Как научить ребенка 6,5-8 лет общаться с другими детьми

6094
Как научить ребенка 6,5-8 лет общаться с другими детьми

Автор: С.С. Смирнова,  педагог-психолог, образовательный кинесиолог,  Москва

Завершаем цикл статей, посвященных особенностям развития и поведения детей в конкретный возрастной период*. Как научить ребенка высказывать свои мысли, выслушивать и принимать мнение других? Как правильно критиковать его? Ответы на эти вопросы нередко волнуют родителей. Ведь все это будет способствовать правильному отношению ребенка к учебной деятельности, а также формированию у него  адекватной самооценки.

* Окончание. Начало см.: "Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012". № 12. С. 32; 2013. № 1. С. 46, № 2. С. 23.

Умение высказывать свои мысли и принимать чужие

Важная задача возрастного периода 6,5-8 лет - научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача кажется вполне простой и понятной. Но вспомним, как чаще всего родители обращаются со своими детьми. К сожалению, в большинстве семей этот процесс сводится к постановке задач и контролю за их выполнением: "Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в детский сад (на занятия, в школу искусств)! Ты ел?".

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно - они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Как ни странно, в образовательных учреждениях у педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7-8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение - был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам. Принципы проведения такой дискуссии просты:
1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать - поднимает руку.
2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так..."). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.
3. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2-5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему - отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках". Правда, если цель педагога - разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто "закруглить" репликой: "Спасибо, очень интересно ты рассказала, я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать - давай передадим слово кому-нибудь из них".
4. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", - то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения: принятию иной тjчки зрения, важности того, что все высказываются по очереди. Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. И это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи.
И наоборот: постоянные окрики взрослых, обесценивание мыслей детей, нехватка времени для того, чтобы их дослушать до конца, порождают заниженную самооценку, страх перед публичным выступлением и вообще перед высказыванием собственных соображений сначала маме с папой, потом учителям, затем начальству. А иногда и друзьям.

Потребность быть успешным в своих делах

Другие важные изменения, происходящие на этом возрастном этапе, связаны с дозреванием некоторых мозговых структур. Развитие межполушарных связей приводит к более активному включению в жизнедеятельность левого полушария, отвечающего за проведение причинно-следственных связей, внимание к мелким деталям, разделение целого на части.
Также дети начинают лучше контролировать свое поведение. Они с удовольствием играют в игры по правилам (в отличие от их придумывания и смены на ходу – на предыдущем этапе): шахматы, вышибалы, настольные игры. Следят, чтобы правила обязательно соблюдались.

Дети теперь стремятся овладевать навыками. Им уже становится недостаточно нарисовать картинку, написать букву, ударить по мячу. Они подходят к взрослым и спрашивают: правильно сделали или нет? И если родители по привычке, почти не глядя, говорят: "Всё хорошо", - они расстраиваются или сердятся. Потому что искренне хотят понять, что у них получается, а что не очень.

Именно из двух вышеперечисленных факторов (дозревание важных нервных связей в головном мозгу и усиление потребности быть успешными в своих делах) складывается ведущая деятельность данного возрастного этапа - учебная.

Если быть точнее, то возраст 6-7 лет - переходный от игровой деятельности к учебной. Именно поэтому и не рекомендуется отдавать ребенка в школу слишком рано. Лучше дождаться того момента, когда он действительно захочет играть в игры по правилам и выполнять задания. И конечно же, при подготовке к школе продолжает оставаться важной игровая и эмоционально приятная подача информации. Желательно с минимальными домашними заданиями. Ведь ощущение тяжести, скуки и неуспешности может вообще отбить желание ходить в школу.

Но поскольку ошибки при выполнении заданий неизбежны и аккуратность ребенку не всегда удается соблюдать, рассмотрим адекватный способ его критики. Часто родители просто сразу замечают, что сделано не так, и в лучшем случае спокойно говорят, в худшем -указывают на это с воплями и выдиранием листов из тетради. Если такая тактика применяется регулярно, то рано или поздно ребенок перестает чувствовать себя любимым, а также теряет надежду на свою успешность.

У него складывается ощущение, что он неумеха, который всегда все делает не так. Чтобы критиковать конструктивно, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Обязательно начать с того, что получилось. Желательно даже, чтобы ребенок сам внимательно осмотрел, к примеру, свой ряд разномастных крючочков и нашел те, которые больше похожи на образец. Если он говорит, что все прекрасно или, наоборот, что все не так - взрослому нужно спокойно показать то, что, по его мнению, получилось хорошо, и объяснить, почему.
  2. Найти то, что вышло "так себе", или то, над чем еще стоит поработать.
  3. Определить план действий. Например: написать еще строчку крючков; или сегодня еще два, а завтра остальное; или выписать важный элемент, который хуже всего получается; или отдохнуть полчаса и сделать потом. Это можно решить, глядя на состояние ребенка, определив степень его усталости, включенности в работу.

Весь процесс обучения похож на подъем по лестнице многоэтажного дома. Когда ребенка учат обращать внимание прежде  всего на то, с чем он справился, - у го появляется повод гордиться собой. Тогда у него под ногами будет не про пасть вечного неуспеха, а приличное  количество пройденных ступеней. Конечно, чтобы попасть на верхние этажи, нужно еще потрудиться, но если участок пути преодолен, значит, ребенок способен на этот подъем.

Изменение отношений со взрослыми

Еще одна важная особенность данного возрастного этапа: изменение отношений со взрослыми. До школы родители были главным авторитетом в жизни ребенка. А с началом ее посещения таковым становится учитель. И вот уже родители на многие свои предложения и мнения с удивлением слышат:
"А нам учитель сказал по-другому".

Для дальнейшего нормального отношения к учебной деятельности важно, чтобы контакт с педагогом сложился. К сожалению, не каждый учитель готов профессионально относиться к особенностям ребенка. Если он настроен к ученику негативно, тот обречен на трудности в учебе, а в дальнейшем и в дружеских контактах со сверстниками. Отношение учителя задает тон взаимодействию детей в классе. Поэтому так важно найти грамотного педагога. Особенно если ребенок имеет неврологические проблемы или межполушарные нервные связи дозревают неравномерно, если в семье имел место развод или другие трудности. 

Родителям важно прислушиваться к мнению воспитателей и психологов детского сада, понимать, как общаться с дошкольником после развода. Если психологи ДОУ рекомендуют сходить к специалистам (неврологам, дефектологам, нейропсихологам) - лучше сделать это до школы. Многие, к сожалению, надеются, что в школе все само "рассосется". Как показывает практика, не рассасывается, а усугубляется. 

Ребенку с неврологическими трудностями или незрелостью мозговых структур сложно в школе. Для таких детей лучший вариант подготовки - работа с нейропсихологом, специалистом по работе мозга. Курс занятий у него длительный - в среднем два года, и на первый взгляд похож на физкультуру. Однако в сочетании со специально подобранными дополнительными заданиями нейропсихо-логическая коррекция способствует формированию всех важных нервных связей между разными отделами мозга. И тогда в школу ребенок выходит подготовленным, сталкивается с меньшим количеством проблем. А значит, и контакт с учителем, и самоуважение, и овладение новыми навыками, и высказывание своего мнения - все необходимые новообразования этого возрастного периода - будут освоены.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль