Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

21344

Одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Внимание многих исследователей к данной проблеме подтверждает ее актуальность и в настоящее время.

Так, особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелеева, Н.А. Реуцкой, В.С. Мухиной, В.А. Горяниной.

Окружающая ребенка среда в ДОУ должна обеспечивать ему разностороннее развитие - умственное, физическое, эстетическое и нравственное. Поэтому при построении предметно-развивающей среды важно соблюдение основных принципов:

  • открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности - динамичности;
  • полифункциональности;
  • гендерного подхода.

Немаловажную роль в воспитании детей играет интерьер помещения группы, где воспитанники проводят большую часть своего времени. Оформление групповой комнаты должно способствовать формированию у детей положительных эмоций, познавательных интересов, эстетическому воспитанию, а также соответствовать возрастному и половому составу воспитанников. При этом важно наличие единого стиля в оформлении и соответствие обстановки помещения его назначению. Предметно-развивающая среда должна отвечать целям и задачам реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Особого внимания заслуживает оформление раздевальных, которые наряду со своим основным назначением (место для раздевания и одевания воспитанников), выполняют функцию информирования родителей о жизни детей в группе и предстоящих мероприятиях. Уютной и информативной должна быть раздевальная и для детей.

Предметно-развивающая среда - это не только одно из условий эффективной воспитательно-образовательной работы в ДОУ , но и объект контроля. Так, проанализировать и оценить интерьер групповых помещений и раздевальных в дошкольном учреждении поможет электронная система "Образование" (далее - ЭСО).

Наиболее простой способ нахождения нужных материалов в ЭСО - строка поиска. Например, введем в нее тему "интерьер группы". ЭСО мгновенно выдает результат - все представленные в ней материалы ранжированы по степени соответствия запросу. Среди них - карта анализа предметно-развивающей среды группы.

Нужный документ можно открыть, прочитать или распечатать. Если вас заинтересовали другие материалы, предложенные ЭСО, их можно отфильтровать по типу учреждения, материала, по рубрикам (рис. 1).

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам - заниматься разными видами деятельности: играть, рисовать, бегать, прыгать и т. д.

Для этого предметно-развивающая образовательная среда ДОО разделяется на различные зоны: для сюжетно-ролевых игр, игр со строительными материалами, с песком и водой, подвижных игр, для уголков природы, чтения и рассматривания иллюстраций, ряжения, отдыха, уединения и др.

Оценить предметно-развивающую среду в группе с точки зрения организации условий для игровой деятельности детей также можно с помощью материалов ЭСО. Конкретизируем запрос и, например, введем в строку поиска фразу "анализ предметно-развивающей среды в группе для игровой деятельности". ЭСО выдаст нужную нам карту анализа предметно-развивающей среды группы (рис. 2).

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Искать информацию в ЭСО можно с помощью не только строки поиска, но и рубрикатора на главной странице, который представляет собой набор корневых тематических рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и материалы, необходимо нажать на значок "+" перед названием рубрики.

Поскольку в нашем случае нужны материалы по теме "карта анализа предметно-развивающей среды группы", раскроем рубрику "Обучение и воспитание", выберем "Дошкольное образование", зайдем в раздел "Внутрисадовский контроль". В появившемся списке подразделов с помощью плюсика откроем наиболее подходящий - "Организация внутрисадовского контроля".

Для удобства изучения предлагаемые документы можно отфильтровать по типу:

  • "Экспертные разъяснения";
  • "Шаблоны и примеры";
  • "Нормативная база".

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

Если нужной информации в ЭСО вы не нашли, задайте вопрос эксперту. Для этого необходимо нажать на кнопку "Вопрос эксперту", предварительно вернувшись на главную страницу. В новом окне откроется специальная форма (рис. 4). Заполните все поля и нажмите на кнопку "Отправить запрос на добавление темы".

Узнать подробную информацию об электронной системе "Образование" и заказать счет на оплату можно в отделе по работе с клиентами по тел.: 8 (495) 937-90-82 или e-mail: ap@mcfr.ru.

Читайте также о развитии дошкольников:

Педсовет «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками

Образовательная программа ДОУ: алгоритм разработки

Игровой тренинг для детей: развиваем коммуникативные навыки и эмоциональную сферу

Контроль проведения утренней гимнастики в детском саду



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль