Конспект урока "Прямая речь"

3356
Конспект урока

Автор: Маркова Туяна Дабаевна учитель русского языка и литературы МБОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" (Забайкальский край)

Цель урока:
изучить предложения с прямой речью.
Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;
Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;
Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий с применением ИКТ

Методы урока: частично поисковый, исследовательский.

Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока

Время

Основные этапы урока, их содержание

Деятельность учащихся

I.                   Оргмомент

2-4 минуты

.

2.    Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует действия ребенка: "Ваня вбежал в класс и радостно сообщил…."

3. Подготовка к усвоению нового материала, постановка учебной задачи учащимися

3-5 минут

Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий "прямая речь" и «слова автора».

 Запись в тетрадях "Прямая речь – это"

II. Операционно-содержательный этапУсвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу).

7-12 минут

Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд ) 
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? 
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду? 

Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания. 

– Далее анализируются знаки препинания, Где слова автора, а "П"-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.

Выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

 

Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, 

Руки согнули,кисти встряхнули;

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.


Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них 

Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное. 

Затем схемы предложений рисуются в тетради

 

Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.

Прочитайте текст (слайд ), определите тему текста.

Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?

 С помощью каких глаголов вводится прямая речь?

В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.

Самая заботливая дочь -

Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.

Проверка задания.

самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.

Прямая речь вводится с помощью глаголов: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала.

Первичная проверка понимания.

15-17 минут

Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд )

Проверим (слайд ).

Придумайте прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью. (Слайд)

.

Посмотрите на доску (слайд ). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?

Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?

Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?

Наверное, мальчик получил двойку в школе.

На картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин, на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный веревкой портфель, в нем коньки.

Ученики предлагают свои ответы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

4 мин.

1.     Спишите, расставляя знаки препинания. 

Начертите схемы получившихся предложений.

1.        Ребята, вам понравился урок?

2.        О чем мы говорили сегодня?

3.        Расскажите о  знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.

4.        Объяснение домашнего задания

5.        Выставление оценок

Взаимопроверка.

  

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль