Мини-музей в ДОУ

24776
Мини-музей в ДОУ

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, малой Родине, семье".

Мини-музей в ДОУ как форма воспитательной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития малыша.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей:

  • целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
  • практической и духовной деятельности человека;
  • потребности в реализации собственных творческих способностей;
  • формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

С целью воспитания патриотизма в "Детском саду № 7" структурном подразделении МБОУ "Майская СОШ" реализуется воспитательная система "Растим патриота", которая предусматривает создание мини-музея в ДОУ и решение комплекса задач:

  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • усвоение элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование и воспитание толерантности в дошкольников, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • "позитивный центризм" (усвоение воспитанником знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому малышу с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Музейная педагогика или мини-музей в ДОУ

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать малышей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них стали мини-музеи в ДОУ, работа по созданию которых проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название экспозиции, место ее размещения, разрабатывали модель. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеем ложки в г. Нытва Пермского края и Краснокамской художественной галереей им. И.И. Морозова.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев в ДОУ: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

  • интеграции - они должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
  • деятельности и интерактивности - они должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
  • природосообразности - они должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику выставки, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
  • гуманизации и партнерства - экспозиции должны предлагать условия для всестороннего развития малыша, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
  • культуросообразности - они должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
  • динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  • разнообразия - наполнение экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
  • регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с малышами в музейном пространстве.

Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры "Отыщи свое начало..."», в ходе реализации которого в ДОУ появились мини-музеи истории детского сада "Истоки", русского быта и куклы.

В мини-музее истории детского сада "Истоки" представлена экспозиция «Большая история маленького "Светлячка"», которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и их воспитанников.

Цель данного мини-музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.

В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта, цель которого пробудить в воспитаннике чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Развивающая среда данного музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в экспозиции появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы, созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности воспитанников ДОУ и родителей. Со временем в мини-музее появились фабричные куклы.

В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов:

  • пластмассовые,
  • тряпичные,
  • соломенные,
  • глиняные,
  • куклы из папье-маше,
  • бросового материала.

Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.

Мини-музей в ДОУ: успешная практика

Со временем мини-музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста воспитанников данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Так, для малышей был создан мини-музей игрушек "Курочка Ряба". Не менее интересной оказалась выставка природы "Волшебные камушки", оформленный в группе среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей "Ложки разные нужны, ложки всякие важны", основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки.

Благодаря нему дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, дерева и др. Сейчас мини-музей в ДОУ демонстрирует все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время.

Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек "Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей...", "Удивительная ложка нам откроет свой секрет" и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данной выставке имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Крохи используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.

В подготовительной группе детского сада расположился музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и воспитанники подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку "Путешествие чайника (самовара)".

Совместно с родителями дошкольники:

  • рисуют;
  • подбирают картинки про самовары и чайники;
  • придумывают загадки;
  • вспоминают пословицы, поговорки;
  • сочиняют стихотворные строки.

Особенно нравятся воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в экспозиции появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.

Создание мини-музея в ДОУ "Мир открытки" позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в экспозиции часов воспитанники погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с малышами и их родителями.

Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у малышей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.

Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники "В гостях у матрешек". Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на подрастающее поколение. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".

В процессе создания небольших музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для них является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ:

  • участие в их создании детей и родителей;
  • дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу;
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в таких экспозициях не только можно, но и нужно;
  • их удобно посещать каждый день;
  • можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать;
  • в обычном музее дети - лишь пассивные созерцатели, а здесь они - соавторы, творцы экспозиции.

Причем не только они сами, но и их папы, мамы, бабушки и дедушки. Каждый такой музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям, семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе экспозиции отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музей поселка, художественную галерею г. Краснокамска. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего музея.

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями:

  • "Найди спрятавшийся предмет",
  • "Восстанови интерьер",
  • "Дорисуй картинку",
  • "Одень героя" и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике экспозиций.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому малышу.

Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Автор: Байдина Е.А., педагог-психолог, руководитель по изодеятельности "Детский сад № 7" структурное подразделение МБОУ "Майская СОШ" п. Майский Краснокамского района Пермского края

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль