Мини-музей в ДОУ как форма воспитания

24999

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, малой Родине, семье".

Мини-музей в ДОУ как форма воспитательной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития малыша.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей:

  • целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
  • практической и духовной деятельности человека;
  • потребности в реализации собственных творческих способностей;
  • формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

С целью воспитания патриотизма в "Детском саду № 7" структурном подразделении МБОУ "Майская СОШ" реализуется воспитательная система "Растим патриота", которая предусматривает создание мини-музея в ДОУ и решение комплекса задач:

  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • усвоение элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование и воспитание толерантности в дошкольников, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • "позитивный центризм" (усвоение воспитанником знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому малышу с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Музейная педагогика в детском саду

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать малышей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них стали мини-музеи в детском саду по патриотическому воспитанию, работа по созданию которых проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название экспозиции, место ее размещения, разрабатывали модель. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеем ложки в г. Нытва Пермского края и Краснокамской художественной галереей им. И.И. Морозова.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев в ДОУ: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

  • интеграции - они должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
  • деятельности и интерактивности - они должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
  • природосообразности - они должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику выставки, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
  • гуманизации и партнерства - экспозиции должны предлагать условия для всестороннего развития малыша, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
  • культуросообразности - они должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
  • динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  • разнообразия - наполнение экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
  • регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с малышами в музейном пространстве.

Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры "Отыщи свое начало..."», в ходе реализации которого в ДОУ появились мини-музеи истории детского сада "Истоки", русского быта и куклы.

В мини-музее истории детского сада "Истоки" представлена экспозиция «Большая история маленького "Светлячка"», которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и их воспитанников.

Цель данного мини-музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.

В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта, цель которого пробудить в воспитаннике чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Развивающая среда данного музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в экспозиции появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы, созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности воспитанников ДОУ и родителей. Со временем в мини-музее появились фабричные куклы.

В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов:

  • пластмассовые,
  • тряпичные,
  • соломенные,
  • глиняные,
  • куклы из папье-маше,
  • бросового материала.

Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.

Мини-музей в детском саду: успешная практика

Со временем мини-музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста воспитанников данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Так, для малышей был создан мини-музей игрушек "Курочка Ряба". Не менее интересной оказалась выставка природы "Волшебные камушки", оформленный в группе среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей "Ложки разные нужны, ложки всякие важны", основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки.

Благодаря нему дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, дерева и др. Сейчас мини-музей в ДОУ демонстрирует все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время.

Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек "Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей...", "Удивительная ложка нам откроет свой секрет" и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данной выставке имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Крохи используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.

В подготовительной группе детского сада расположился музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и воспитанники подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку "Путешествие чайника (самовара)".

Совместно с родителями дошкольники:

  • рисуют;
  • подбирают картинки про самовары и чайники;
  • придумывают загадки;
  • вспоминают пословицы, поговорки;
  • сочиняют стихотворные строки.

Особенно нравятся воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в экспозиции появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.

Создание мини-музея в ДОУ "Мир открытки" позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в экспозиции часов воспитанники погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с малышами и их родителями.

Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у малышей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.

Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники "В гостях у матрешек". Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на подрастающее поколение. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".

В процессе создания небольших музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для них является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ:

  • участие в их создании детей и родителей;
  • дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу;
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в таких экспозициях не только можно, но и нужно;
  • их удобно посещать каждый день;
  • можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать;
  • в обычном музее дети - лишь пассивные созерцатели, а здесь они - соавторы, творцы экспозиции.

Причем не только они сами, но и их папы, мамы, бабушки и дедушки. Каждый такой музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям, семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе экспозиции отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музей поселка , художественную галерею г. Краснокамска. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего музея.

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями:

  • "Найди спрятавшийся предмет",
  • "Восстанови интерьер",
  • "Дорисуй картинку",
  • "Одень героя" и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике экспозиций.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому малышу.

Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль