Конспект урока "Знакомство с русским национальным костюмом"

7735
Конспект урока

Автор: Петряева Лариса Анатольевнаучитель технологии  МБОУ СОШ № 7, г. Сургут

Цель: Приобщать школьников к истории русской национальной культуры посредством творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:
  • Познакомить с особенностями внешнего вида русского национального костюма, расширить представление детей о народной одежде (детали русского костюма, материалы, способы украшения);
  • Обучить технологии изготовления элементов костюма;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности детей;
  • Формировать навыки совместной и самостоятельной работы;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской культуре,изучению истории Отечества.

Материалы к занятию

  • Презентация фотографий и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. 
  • Куклы в русских национальных костюмах. 
  • Аудиозаписи русских народных песен. 
  • Трафареты орнамента национального русского костюма. 
  • Шаблонные модели кукол, силуэты одежды. 
  • Подборка составляющих деталей женского и мужского костюма.
  •  Шкатулка с украшающими элементами. 
  • Наглядный материал с фото головных уборов, повседневных и праздничных нарядов. 
  • Швейные принадлежности. 
  • Клей, двусторонний скотч, ножницы. 
  • Набор цветного картона, фломастеры.

Предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. 
  • Выбор тем сообщений, распределение изучаемых направлений.
  • Поиск фотоматериалов. 
  • Оформление уголка русской культуры.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод (изготовление элементов русского народного костюма).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомство с русским народным костюмом. Много интересного узнали мы на предыдущих занятиях, а сегодня нашей целью будет объединить все полученные знания о девичьем, женском и мужском русских костюмах.

2. Повторение. "В гостях у сказки" ( фото и репродукции картин)

- Ребята, давайте рассмотрим эти фотографии. Что интересного вы можете о них рассказать? Ассоциации с героями каких сказок у вас возникли, видя эти картинки?

(дети отвечают, рассказывают, по каким признакам они определили сказочных персонажей)

Вопросы для размышления:

откуда мы еще берем информацию об истории костюма?

по каким признакам можно определить принадлежность одежды к исторической эпохе Руси?

(дети перечисляют отличительные особенности русского народного костюма, выступают учащиеся подготовившие сообщения о музеях, ремеслах, старинных игрушках, исторических фильмах и мультипликации на основе сказок и былин)

3. Историческая справка. "Разновидности русского костюма" 

(рассказ учителя об отличительных особенностях костюма в соответствии с географическим положением, статусом в обществе, событиями в жизни русского человека, использовании видов ткани для изготовления одежды в соответствии с ее назначением; видах орнамента, украшающих элементах)

На прошлом занятии мы разделились на группы, и вы получили задание подготовить сообщение о конкретном элементе костюма.

(выступления учащихся по группам про элементы русского народного костюма:

- девичий, женский и мужской головной убор;

- мужская рубаха;

- мужские брюки;

- пояс;

- женская понева;

- сарафан;

- фартук;

выступления сопровождаются демонстрацией слайдов)

Молодцы ребята! Хорошо подготовились!
4. Практическая работа.
4.1 "Разработка костюмов"
( работа с использованием наглядно-декоративного материала, шаблонов, подготовленных учащимися материалами, для изготовления выбранного элемента русского народного костюма)

Все вместе мы с вами постараемся разработать и собрать примерный образец женского и мужского костюма, таким образом, нарядим Машу и Ваню. Итак, работая в парах, каждый из вас подготовит тот или иной элемент костюма (женского или мужского). На рабочих столах есть для этого все необходимое: тесьма, ленты, бисер, кружево и др. материалы. В процессе работы используйте инструкционные карты, они вам помогут. Д ля изготовления вашей работы не бойтесь экспериментировать, ведь в ручной работе народных мастеров всегда присутствовали творчество и фантазия.

(звучат русские напевы)

4.2 Физминутка.

"Разгадывание кроссворда" на основе загадок об одежде и народных промыслах (выходя к доске, дети выбирают правильные ответы).

4.3 "Сборка костюмов"

Ребята, вижу, что у вас уже есть, чем нарядить наших Машу и Ваню. Выберите, кто из пар еще не выходил к доске. Давайте определим, в какой последовательности необходимо надевать одежду русского костюма.

(ответы учащихся)

Замечательно. Все запомнили и разобрались. Теперь прошу к нашим гостям, они заждались, хотят быстрее нарядиться.

(участники выходят к доске)

Помните, что надо не только правильно надеть одежду, но и рассказать, каким элементом гардероба является данная вещь, ее назначение, объяснить, почему именно так вы решили ее изготовить, чем украсили. 

(сборка костюмов, объяснение учащихся)

Ну, что, очень красивые у нас получились костюмы. Таня и Ваня улыбаются, благодарят вас. Давайте повторим, что нового вы узнали на уроке, ответив на вопросы.

5. Вопросы на закрепление материала.

- что являлось основной одеждой каждой женщины?

- чем отличались девичьи и женские головные уборы?

- какие вещи получали название от их прямого назначения?

- зачем на любой одежде делалась вышивка?

- как родители защищали своих детей от недоброго глаза и порчи?

6. Итог занятия. Рефлексия.

Итак, наше занятие заканчивается. Понравилось оно вам? Чему вы сегодня научились? (ответы детей). Рада, что все довольны. Все дружно работали, с заданием справились, костюмы разработали. Теперь для пошива костюмов у нас есть эскизы и наглядные материалы. Всем большое спасибо за работу.

7. Чаепитие.

(угощение детей, гостей чаем с баранками и блинами)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль