Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина

5786
Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина

Автор: А.В. Минина,  методист лаборатории дошкольного образования окружного методического центра ЮОУО департамента образования г. Москвы, аспирант МПГУ

2013 год объявлен в России годом Германии на период 01.06.2012 по 01.06.2013

В настоящее время к качеству дошкольного образования предъявляются высокие требования. Одним из алгоритмов поиска путей повышения его эффективноcти является изучение зарубежного педагогического опыта. В цивилизованных странах важным направлением деятельности педагогов остается взаимодействие с родителями. Представляем опыт работы дошкольных учреждений Берлина.Партнерство детского сада и семьи - одно из приоритетных направлений развития образования во всем мире. Построение современной концепции сотрудничества с родителями требует изучения опыта взаимодействия семейного и общественного воспитания не только в России, но и за рубежом.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Особый интерес для изучения представляет раздел "Сотрудничество с родителями" Берлинской образовательной программы (далее - Программа) для образования, воспитания и обслуживания дошкольников в дневных учреждениях до момента поступления их в школу (1).

Авторы Программы понимают образование как процесс социального взаимодействия между детьми и между детьми и взрослыми, поэтому считают необходимым обращать внимание на решающую роль взрослых, которые занимаются образованием ребенка.

Дошкольное образование в Германии

Образование в Германии - прерогатива правительств земель. Как правило, оно находится в ведении земельных министров культуры, на федеральном уровне координируется Конференцией земельных министров культуры. Дошкольное образование предоставляется институтами, главным образом детскими садами (нем. Kindergarten), работающими с детьми 3-6 лет до момента, когда они переходят в школу. Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня образования или отставшие

Наряду с родителями (биологическими и социальными) в образовательном процессе участвуют другие взрослые, прежде всего воспитатели. Отношения между педагогами и родителями, оказывающие влияние на ребенка, должны основываться на взаимодействии и заинтересованности в разностороннем развитии детей.
Чем больше педагоги уважают и принимают во внимание культуру, традиции семьи, тем скорее дошкольник сумеет составить положительный образ себя в обществе. Таким образом, отношения между родителями и педагогами имеют основополагающее значение для реализации образовательных задач данной Программы.

Основными эффективными формами совместной работы семьи и педагогов считаются регулярные,, активные беседы и обмен мнениями о целях воспитания и обучения детей.
"Это обсуждение с родителями должно вестись соответствующим образом: если отсутствует их согласие, почти все, что педагоги хотели бы развить у воспитанников, может быть безрезультатно. Родители - самые важные воспитатели для детей, без них воспитание в детском саду едва ли может быть успешным. Семья должна иметь приоритет в решении важных вопросов, почти все родители могут добиться успеха в воспитании и образовании ребенка, если понимают причины предлагаемых педагогом действий"(2 ).
Совместное обсуждение родителями и педагогами целей и содержания педагогической работы содействует образованию детей и вместе с тем способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Особое внимание в Программе уделяется проблеме перехода дошкольника из семьи в дошкольную группу, т. е. его адаптации к новым условиям.
Так, налаживание сотрудничества между детским садом и семьей начинается еще до приема ребенка. Для того чтобы родители могли выбрать тот детский сад, который соответствует их представлениям и желаниям, детские учреждения публично представляют свою образовательную программу и приглашают семьи будущих воспитанников изучить режим дошкольной группы. Для этого организуются дни открытых дверей, родительские кафе, игровые вечера. В рамках этих мероприятий дети и родители будущей группы могут встретиться и пообщаться.

На собеседовании руководитель учреждения разъясняет родителям программу адаптации к детскому саду и поясняет, какую роль в образовании и воспитании ребенка играет сотрудничество между детским садом и семьей, а также сотрудничество дошкольных образовательных организаций.

Важно, чтобы воспитатель дошкольной группы, которую будет посещать дошкольник, заранее наладил контакт с родителями и самим ребенком. Для того чтобы избежать сложностей при поступлении ребенка в детское учреждение, педагоги и родители обмениваются информацией о его пристрастиях и антипатиях, традициях в семье и учреждении. Воспитатели по возможности перенимают традиции семьи, а родители - традиции дошкольной группы.

Для успешной адаптации необходимо также использование всех языков, на которых говорят в семьях. Только когда педагоги знают, на каких языках говорят в семье ребенка, они могут создать для него благоприятную среду.

Формирование устойчивых связей между воспитанником и педагогом является основой образовательного процесса в детском саду. Таким образом, в детских садах Берлина особое внимание уделяется адаптации детей раннего возраста. Можно выделить наиболее важные аспекты данного процесса (3) . Так, с целью благоприятной адаптации при переходе в новую среду детского сада ребенка должен сопровождать один из родителей или близкий человек. Как долго дошкольник сможет чувствовать себя комфортно без родителей в детском саду, играть, учиться, развиваться, зависит в первую очередь от его привязанности к родителям.

Родители должны быть в состоянии внутренне отпустить ребенка, чтобы он постепенно мог привыкнуть к новым условиям и наладить контакт со своим воспитателем. Это произойдет лишь в том случае, если педагоги и родители выстроят доверительные отношения. Важная задача педагогов - донести до родителей, что они по-прежнему остаются близкими ребенку людьми.

Педагог должен быть чутким к воспитаннику и помогать ему в преодолении возникающих сложностей. При этом важно, чтобы у родителей не возникало чувства, что ребенок отдаляется от них, что между ними и педагогами существует конкуренция.

Продолжительность периода адаптации будет зависеть от того, насколько чутко педагоги улавливают сигналы от воспитанника, адекватно на них реагируют и налаживают с ним контакт. Ребенок самостоятельно определяет близость, дистанцию и время для общения с воспитателем.
Адаптацию можно считать завершенной, если дошкольник привязывается к воспитателям. Показателем этого могут служить ситуации, когда во время отсутствия родителей воспитателям, заметившим тревожность дошкольника, удается его утешить.

Все большее значение для образования и развития детей дошкольного возраста приобретают детские сообщества, взаимоотношения с другими детьми. Перед педагогами немецких дошкольных учреждений стоит задача помогать дошкольнику налаживать отношения с другими воспитанниками.
Окончание переходного периода является поводом для совместной беседы, в ходе которой родители и воспитатели обсуждают прошедший этап в развитии ребенка и перспективы.

В качестве одной из форм регулярного обмена мнениями Берлинская образовательная программа предусматривает развивающую беседу. Такие "переговоры" между родителями и воспитателями формируют условия для дальнейшего обмена наблюдениями, разъяснения вопросов и принятия соглашения о воспитательных методах. Совместные развивающие беседы должны проводиться регулярно, пока дошкольник посещает детское учреждение.

Чем младше ребенок и чем быстрее и более скачкообразно складывается его развитие, тем чаще должны происходить такие встречи. Во время беседы родители делятся своими наблюдениями из повседневной жизни семьи. В свою очередь, педагог информирует их о результатах своих систематических наблюдений из будней детского сада (наблюдение и фиксирование результатов развития детей - основные функции педагога). Он описывает поведение, интересы и способности воспитанника, подчеркивая его успехи за время, прошедшее с момента последней беседы. Родители и воспитатели должны отчетливо представлять, с какими развивающими и образовательными задачами ребенок справляется, с какими нет, как ему помочь в преодолении трудностей.

Беседы между родителями, воспитателями и преподавателями также являются важным инструментом поддержки дошкольника в преддверии его поступления в школу.
Наряду с развивающими беседами родители получают представление об образовании ребенка в ходе совместно разрабатываемых проектов, которые стимулируют общение между педагогами, родителями и детьми.

Таким образом, в Программе акцентируется внимание на прозрачности и обмене информацией с целью создания партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями, в которых педагогам как профессионалам отводится активная роль. При этом уважение и признание роли семьи служат предпосылкой к тому, чтобы родители ощутили ответственность и готовность принимать решения за развитие и образование своих детей. Между тем взаимодействие родителей и воспитателей допускает расхождение во мнениях, что является стимулом для совместного поиска новых решений проблем и трудностей в воспитании детей.

Практический интерес представляет примерный перечень педагогических задач в сфере взаимодействия с родителями, предусмотренный Берлинской образовательной программой. Так, основными задачами и одновременно обязанностями педагога являются:

  • активное стремление к совместной партнерской воспитательной деятельности с родителями воспитанников;
  • проявление доверительного и уважительного отношения к родителям;
  • принятие во внимание специфических культурных особенностей родителей и их ожиданий относительно ухода, воспитания и образования детей в дошкольном учреждении;
  • построение диалога с родителями с целью определения образовательных планов;
  • проведение с родителями регулярных бесед о развитии детей, основой для которых служат записи регулярных наблюдений за развитием ребенка;
  • предоставление данных записей родителям в любое время;
  • предоставление родителям возможности перед приемом ребенка ознакомиться с педагогической концепцией и жизнью в учреждении (через рекламные буклеты, презентацию педагогического опыта работы, открытый показ образовательной деятельности с детьми);
  • привлечение родителей к решению важных вопросов воспитания и развития детей;
  • поощрение родителей при внесении ими предложений, пожеланий и критических замечаний, касающихся работы педагога с детьми;
  • проявление интереса к способностям, знаниям и интересам родителей; воодушевление их на использование этого в процессе общения с детьми;
  • профессиональный подход к информации, которую педагоги получают от родителей, и соблюдение ее конфиденциальности;
  • привлечение родителей к преобразованию и обновлению образовательной программы дошкольного учреждения, а также к планированию и организации педагогической работы;
  • трансляция своей работы родителям (открытый показ образовательной деятельности с детьми). Выстраивая партнерские отношения с семьей,
  • дошкольное учреждение открывает дополнительные ресурсы для выполнения своей образовательной миссии. При этом особая роль отводится родительским комитетам и учреждениям семейного образования.

Таким образом, образовательная политика Германии в области семейного и общественного воспитания, во многом схожая с политикой нашего государства в данной сфере, строится на принципах прозрачности, открытости, партнерских отношений и признания мнения родителей приоритетным в решении вопросов обучения и развития детей.

-----------------------------
1. Das Berliner Bildungsprogramm fur die Bildung, Erziehung und Betreuung von Kindern in Tageseinrichtungen bis zu ihrem Schuleintritt. Dr. Annette Dreier, Annette Hautumm, Dr. Elke Heller, Grit Herrnberger u.a.; Ed. Dr. Christa Preissing, Dr. Roger Prott. - Berlin: verlag das netz, 2004. - 130 s.

2.Laewen Hans-Joachim / Andres, Beate (Hrsg.): Forscher, Kunstler, Konstrukteure, Neuwied, Kriftel, Berlin, 2002. S. 57.

3. Genauere Hinweise zur Gestaltung der Eingewöhnung bei Laewen, H.-J., Andres, B., Hеdervаri, Е.: Die ersten Tage – einModell zur Eingewоhnung in Krippe und Tagespflege, Weinheim,
Berlin, 2003.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль