Конспект урока "Изображение быта крестьян в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк"

11382
Конспект урока

Автор: Левченко Елена Сергеевна МБОУ СОШ №4  (Краснодарский край)
Цель: углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения. Оборудование: презентация по теме урока. Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
Биография писателя (подготовленный ученик)

2. Слово учителя о рассказе "Бирюк".

Рассказ "Бирюк" написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне..."
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

3. Анализ произведения.
-Понравилось ли произведение?

- Кто из героев вызвал сочувствие, кто – осуждение?

- Какова главная мысль?
(Вместе с ребятами приходим к выводу, что И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права. В произведении звучит (пусть слабо, но звучит) протест против такого положения, и этот протест вырывается из уст мужика – «вора»).

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью очерка?
(В эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве: никто не имеет право унижать, притеснять человека).

-Кто же главный герой? Понравился ли он вам?
(Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину).

-Почему рассказ называется "Бирюк"?

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)

- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)

-Разберёмся со значением слова "бирюк".

(Учащиеся узнают, что оно означает "угрюмый человек", расширим это понятие с помощью слайда).

-Что вас удивило? Какой вопрос возникает?

(Ребята сразу же обращают внимание на то, что хороший человек вдруг назван «злым» словом. Почему?)

- Записываем проблемный вопрос на доске и в тетрадях и попытаемся в этом разобраться:
Почему хороший человек назван бирюком, и каково отношение автора к своему герою?

-Что бы вам хотелось узнать о Бирюке?
(Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?) - Переходим на язык литературы и получаем, что нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа. Только необходимо ещё вспомнить о пейзаже.

-Таким образом, у нас получился план работы, с помощью которого должны раскрыть образ Бирюка и ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?»

- Ребята, на прошлом уроке вы получили д.з.: по группам подготовить портрет главного героя, интерьер избы лесника и пейзаж в произведении, и все это вы должны были отразить в своих рисунках. (Галерея рисунков развешена на доске)

1 группа. Портрет.

-Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
-Чтобы вам легче было создать портрет главного героя, воспользуемся ПРИМЕРНЫМ ПЛАНОМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (СЛАЙД)
- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

2 группа. Интерьер.

- Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.
- Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?

3группа. Пейзаж.

- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
- Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске определение кульминации).

Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты.

(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).

- Ожидали ли вы такой развязки?

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).

- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Иправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).

- Как проявляются взгляды автора в рассказе?
В 1852 году по приказу Николая I Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника".

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга "Записки охотника" послужила делу освобождения крестьян.

- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?

Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

4. Итог урока:

- Ребята, сегодня мы проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Опираясь на все сказанное, ответьте на проблемный вопрос, который мы записали в начале урока.
(Дети дают ответ на вопрос)

- Мы определили отношение автора к своему герою и ко всем крестьянам, а теперь послушаем учащихся творческой группы, которые сочинили стихи и выразили в них свое отношение к герою рассказа. (Опережающее домашнее задание)5. Комментирование оценок. 6. Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать развернутый ответ на проблемный вопрос "Почему хороший человек назван бирюком?"
2. Составить тест по рассказу "Бирюк"
3. Написать продолжение рассказа.

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль