Первый тур

     2.2  Математическая пьеса       "Среднее арифметическое" (Приложение  1)      2.3 Разгадка тайны первого Черного ящика (Приложение 2)

    2.4  Задание для второго тура. Второй тур

     2.5  Сценка "Лист Мебиуса" (Приложение 3)      2.6  Разгадка тайны второго Черного ящика      2.6  Задание для третьей тройки игроков  Третий тур

     2. 7 Физико-математическая теория любви (Приложение 4)

     2.8  Разгадка тайны третьего Черного ящика

     2.7  Финальный тур

     2.8 Занимательные опыты по физике (Приложение 5)

Подведение итогов игры.  Награждение  

 

Ведущие: Наш сегодняшний праздник  мы посвящаем математике и физике – самым древним наукам, наукам, без которых немыслимо дальнейшее развитие человечества, наукам интересным, увлекательным, могучим  Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь!
Это встреча важных двух наук …
Приглашает нас сегодня в круг
Вместе: физика и математика.

Дети читают стихи о математике и физике

О математике

Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.
Станет пусть бином Ньютона
Для тебя, как друг родной,
Как в футболе Марадонна,
В алгебре он основной.
Синус, косинус и тангенс
Должен знать ты на зубок.
И конечно же котангенс,–
Это точно, мой дружок.
Если это все изучишь,
Если твердо будешь знать,
То, возможно, ты сумеешь
Звезды в небе сосчитать.

О физике

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

Теплом сердец создадим микроклимат в команде А сейчас возьмитесь в своей команде за руки. Что вы чувствуете? У кого руки холодные, у кого теплые, у кого прохладные. У всех это индивидуально. Но сейчас вы обменялись частично своей энергией и у вас создался благоприятный микроклимат, который характеризует вас как вы дружны, сплочены и какой энергией вы обладаете. А энергия, как вам известно, связана с (чем?)… С температурой. На нашем уроке сегодня нормальная температура и хорошее настроение! Задания для отбора первой тура игроков.

1) Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?
Ответ: 1 час и 40 минут = 100 минут .

2) Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?
Ответ: Петухи не кладут яйца.

3) В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".

Задание для первого тура

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы .Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные, открыл доказательство известной теоремы, которая применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Назовите этого учёного.
Загадки для второго отборочного тура

1. Не пчела, не шмель,
А жужжит
Неподвижно крыло,
А летит
(Самолет)

2.Два колесика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком
(Велосипед)

3.Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет
(Время)

Задание второго тура

287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений. Известен рассказ о том, как он сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота, или ювелир подмешал туда значительное количество серебра
Задание для третьего отборочного тура

Этот урок все обожают,
На этом уроке часто играют,
Не может уже без него математика,
Он называется … (Информатика)

Он живет в системном блоке,
Не работает без тока,
Очень умный – как профессор.
Называется … (Процессор)

То-то радость, то-то смех
На бумаге, без огрех,
Из какой коробки лезет
Текст на удивленье всех?

Задание для третьего тура

Известный американский предприниматель, создатель первого персонального компьютера, основатель компании АppleЗадание для финального тура

Первый русский учёный естествоиспытатель мировогозначения, энциклопедист, химик и физик, астроном, , геолог, поэт. Впервые ввел в русский язык слово «физика», он вошёл в науку как первый химик. Известно, что в декабре 1730 года 19-ти летним отправился вместе с обозом с рыбой из Холмогор в Москву. Он взял с собой помимо одежды (две рубахи и тулуп) лишь подаренные ему соседом "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого (Приложение 1)

Приложение 1

Математическая пьеса "Среднее арифметическое" (Два действующих лица)

Лена:
О чём задумался, Олег?

Олег:
Знаешь, о чём я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам! И хорошее, и плохое! Возьмём, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила -5, а я получил -1. Складываем, делим пополам, по 3 балла получили оба! Видишь как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Лена:
Ну ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Олег:
Подожди, это ещё не всё! Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже начала занятий. Складываем, делим пополам, оба пришли вовремя!

Лена:
Ты же гений! (В сторону) Ну я тебя проучу! Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Олег:
Да.

Лена:
Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со средним арифметическим. (Лена уходит)

Олег:
Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кроссовки, и Роман Борисович не будет меня ругать (делает несколько гимнастических упражнений).

Лена:
(входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась! Я тебе купила кроссовки, не что-нибудь!

Олег:
(с нетерпением) Давай быстрее! (раскрывает пакет и достаёт кроссовки) Что это? (держит в руках один большой, один маленький)

Лена:
Ты ещё спрашиваешь? Это твои кроссовки! Один 26 размера, а другой - 44 размера. Складываем, делим пополам, получаем твой размер - 35! Да здравствует среднее арифметическое!

(Олег хватается за голову и убегает).

Приложение 2 Тайны черных ящиков.

Внимание! Чёрный ящик!

1. То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
(циркуль)

2. Приспособление для передачи мыслей на расстояние
(конверт)

3. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В этом черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике?
(Винт Архимеда, используется в мясорубке)

Приложение 3 Сценка "Лист Мёбиуса"
- Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?
- Значит, её можно было бы надевать с двух сторон. Это было бы не плохо, Наши хиппи в варёнках просто лопнули бы от зависти.
- Нет, тут дело посложнее: рубашка с одной только стороной.
- Не морочь мне голову, таких рубашек не бывает.
- Конечно я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр. Он представляет собой двустороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности (водит концом маркера по внешней стороне цилиндра), то не пересекая границы нельзя очутиться на другой его стороне, т.е. внутри цилиндра. А теперь смотри (берёт длинную прямоугольную полоску бумаги и склеивает её так, как показано на рисунке). Я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду водить маркером по ней вправо.
- И ты надеешься прийти в ту же точку, но на другой стороне этого листа? Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
- Ах, ты, Фома неверующий. Смотри! (Проделывает обход, и все видят, что маркер оказался « с другой стороны»). Если хочешь, убедись сам ( другой ученик тоже проделывает этот опыт, а за ним кто угодно из желающих).
- Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрели независимо друг от друга в 1858-1865 г.г. немецкие математики А.Ф.Мёбиус и И.Б.Листинг. Ныне эта кривая поверхность называется листом Мёбиуса. И изучает такие поверхности особая ветвь математики – топология .

Приложение 4 "Физико-математическая теория любви"
Физики (Письмо влюбленного физика математичке)
Наконец-то я набрался мужества и решил тебе открыть сферу своей души. В отдаленных пространствах моего сердца светит яркий и прекрасный луч любви, который пересекает вдоль и поперек мою душу. Ты для меня, как противоположный полюс магнита, чувства к тебе подобны незатухающим колебаниям высокой амплитуды. Полушарие моего мозга постоянно генерируют мысли о тебе. Методом индукции я подсчитал, что проекции наших судеб пересекутся на плоскости жизни. Мне снятся косекансуальные сны, где наши души интегрируются в трехмерном пространстве. В них твои черты предельно красивы и изящны, как «улитка Паскаля». Глядя на тебя, я искрю, как перегоревший конденсатор. При встрече с тобой мой разум стремится к нулю. Я надеюсь, что мы скоро продифференцируемся и устремимся к бесконечности счастья. Соединившись, мы, как электрон и позитрон, высвободим порцию положительной энергии любви! Люблю. Твой Физя.

Ответ математиков
Мой милый, дорогой, любимый Физя! Хочу рассказать тебе о своих чувствах и, надеюсь, что ты меня поймешь. Конечно же, основанием наших отношений стала наша первая встреча, которая была результатом вычитания тебя из массы других парней и вычисления разницы между вами. Но чем чаще я тебя видела, тем больше ты выделялся из множества этих минимумов. Сейчас же о твоих достоинствах я могу говорить, не переставая. И так, но начну с доказательств моего чувства к тебе, хотя это можно принять и за аксиому. Будем основываться на том, сколько твоих достоинств я могу выделить. Первая из них – это, конечно, твой характер. Он одновременно и прост, как правильный треугольник, и сложен, как декаэдр. Каждая отдельная его черта просто сводит меня с ума, а все вместе они выглядят также идеально, как единичная окружность. Теперь, о твоей внешности. Ты не представляешь, как я люблю тонуть в твоих глазах неопределенного спектрального состава, глубина которых стремиться к бесконечности. Как мне нравится чувствовать на себе твой взгляд, иногда такой загадочный, как мантисса десятичного логарифма, как сводит меня с ума угол наклона твоих бровей и ломаная линия твоих губ! Ты мне бесконечно дорог. Без тебя я как система координат без своего начала, как комплексное число без мнимой части, как уравнение без переменной, как пирамида без ребра. Если же спросить меня о твоих недостатках, то я не могу вспомнить ни одного, так как ты для меня – абсолютная величина, а относительная погрешность моих измерений, как показываю расчеты, стремится к нулю. Надеюсь, ты понял, что чувство мое к тебе также постоянно, как число «пи», и истинно, как теорема Пифагора. Осталось лишь добавить, что ты всегда можешь на меня рассчитывать, и все, что у меня есть, я готова поделить на двоих. Проведя дифференцирование, интегрирование и полное исследование функции наших отношений, я пришла к выводу, что мы просто созданы друг для друга, так же, как касательная для кривой, медиана для треугольника и корень для уравнения. Теперь дело за твоим решением, но с ним не торопись, ведь от этого зависит функция нашего будущего.

С максимальной любовью, твоя положительная полуось по имени Матяня!Приложение 5Занимательные опыты

Опыт 1 "Не замочив рук"
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 "Несгораемый платок"
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт 3 "Загадочная картофелина"
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает.
Объясните загадку картофелины.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 4 "Яйцо в бутылке"

Литература

  1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2002.
  2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение, 1985
  3. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике, М, Просвещение,1977г.
  4. Никольский С. М. и др. – Задача-шутка. №1.56, стр. 24
  5. Савин А. П., Станцо В.В., Котова А. Ю. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика:– М.: АСТ, 1995
  6. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект урока На перекрестке физики, математики и информатики

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль