Познавательно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Глаза"

5228
Познавательно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Бушуева Лилиана Алексеевна МБДОУ "Новоторъяльский детский сад №3 "Улыбка" общеразвивающего вида

Сроки реализации проекта: два месяца

Цель проекта:
Развивать интерес детей к изучению своего организма, формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека и животных.
Задачи проекта.1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей и животных.3. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему своему организму.4. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, воспитывать толерантное отношение к инвалидам.5. Развивать зрительное восприятие детей .6. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.7. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности.
Объект исследования. 
Изучение строения и функции глаза – важнейшего органа чувств

Предмет исследованияФормирование элементарных понятий о строении, функции органа зрения человека, разнообразии строения глаз животных.Влияние специальных упражнений на развитие и сохранение зрения.
Гипотеза проектаВ дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами чувств - не самоцель. Оно лишь средство для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. В частности, если сформировать у детей представления о роли зрения в жизни человека, научить ребенка выполнять зрительную гимнастику, специальные упражнения, научить правилам ухода за глазами, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое зрение.
Методы исследования- изучение литературы;- экскурсии и наблюдения;- рассматривание картин и рисунков с изображениями глаз животных;- беседы;- дидактические игры и занятия;- зрительная гимнастика, игровые упражнения;- тестирование;- художественное слово.Практическая и теоретическая значимость проекта.- разработка перспективного тематического плана.- создание картотеки игр, панно, альбома.- создание картотеки игр по развитию зрительного восприятия.- создание альбома "Ах, эти чудные глаза!"- создание картотеки комплексов зрительной гимнастики.
План реализации проекта.1. Проведение диагностики. Выявить уровень знаний детей об органе зрения / Февраль, март / Уточнение знаний детей2. Обзор литературы. Изучить литературу по данной проблеме /февраль / Составление картотеки3. Беседы Раскрыть значение органа зрения в жизни человека, показать разнообразие органа зрения в животном мире. /В течение проекта/ Оформление альбома "Орган зрения у человека и представителей животного мира".4. Наблюдения, экскурсии Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное восприятие./ В течение проекта/Обогащение эмоционального и познавательного опыта дошкольников5. Занятия Развивать и расширять знания и эмоциональные впечатления в области ознакомления со своим организмом. /В течение проекта /Обогащение словаря дошкольников посредством новых слов, понятий. Занятие "Эти чудные глаза"6. Дидактические игры и игровые упражнения Развивать зрительное восприятие, зрительную память; организовывать игровые ситуации; формировать нравственные качества. /В течение проекта/ Подбор игр и игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.7. Зрительная гимнастика Помочь детям сохранить и развивать зрение. /В течение проекта/ Составление комплексов зрительной гимнастики8. Выставки детских работ Учить передавать в рисунке форму глаз, настроение через глаза, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций. /В течение проекта/ Проведение выставки детских рисунков "Мамин портрет", "Папин портрет", "Мой автопортрет" и другие выставки.9. Самостоятельная деятельность Учить применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх. /В течение проекта/ Самостоятельная организация дидактических, познавательных игр10. Экспериментальная деятельность Показать значение органа зрения /В течение проекта/ Организация игр по выявлению значения органа зрения11. Работа с родителями Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности. /В течение проекта /Подбор картинок, загадок, стихов, поговорок о глазах.Выпуск газеты "Глаза. Как их сберечь". Проведение игр,зрительной гимнастики дома.12. Создание предметно-развивающей среды Оформить доступную для изучения предметно-развивающую среду Февраль, март Изготовление панно "Органы чувства", "Правила здоровья", "Офтальмотренажер", "Массажные точки"

Предполагаемые продукты деятельности:1. Разработка конспекта занятия "Эти чудесные глаза"2. Проведение открытого занятия "Эти чудесные глаза".3. Проведение выставки детских рисунков "Мамин портрет", "Папин портрет".4. Выпуск газеты для родителей "Глаза. Как их сберечь".5. Изготовление панно "Органы чувства".6. Изготовление панно "Правила здоровья".7. Оформление альбома "Орган зрения у представителей животного мира".8. Подбор упражнений зрительной гимнастики.

9. Проведение зрительной гимнастики в ДОУ на занятиях, в повседневной жизни.

10. Подбор стихов, загадок, поговорок о глазах.11. Обогащение предметно-развивающей среды:"Меткие стрелки" на развитие глазомера, "Офтальмотренажер", "Массажные точки".
Диагностические вопросы по выявлению знаний об органе зрения(направлены на определение уровня знаний детей об органе зрения до и после изучения темы)1. Что такое орган зрения и для чего он нужен?2. Что такое веки и для чего они нужны?3. Что такое глазное яблоко и для чего оно нужно?4. Что такое радужная оболочка, чем она отличается у разных людей?5. Что такое зрачок и для чего он нужен?6. Что такое ресницы и для чего они нужны?7. Что такое брови и для чего они нужны?8. Как уберечь зрение?Подсчет баллов:Правильный ответ – 2 баллаНеполный ответ – 1 баллНет знаний – 0 балловНизкий уровень – от 0 до 5, 5 баллов.Средний уровень - от 6 до 11, 5 баллов.Высокий уровень - от 12 до 16 баллов.
Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа, иллюстраций, рисунка с изображением глаза; разыгрывание ситуаций: пот бежит по лбу, в глаза попал мусор, пыль; глаза на свету и в темноте; дети в позднее время сидят у телевизора; карточки с изображением здоровой и вредной пищи.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с органом зрения

февраль 1. Диагностика Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения. Изображение глазаРисунки с недостающей деталью глаза2. Беседа о глазах человека Развивать интерес детей к своему организму, к органу зрения. Анатомический атлас3. Сюжетно-ролевая игра "Больница" Расширять знания детей о специальностях врача, в частности окулиста. Таблица для проверки зрения, медицинский халат и другие атрибуты для игры "Больница"4. Дид/ игра "Что изменилось? " Развивать зрительное восприятие. Изображения геометрических фигур, карточки с буквами, словами, цифрами и т. д.5. Дид/игра "Найди ошибку" Развивать зрительное восприятие, умение анализировать, исправлять ошибку. Карточки с неправильно нарисованными деталями предметов.6. Рисование "Моя семья" Выявить умение рисовать фигуру человека, части лица. Формировать желание изображать своих родных. Карандаши, альбомные листы7. Наблюдения в природе Акцентировать внимание детей, на том, что помогает нам воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность. Участок детского сада, парк8.

Зрительная гимнастика

Развивать глазодвигательные мышцы, умение выполнять упражнения по показу и самостоятельно, формировать желание заботиться о своих глазах. Офтальмотренажер, комплексы зрительной гимнастики9. Массаж глаз Формировать умение находить массажные точки, мягко воздействоать на них, учить способам сохранения и развития зрения. Карточка массажных точек10. Рисование "Папин портрет"Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения мужчин, прорисовывать части лица, детали глаза. Акварельные краски, кисточки, альбомные листы, салфетки, баночки с водой.11. Заучивание стихотворений о глазах Развивать память, отметить содержательность стихов Отпечатанные стихи для заучивания с родителямимарт 1. Беседа о глазах животных Расширять знания об органе зрения у животных. Картины с изображением глаз животных2. Поиск картинок с изображениями глаз человека и животных Задействовать родителей к совместному с детьми поиску материала о глазах человека и животных.3. Сюжетно-ролевая игра "Больница" Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее важность для каждого из нас. Атрибуты к игре4. Беседа с детьми о загадках, поговорках и пословицах о глазах Расширять знания детей о народном фольклоре, обратить внимание детей на меткость выражений. Подобранные загадки, пословицы и поговорки о глазах.5. Беседа об эмоциях. Отметить, что глаза способны передавать настроение человека. Рассмотреть различные выражения эмоций. Пиктограммы, рисунки с изображениями детей с различными эмоциями на лице.6. Рисование "Мамин портрет" Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения женщин, прорисовывать части лица, детали глаза. Изобразительный материал по желанию детей (фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварельные краски, альбомные листы, салфетки, баночки с водой.7. Дид/игра "Наложенные изображения" Развивать умение выделять контуры предметов, наложенных друг на друга Картинки с наложенными изображениями.8. Дид/игра "Зашумленные изображения" Развивать умение выделять контуры предметов за разными линиями. Картинки с перечеркнутыми изображениями9. Рисование автопортрета. Формировать умение передавать в рисунке собственные черты лица, прорисовывать части лица, детали глаза. Карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы.9. Занятие "Эти чудесные глаза"Формировать элементарные представления о строении и роли органа зрения. Научить способам сохранения зрения. Формировать интерес к познанию своего организма.Темная маска для глаз; картины с изображениями глаза человека; очки солнцезащитные и для коррекции зрения, рисунки с геометрическими фигурами; набор мелких предметов; Бумага для рисования, карандаш; пиктограммы.10. Итоговая диагностика Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения после изучения темы. Изображение глазаРисунки с недостающей деталью глаза
ЗаключениеВ результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно "Органы чувств", "Дерево здоровья", разработан конспект занятия, проведено итоговое занятие "Эти чудные глаза".
Перспектива проекта- изучить строение и функции других органов чувств.- продолжить работу по развитию зрительного восприятия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль