Конспект занятия "В гости к дымковским мастерам"

2800
Конспект  занятия

Автор: Власова Елена  Васильевна. Воспитатель НДОУ НШДС №2 (Воронежская область)

Цели:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах(изделия дымковских мастеров) . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 

Задачи:

  • Способствовать проявлению интереса к русской культуре, к истории возникновения народного промысла . 
  • Закреплять знания детей о свойствах глины . 
  • Упражнять в умении сравнивать, анализировать , делать умозаключения . 
  • В художественном творчестве продолжать развивать чувство цвета , формы , композиции. 
  • Воспитывать эстетическое восприятие ,художественный вкус . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 
  • Развивать логическое мышление. 
  • Вызвать эмоциональный отклик от чтения ярмарочных закличек (малые фольклорные жанры ). 

Материалы:

Демонстрационный : Набор дымковских игрушек .Сюжет документального фильма о труде дымковских мастериц. 

Карточки с образцами элементов дымковской росписи . 

Осколки битых керамических изделий . 

Объёмная кукла выполненная в технике - бумагопластика , стилизованная под дымковскую барышню . 

Раздаточный: Шаблоны (силуэты фигурок на белом картоне ). 

Пластилин, глина, гуашь, кисти, клей, ножницы. 

4 конверта с индивидуальным заданием и набором материала для творчества.(1-глина,дощечка, 2-глиняная игрушка ,белая гуашь, кисти, 3-силуэт дымковской куклы, цветная гуашь, кисти; 4-силуэт дымковской куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги ,клей , кисти ,5-силуэт дымковского индюка, пластилин разного цвета 

Оборудование: 

Географическая карта. 

Ростовая кукла - Марья- Искусница. 

Коробка с логотипом почты , имитирующая посылку. 

ТСО. 

Предварительная работа : 

Чтение рассказов об истории промысла ,продуктивная деятельность детей по данной теме в НОД 

Детальный анализ поэтапного изготовления игрушки из глины (пластилина). Акцентирование внимания на особенности росписи игрушки -простой геометрический орнамент (пятна , круги , зигзаги ,клетка ) и использование большого количества ярких цветов (от четырех до десяти). 

Ход непосредственно-образовательной деятельности. 

1. Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту: 

Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Марьей искусницей попадем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город в России интересен, о каждом есть , что рассказать. Чем же знаменит Киров ,заречная слобода Дымково? В этих местах в далёкую старину возник самый известный из глиняных промыслов России -дымковская игрушка. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали ,добавляли песок и перемешивали. Ближе к зиме , когда заканчивались работы в поле и на огороде принимались за лепку игрушек Вначале были свистульки, из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку ,то в петушка. 

Рассказ воспитателя сопровождается слайдами. 

2.С приходом весны устраивали ярмарки, где помимо прочего на лотках и прилавках торговали весёлым товаром. Шумит народное гулянье, оглашается свистом вся округа. Оттого и прозвали этот весенний праздник "Свистунья" 

(Каждый ребёнок получает по свистку). 

Динамическая пауза (со свистом) 

Ровным кругом , 

Друг за другом 

Мы идём за шагом шаг. 

Стой на месте, 

Дружно вместе 

Сделаем...вот так!(показ движения).повтор-3 раза. 

3. Свойства глины. Описание с опорой на схему. 

Ребята Марья искусница получила посылку с обратным адресом- г. Киров, с. Дымково. Догадайтесь что в ней? 

-Глиняные игрушки. 

Открыв посылку дети обнаруживают в ней расколовшиеся на части изделия из глины. Делают вывод : 

-Глина -материал хрупкий ,распадается от удара. 

Какие ещё свойства глины вы знаете? 

Схема: 

-размокает в воде, приобретает пластичность 

-после высыхания сохраняет форму 

-боится влаги, т.к под воздействием воды принимает первоначальное состояние (бесформенное ) 

-после обжига в печи становится водонепроницаемой 

-от легкого удара звучит, от сильного удара распадается на куски. 

Проблемная ситуация. 

4.Загрустила Марья -Искусница ,ведь игрушки в посылке предназначались для весенней ярмарки. Подумайте и скажите из чего ещё можно сделать игрушки похожие на дымковские но которые не разобьются при транспортировке? 

Высказывания детей. 

5.Продуктивная деятельность детей. 

Марья -Искусница подготовила 5 конвертов ,в каждом набор различных материалов для творчества. 

1 послушный комочек (лепка из глины) 

2 белоснежная сказка (грунтовка -белая гуашь) 

3 радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле Дымка) 

4 пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле Дымка) 

5 квиллинг(аппликация на силуэте с использованием готовых элементов) 

Чтобы игрушка была похожа на дымковскую необходимо соблюдать правила росписи. Назовите элементы узора. 

-кольца, точки, клетка, волнистые линии, пятна. 

Дети распределяются на подгруппы по интересам и приступают к самостоятельной творческой деятельности. 

Итог НОД. 

Выставка работ. 

Вопросы ; 

-Какой самый известный глиняный промысел в России? 

-Почему лепкой игрушек занимались зимой? 

-Почему игрушки называют дымковские, а ярмарку на которой они продавались «свистунья»? 

Марья - Искусница, рассматривая детские работы, отмечает сходство с оригиналом, и говорит, что такие игрушки будут пользоваться спросом у посетителей ярмарки, предлагает послушать заклички, которые продавцы выкрикивали во время бойкой торговли, чтобы привлечь покупателей к своему товару. 

ЗАКЛИЧКИ 

Солнышко, пробудись 

Красное, разожгись! 

С весной красной 

К нам вернись! 

Зимний сон забывай 

На ярмарку всех зазывай! 

Стремглав без оглядки 

Из-за речки Вятки 

Ни мал, ни велик 

Примчался кулик, 

На лёд опустился- 

Лёд проломился. 

И тепла да ясна к нам пришла весна! 

Свистки и свисточки 

Для дочки с сыночком ! 

Свистульки хороши , 

Голосят от души ! 

Эй, народ, подходи, 

На гуся погляди! 

Гусь, как индейка, 

И стоит копейку ! 

Не товар, а сущий клад, 

Разбирайте нарасхват! 

Давай, подходи 

И других приводи!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль