Конспект занятия "В гости к дымковским мастерам"

2818
Конспект  занятия

Автор: Власова Елена  Васильевна. Воспитатель НДОУ НШДС №2 (Воронежская область)

Цели:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах(изделия дымковских мастеров) . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 

Задачи:

  • Способствовать проявлению интереса к русской культуре, к истории возникновения народного промысла . 
  • Закреплять знания детей о свойствах глины . 
  • Упражнять в умении сравнивать, анализировать , делать умозаключения . 
  • В художественном творчестве продолжать развивать чувство цвета , формы , композиции. 
  • Воспитывать эстетическое восприятие ,художественный вкус . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 
  • Развивать логическое мышление. 
  • Вызвать эмоциональный отклик от чтения ярмарочных закличек (малые фольклорные жанры ). 

Материалы:

Демонстрационный : Набор дымковских игрушек .Сюжет документального фильма о труде дымковских мастериц. 

Карточки с образцами элементов дымковской росписи . 

Осколки битых керамических изделий . 

Объёмная кукла выполненная в технике - бумагопластика , стилизованная под дымковскую барышню . 

Раздаточный: Шаблоны (силуэты фигурок на белом картоне ). 

Пластилин, глина, гуашь, кисти, клей, ножницы. 

4 конверта с индивидуальным заданием и набором материала для творчества.(1-глина,дощечка, 2-глиняная игрушка ,белая гуашь, кисти, 3-силуэт дымковской куклы, цветная гуашь, кисти; 4-силуэт дымковской куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги ,клей , кисти ,5-силуэт дымковского индюка, пластилин разного цвета 

Оборудование: 

Географическая карта. 

Ростовая кукла - Марья- Искусница. 

Коробка с логотипом почты , имитирующая посылку. 

ТСО. 

Предварительная работа : 

Чтение рассказов об истории промысла ,продуктивная деятельность детей по данной теме в НОД 

Детальный анализ поэтапного изготовления игрушки из глины (пластилина). Акцентирование внимания на особенности росписи игрушки -простой геометрический орнамент (пятна , круги , зигзаги ,клетка ) и использование большого количества ярких цветов (от четырех до десяти). 

Ход непосредственно-образовательной деятельности. 

1. Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту: 

Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Марьей искусницей попадем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город в России интересен, о каждом есть , что рассказать. Чем же знаменит Киров ,заречная слобода Дымково? В этих местах в далёкую старину возник самый известный из глиняных промыслов России -дымковская игрушка. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали ,добавляли песок и перемешивали. Ближе к зиме , когда заканчивались работы в поле и на огороде принимались за лепку игрушек Вначале были свистульки, из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку ,то в петушка. 

Рассказ воспитателя сопровождается слайдами. 

2.С приходом весны устраивали ярмарки, где помимо прочего на лотках и прилавках торговали весёлым товаром. Шумит народное гулянье, оглашается свистом вся округа. Оттого и прозвали этот весенний праздник "Свистунья" 

(Каждый ребёнок получает по свистку). 

Динамическая пауза (со свистом) 

Ровным кругом , 

Друг за другом 

Мы идём за шагом шаг. 

Стой на месте, 

Дружно вместе 

Сделаем...вот так!(показ движения).повтор-3 раза. 

3. Свойства глины. Описание с опорой на схему. 

Ребята Марья искусница получила посылку с обратным адресом- г. Киров, с. Дымково. Догадайтесь что в ней? 

-Глиняные игрушки. 

Открыв посылку дети обнаруживают в ней расколовшиеся на части изделия из глины. Делают вывод : 

-Глина -материал хрупкий ,распадается от удара. 

Какие ещё свойства глины вы знаете? 

Схема: 

-размокает в воде, приобретает пластичность 

-после высыхания сохраняет форму 

-боится влаги, т.к под воздействием воды принимает первоначальное состояние (бесформенное ) 

-после обжига в печи становится водонепроницаемой 

-от легкого удара звучит, от сильного удара распадается на куски. 

Проблемная ситуация. 

4.Загрустила Марья -Искусница ,ведь игрушки в посылке предназначались для весенней ярмарки. Подумайте и скажите из чего ещё можно сделать игрушки похожие на дымковские но которые не разобьются при транспортировке? 

Высказывания детей. 

5.Продуктивная деятельность детей. 

Марья -Искусница подготовила 5 конвертов ,в каждом набор различных материалов для творчества. 

1 послушный комочек (лепка из глины) 

2 белоснежная сказка (грунтовка -белая гуашь) 

3 радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле Дымка) 

4 пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле Дымка) 

5 квиллинг(аппликация на силуэте с использованием готовых элементов) 

Чтобы игрушка была похожа на дымковскую необходимо соблюдать правила росписи. Назовите элементы узора. 

-кольца, точки, клетка, волнистые линии, пятна. 

Дети распределяются на подгруппы по интересам и приступают к самостоятельной творческой деятельности. 

Итог НОД. 

Выставка работ. 

Вопросы ; 

-Какой самый известный глиняный промысел в России? 

-Почему лепкой игрушек занимались зимой? 

-Почему игрушки называют дымковские, а ярмарку на которой они продавались «свистунья»? 

Марья - Искусница, рассматривая детские работы, отмечает сходство с оригиналом, и говорит, что такие игрушки будут пользоваться спросом у посетителей ярмарки, предлагает послушать заклички, которые продавцы выкрикивали во время бойкой торговли, чтобы привлечь покупателей к своему товару. 

ЗАКЛИЧКИ 

Солнышко, пробудись 

Красное, разожгись! 

С весной красной 

К нам вернись! 

Зимний сон забывай 

На ярмарку всех зазывай! 

Стремглав без оглядки 

Из-за речки Вятки 

Ни мал, ни велик 

Примчался кулик, 

На лёд опустился- 

Лёд проломился. 

И тепла да ясна к нам пришла весна! 

Свистки и свисточки 

Для дочки с сыночком ! 

Свистульки хороши , 

Голосят от души ! 

Эй, народ, подходи, 

На гуся погляди! 

Гусь, как индейка, 

И стоит копейку ! 

Не товар, а сущий клад, 

Разбирайте нарасхват! 

Давай, подходи 

И других приводи!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль