Интерактивные методы преподавания географии в школе

5832
Интерактивные методы преподавания географии в школе

Сергеева М.Е.,
МОУ ЛИЦЕЙ №7, г.Волгоград

В качестве интерактивных используются следующие методы преподавания:

  • кластер,
  • пазл,
  • сравнительная диаграмма,
  • двух частный дневник и другие.

Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает в себя стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия. Концепция изменений предполагает насыщение уроков географии материалами, демонстрирующими современные средства подачи темы урока и содержащими проблематику, актуальную на сегодняшнее время, в сочетании с интерактивными формами обучения.

Условиями успеха усвоения материала учащимися на уроках географии являются выбор адекватных форм освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов (докладов, презентаций, видеороликов и т.д.).

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является взаимодействие. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Известны такие формы обучения как: диалогическая, парная, полилогическая, групповая, игровая [2].

В практике школы № 32 на уроках географии используются следующие варианты метода интерактивного обучения:

Исследовательская работа в группах

В данном случае акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах до шести человек или индивидуально. Они выбирают подтему общей темы, которую нужно изучать всей группой. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учащихся. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке. Чаще всего такой вариант работы используется в проектной технологии.

Одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — вот основные принципы работы в группах.

Кластер

Так, при работе с использованием метода кластер, который применяется для стимуляции познавательной деятельности учащихся, развития их памяти и пространственного мышления, работа протекает следующим образом. Учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово), просит учащихся сделать то же в тетрадях, а затем подумать и записать вокруг данного слова (словосочетания) все, что приходит им на ум в связи с предложенной темой.

Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всей группой и фиксируют их на доске и в тетрадях.

Двухчастный дневник

Использование другого метода — "двухчастный дневник" — предполагает в процессе чтения текста учебника, дополнительного текста записывать в тетради в разделе "отрывок" слова (фразы, предложения), которые вызывают у учащихся различные ассоциации, эмоции, а в другом разделе — "реакции" — фиксировать свои мысли и чувства в связи с прочитанной частью текста. Затем проводится обсуждение результатов работы.

Учимся вместе

Учащиеся разбиваются на разнородные группы в 3–5 человек. Следует учесть уровень обученности учащихся. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работают все. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — основные принципы такой работы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, группа имеет как бы двойную задачу: академическую — достижение познавательной, творческой цели; социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Учитель контролирует деятельность учащихся.

Эксперты

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда работает над одним и тем же материалом.

Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается [1].

Следует отметить, что группы дифференцированы, между собой они не соревнуются. Как видно, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что во всех случаях соблюдены основные принципы работы в группах.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:

  • развивают самооценку и уверенность в себе;
  • делают уроки интересными;
  • развивают чувство ответственности;
  • дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;
  • дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
  • способствуют инициативе учащихся;
  • учащиеся имеют право на свое мнение;
  • учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;
  • учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;
  • учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
  • помогает создавать положительные эмоции [2].

Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе наполнения мотивационного аспекта содержания обучения географии, обладающей ярко-выраженной социокультурной направленностью в соединении с технологией развития творческих способностей личности.

Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, учитель более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддержать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения.

Литература

  • Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. — Мн.: Белорусский верасень. 2005. 176 c.
  • Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. — СПб. 2004. 203 c.48

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль