Конспект урока "Прямая речь"

3353
Конспект урока

Автор: Маркова Туяна Дабаевна учитель русского языка и литературы МБОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" (Забайкальский край)

Цель урока:
изучить предложения с прямой речью.
Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;
Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;
Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий с применением ИКТ

Методы урока: частично поисковый, исследовательский.

Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока

Время

Основные этапы урока, их содержание

Деятельность учащихся

I.                   Оргмомент

2-4 минуты

.

2.    Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует действия ребенка: "Ваня вбежал в класс и радостно сообщил…."

3. Подготовка к усвоению нового материала, постановка учебной задачи учащимися

3-5 минут

Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий "прямая речь" и «слова автора».

 Запись в тетрадях "Прямая речь – это"

II. Операционно-содержательный этапУсвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу).

7-12 минут

Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд ) 
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? 
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду? 

Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания. 

– Далее анализируются знаки препинания, Где слова автора, а "П"-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.

Выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

 

Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, 

Руки согнули,кисти встряхнули;

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.


Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них 

Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное. 

Затем схемы предложений рисуются в тетради

 

Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.

Прочитайте текст (слайд ), определите тему текста.

Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?

 С помощью каких глаголов вводится прямая речь?

В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.

Самая заботливая дочь -

Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.

Проверка задания.

самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.

Прямая речь вводится с помощью глаголов: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала.

Первичная проверка понимания.

15-17 минут

Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд )

Проверим (слайд ).

Придумайте прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью. (Слайд)

.

Посмотрите на доску (слайд ). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?

Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?

Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?

Наверное, мальчик получил двойку в школе.

На картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин, на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный веревкой портфель, в нем коньки.

Ученики предлагают свои ответы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

4 мин.

1.     Спишите, расставляя знаки препинания. 

Начертите схемы получившихся предложений.

1.        Ребята, вам понравился урок?

2.        О чем мы говорили сегодня?

3.        Расскажите о  знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.

4.        Объяснение домашнего задания

5.        Выставление оценок

Взаимопроверка.

  

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль