Система непрерывного творческого саморазвития учителя сельской школы. Из опыта работы

3131
Система непрерывного творческого саморазвития   учителя сельской школы. Из опыта работы

Автор: Аверина Валентина Васильевна директор средней школы (Мурманская область)

С 1 сентября 2010 года наша школа проводит обучение по образовательным стандартам нового поколения. Главное отличие новых стандартов от ныне действующих, как известно, заключается в том, что обучение в школе становится более личностным. Школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.
В связи с этим вопрос о творческом характере труда педагога стал как никогда актуален. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования образовательного учреждения инновационного типа. Именно на творческий труд должны ориентировать учителя руководители образовательных учреждений, творческого подхода к работе ожидают от каждого педагога учащиеся и их родители.

Каковы механизмы управления творчеством учителя в нашей школе?
Это:
1. Управление учебно-воспитательным процессом, формированием индивидуального стиля учителя ведется на диагностико-коррекционной и психологической основе.
2. Создана гибкая система работы с кадрами по повышению  профессионального уровня. 3. Отработана модель внутришкольного контроля, способствующая формированию индивидуальности учителя. 4. Используются локальные и модульные преобразования в методической работе. 5. Отработана методика, технология выявления, изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта. 6. Формируется банк новых педагогических технологий. 7. Совершенствуется система стимулирования деятельности педагога как фактора роста его мастерства, формирования индивидуальности.
Ранжируя вопросы развития потенциала учителя по значимости, я бы начала с системы стимулирования.  Позитивная мотивация творит чудеса. Какие стимулы используем мы в своей работе?

Система мотивации и стимулированияпо развитию учительского потенциала

Мотивы Стимулы для профессионального роста
Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности Открытие собственного мастер-класса  для учителей школы, района. Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.
Личное развитие, приобретение новой информации. Направление на престижные курсы. Предоставление времени на методическую работу (на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску. Оплата научно-методической литературы. Содействие в переподготовке по интересующей учителя специальности.
Самоутверждение, достижение социального успеха. Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары. Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати. Представительство от школы на ответственных мероприятиях районного, областного значения. Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы. Получение права на проведение семинаров для своих коллег. Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.
Потребность быть в коллективе Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
Состязательность. Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства «Педагогические звёзды»

 

И, несомненно, хороший руководитель имеет самый верный способ стимулировать коллектив: это личный пример. Следующий важный момент - это знание профессиональных и личностных особенностей учителей, основа, которая определяет содержание работы с ними. Что положено в основу индивидуальной системы работы по развитию учительского потенциала в нашей школе? - Диагностика и коррекция профессиональной деятельности учителя. Форм организации диагностико-коррекционной работы с педагогическими кадрами много, но лучше срабатывают нетрадиционные, так как здесь - выход на каждого учителя, на его индивидуальность, следовательно, и на класс - группу учащихся - на отдельно взятого ученика.

Какие подходы реализуем? Прежде всего, в педагогическом коллективе создается ситуация, связанная с постановкой педагогических проблем и осознания необходимости их решений. На этом этапе прилагаем максимум управленческих знаний, умений по формированию таких качеств, как склонность к творческому сомнению, желание узнавать и познавать, чувство новизны, деловая критичность и т.д. Этому способствует работа проблемных и творческих групп, индивидуальное и микрогрупповое исследование нерешенных педагогических проблем, проведение организационно-деятельностных и других деловых игр, практикумы и тренинги, сбор новых педагогических идей, поиск путей их совместного решения («мозговой штурм»), недели методического мастерства. Особо эффективными и по-настоящему активными считаем такие формы, как методический ринг, педагогические мастерские, методическая панорама, деловая игра.
Одним из примеров успешной работы по итогам диагностики явилось использование ИКТ. Проведённая пару лет назад диагностика показала, что лишь 31%педагогов готов к их применению. В соответствии с их уровнем владения технологией была спланирована работа по группам. Технология обучения: 1. Входная диагностика начального уровня готовности учителей. 2. Составление индивидуального плана обучения учителя в соответствии с  модулями: стартовый,базовый,проектировочный,научно-исследовательский. 3. Рефлексия Формы обучения ИКТ: 1. Информационные сообщения по проблемам ИКТ. 2. Самообразование и профессиональное общение. 3. Система индивидуальных консультаций. 4. Работа проблемных и творческих групп. 5. Конкурсы, методические советы, родительские собрания, педсоветы и др. 6. Дискуссии.
На сегодняшний день около 90% педагогов используют ИКТ в системе в своей деятельности. Школа стала победителем в региональном конкурсе "Лучшая программа информатизации общеобразовательного учреждения" и дважды в региональном конкурсе официальных Web-сайтов общеобразовательных учреждений.

Изменились формы проведения ключевых событий школьной жизни. Прежде всего, педагогического совета как консилиума педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Особенностью наших педсоветов стало вовлечение каждого педагога в активную деятельность с помощью открытых образовательных технологий. Деятельность педагогов строится по-разному в зависимости от целей педагогического совета. Если мы хотим ознакомить педагогов с какой-либо новой педагогической технологией, мы организуем педсовет «в технологии», проигрывая на коллективе её основные моменты и попутно рассказывая о ней. Если есть необходимость в выработке стратегии дальнейшего развития школы - включаем коллег в поиск путей разрешения ряда противоречий, выявленных в учебно-воспитательном процессе школы, используем «мозговой штурм». Результатами такого штурма явилось решение о создании Управляющего совета, организации инклюзивного обучения, разработка алгоритма взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками, родителями. Практикуем использование метода шести шляп и приёмов SWOT анализа.

Учителя принимают участие в выработке решения: творческие микрогруппы при подготовке педсоветов анализируют предложенную проблему и пути её решения, создают проекты. Групповая работа организуется непосредственно на педсовете. На последнем тематическом педсовете «Развитие личности школьника через самосовершенствование» творческие группы провели анализ анкетирования учащихся, учителей, родителей, подготовили проблемные вопросы для групповой работы, педагогические ситуации и обыграли их. Членам групп были предложены различные роли: новаторов, оптимистов, пессимистов и реалистов. В результате каждый педагог активно и творчески участвовал в работе педсовета.
Конечно, организация методической работы в условиях сельской школы значительно отличается от работы в городской школе. Нет параллелей, значит трудно сравнивать результативность того или иного метода обучения, нет преподавателей по смежным предметам, значит сложно организовать наставничество молодых специалистов и апробацию новых программ и планов. В малом коллективе трудно  организовать постоянно действующие проблемные группы, методические объединения (МО). Удаленность от областного центра затрудняет своевременно получать консультации в институте усовершенствования учителей, заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Особое место в системе организации научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки учителей занимает самообразование. Самообразовательная деятельность педагога в школе предполагает работу над индивидуальной методической темой. Её выбор часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования. Во время индивидуальной консультации уточняются проблемы, формулируются цели и ожидаемый результат; цели ранжируются на задачи, решение которых планируется на соответствующих этапах предстоящего исследования. Консультации способствуют коррекции знаний и способам деятельности педагога, совершенствованию его исследовательских умений. Все темы, выбранные педагогами, соответствуют общешкольной научно-методической теме.
На первом и втором этапах освоения научно-методической темы для педагогов в школе организована методическая школа, на занятиях которой они совершенствуют методику разработки и реализации программы индивидуального эксперимента. Перед вторым этапом возникает необходимость проверки готовности учителя к исследовательской деятельности, так как эксперимент как форма педагогического исследования является для учителя самой сложной, требует от него хорошего знания других методов исследования (наблюдения, социологических исследований и пр.), высокого уровня методологических знаний, что предполагает высокий уровень владения алгоритмом научного исследования. Результаты деятельности педагогов отслеживаются в системе на подготовительном, основном и заключительном этапах экспериментальной деятельности. Во время практико-ориентированного этапа у педагогов часто возникает потребность в диагностике, регулировании и коррекции индивидуальной опытно-экспериментальной деятельности. Для удовлетворения этой потребности проводятся консультации по характеру затруднений в их научно-методической деятельности, по форме и содержанию предъявления результатов.
В методической копилке школы в помощь самообразованию учителя имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, тексты докладов, рефератов, образцы конспектов, памятки по разным вопросам педагогической деятельности.

Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы Содержание работы Сроки Форма представления

Диагностический
Анализ затруднений Постановка проблемы Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта Первый год работы над темой Собеседование с руководителями  МО, заместителем директора по УВР

Прогностический
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Первый год работы над темой Выступление на МО

Практический
Внедрение передового педагогического опыта. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. Второй  год Открытые уроки, выступления на МО

Обобщающий
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. Третий год Выступления на МС, на педагогическом совете

Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

 

Опыт показывает, что научно-методическая работа благотворно влияет на развитие учителя как личности и профессионала. Об этом свидетельствует систематическое увеличение количества учителей, участвующих в профессиональных конкурсах и побеждающих в них.

По итогам прошлого года 17 из 21 педагога  сопровождали  участие школьников в различных творческих, интеллектуальных конкурсах, от муниципального до международного уровня. Около 80% обучающихся принимали участие в различных конкурсных мероприятиях.

Сами педагоги доказали способность самостоятельно оперативно включаться в значимые  образовательные события: Всероссийский фестиваль педагогический идей "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября", Всероссийские Интернет - конференции, областной конкурс "Сердце отдаю детям", областной конкурс "Лучший учебный проект" по программе Intel "Обучение для будущего", региональный конкурс "Лучшая программа информатизации общеобразовательного учреждения", региональный конкурс официальных Web-сайтов общеобразовательных учреждений.

Несколько слов о внутришкольном контроле, как об одном из эффективных направлений работы по повышению учительского потенциала. Мы убеждены, что прежде, чем контролировать, надо создать модель, алгоритм внутришкольного контроля, согласовать ее с позиции всех участников. Только в этом случае можно рассчитывать на успех, не занимаясь контролем ради контроля. И главное здесь не выдача рекомендаций инструктивно-рецептурного характера, а подъем учителя до научно-теоретического осмысления своей работы, своего личного опыта.

Итак, работа школы по развитию творческого роста учителя - это постоянный эксперимент, который идет (давайте не забывать об этом) не в искусственных условиях, не в лаборатории, а с людьми. Учитель учится работать на детях, которые никогда не станут снова детьми, чтобы можно было исправить ошибки. Устранить последствия педагогического несовершенства учителя, сформировать, развить неповторимость его педагогического стиля - задача администрации школы. 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль