Конспект урока "Путь к Александру Блоку"

2564
Конспект урока

Автор: Асташкина Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога 

Цель урока: помочь учащимся познать Блока, поэта и человека, показать ,как факты биографии отразились в его поэзии, раскрыть художественные особенности первой книги поэта - "Стихи о прекрасной Даме"

Оборудование: музыкальное оформление, портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова, литературная газета "О, я хочу безумно жить!"

 класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами, учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи

Эпиграфы к уроку:

Тебе, поэт в вечерней тишине

Мои мечты, волненья и тревоги

Он весь – дитя добра и света,

Он весь- свободы торжество

Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной

Ход урока:

Слово учителя: 

Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.

Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.

На фоне музыки читается стихотворение А.Блока "Шар раскалённый, золотой"

Учитель: 

Мы познакомимся сегодня с Блоком – поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)

Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.Блока

Чтение стихотворения А.Блока "О, я хочу безумно жить!"

Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века

М. Цветаева

"Зверю - берлога,

Страннику - дорога..."

Д.Мережковский

"Мы с вами – поэты, а поэт в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений".

А.Ахматова

"Блок- трагический тенор эпохи, памятник начала века, плоть, почти ставшая духом".

Чтение стихотворения "Я пришла к поэту в гости"

Б.Пастернак

"Александр Александрович, вы провидец, вы увидели раньше всех и революцию, и «окаянные дни», именно вы сказали о том, что зловещ горизонт и внезапен".

Блок на небе видел разводы,

Ему предвещал небосклон...

В.Брюсов

"А.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания".

М. Цветаева "Имя твоё - птица в руке"

Учитель: 

Тебе, поэт, в вечерней тишине

Мои мечты, волненья и досуги

А. Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

Чтение стихотворения А.Блока

"Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом",

Краткое знакомство с детством А.Блока. Выступление учащихся

Чтение стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо"

Выступление ученика, играющего роль А. Блока

Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.

Выступление ученика, играющего роль В.Брюсова:

Я прочитал вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю вам дать ей название "Стихи о прекрасной Даме"

Выступление ученика их исследовательской группы:

Впервые цикл "Стихов о прекрасной Даме" был опубликован в "Северных цветах" в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: "Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: "О вечноженственном". В сущности это и есть тема всех стихов"

Выступление ученика, играющего роль Блока:

Лучшими остаются "Стихи о прекрасной Даме". Время не должно тронуть их.

Ученик- исследователь:

Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира

Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой:

Александр Александрович, вы поэт и философ, вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.

А Блок:

Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.

Д. Мережковский:

В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

Чтение стихотворения "Вхожу я в тёмные храмы"

Слово предоставляется исследователям творчества А.Блока

- Каковы особенности этого стихотворения?

В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.

Учитель:

Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: "Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём-нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе". И дальше : "Я думаю о тебе - думаю сквозь всю мою жизнь"

Ученик- исследователь:

"Стихи о Прекрасной Даме" поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений.

В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.

Чтение стихов А.Блока:

"Ветер принёс издалека" и "Я жду призыва"

Учитель:

Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в "Стихах о Прекрасной Даме" варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.

Чтение стихотворения А.Блока "Отзвуки, песня далёкая"

Д Мережковский

Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?

Ученик- исследователь:

Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём эти божественные состояния.

Чтение стихов А.Блока:

"Мы были близки"

"Не призывай"

"Скрипка"

Учитель:

Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.

Чтение стихов Блока:

"Ветер принёс издалека"

"Одинокий к тебе прихожу"

"Я жду призыва, жду ответа"

Учитель:

А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим.

Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства.

Домашнее задание:

  1. Прочитать в учебнике стр.172-182
  2. Подготовить сообщение о цикле "Стихи о Прекрасной Даме"
  3. Индивидуальные задания. Анализ стихотворений: "Незнакомка", "О доблестях, о подвигах, о славе"
  4. Выучить одно из стихотворений А.Блока по выбору

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль