Знакомство с русским народным творчеством

2550

Автор: С.Е. Хмелевская, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Колокольчик"», г. Ноябрьск, Тюменская область

Программное содержание:
  • познакомить детей с русским народным творчеством; 
  • учить выполнять русские народные движения "ковырялочка", "распашонка", "полочка", "притопы"; 
  • учить узнавать звучание русских народных инструментов: балалайки, гармошки; 
  • учить детей самостоятельно составлять танцевальные композиции из русских народных движений. Репертуар: 
  • "Светит месяц", русская народная песня. 
Оформление: Зал оформлен в русском народном стиле, в конце зала на стульях рассажены куклы в русских костюмах, на столе гармошка и балалайка.
(Дети заходят в зал.) Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в далекое прошлое - в те времена, когда еще не было детских садов, больших домов, а наша страна Россия называлась Киевской Русью. Чтобы попасть туда, возьмитесь за руки, и пойдем под музыку друг за другом. Музыкально-ритмическое движение "Змейка" 

Дети хороводным шагом идут "змейкой" за музыкальным руководителем по залу и доходят до стульев, на которых рассажены куклы, одетые в русские народные костюмы.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мне кажется, мы уже попали в Киевскую Русь. Посмотрите, во что одеты эти куклы? (Дети называют элементы русского костюма: косоворотка, сарафан, кокошник.) Молодцы, куклы одеты в русские народные костюмы, в которых наши предки ходили очень давно. А еще сегодня к нам в гости пришел герой русского кукольного театра. А вот кто это - вам предстоит отгадать. Внимательно слушайте рассказ о нем:

Наряд мой пестрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я - веселая игрушка,
А зовут меня ... (Петрушка.)
(Музыкальный руководитель надевает на руку куклу Петрушку и ведет диалог с детьми от его имени.)
Музыкальный руководитель:
Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик "Э-ге-гей!" раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра. Нравится вам такой герой?
Дети: Да!
Петрушка: Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я - Петрушка! Я - герой русского народного театра. Сегодня я пришел к вам в гости и принес русские народные инструменты. Вы их знаете?
Дети: Балалайка, гармошка.
Петрушка: Правильно!
Музыкальный руководитель:
А сейчас я предлагаю послушать произведение, в котором будут звучать русские инструменты, а вы внимательно послушайте и скажите, какие из них вы узнаете?

(Проводится слушание песни "Светит месяц".)
Дети: Звучит балалайка и гармошка, рожок.

 (Петрушка называет различные музыкальные инструменты, которые не звучали в произведении.)
Музыкальный руководитель:
Правильно, отгадали. А вот ты, Петрушка, невнимательно слушал. А какая музыка была?
Она менялась или звучала однообразно?
Дети: Одна и та же мелодия звучала по-разному: медленно и тихо; отрывисто и громко.

Петрушка: Подумаешь, зато я умею играть на этих инструментах! 

Музыкальный руководитель:
Петрушка, научи и наших ребят!

(Петрушка показывает приемы игры на воображаемой балалайке и гармошке.)

Музыкальный руководитель:
Я вам предлагаю оркестровать это произведение. Мальчики будут играть на балалайках, а девочки на гармошке. Внимательно слушайте ритм: когда надо играть медленно, а когда быстро. А Петрушка для нас спляшет.

Пальчиковая игра "Оркестр" 

(Мальчики играют на воображаемых балалайках, передавая ритм, девочки "играют на гармошке": пальцами нажимают на воображаемые кнопки, при этом руки разводят
в стороны и соединяют обратно.)

Музыкальный руководитель:
У нас получился настоящий оркестр. Скажите, как вы думаете, какой танец нам исполнял Петрушка? (Русский народный.) А какие русские народные танцы вы еще знаете?
Дети: Хоровод.
Музыкальный руководитель:
Я вас познакомлю с несколькими русскими танцевальными движениями. Некоторые вы уже знаете, а некоторые увидите впервые. А Петрушка мне поможет, он будет смотреть, правильно ли выполняют ребята эти движения.
(Музыкальный руководитель показывает движения "ковырялочка", "распашонка", "полочка", "притопы". Дети повторяют движения. Во время исполнения движений музыкальный руководитель обращает  внимание на положение ног, осанку.)
Музыкальный руководитель:
У вас очень хорошо получается. Но прежде чем начать танцевать, необходимо пригласить на танец партнера, а поможет нам в этом русский поклон (показывает). А теперь давайте встанем в две шеренги: мальчики слева, девочки - справа, и попробуем с вами сочинить танец.
(Танцевальная импровизация под русскую народную мелодию по выбору музыкального руководителя. Дети предлагают варианты комбинаций движений: поклон, притопы с «полочкой», идут навстречу притопами, мальчики выполняют «распашонку», девочки - "ковырялочку". В конце кружатся "бараночкой", взяв свою пару под руку.)

Петрушка: Ох, и весело вы плясали! 
  

(Петрушка прощается, музыкальный руководитель подводит итог занятия.)
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль