Особенности реорганизации дошкольных образовательных учреждений

5802

Автор: А.А. Вавилова,
зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ -Высшая школа экономики"

Одной из основных причин реорганизации дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) является изменение демографической ситуации: меняются численность населения, его распределение по территории РФ, возрастной состав. Как следствие, в различных районах РФ возникает необходимость увеличения или уменьшения числа детских садов. К другой объективной причине реорганизации ДОУ можно отнести объединение их ресурсов для достижения большей эффективности деятельности.Реорганизация происходит также в ходе процессов интеграции и кооперации в сфере образования. Объединение зачастую необходимо не только в связи с дефицитом финансирования дошкольного образовательного учреждения, но и с возможностью реализации тесного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, направленного на достижение более высокого качества образования. Системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы.

Наиболее распространены объединения учреждений, подведомственных одному органу власти. Данное обстоятельство связано с тем, что существующие нормы законодательства препятствуют созданию и функционированию интегрированных государственных (муниципальных) социальных учреждений, а также осложняют интеграцию образовательных учреждений различного типа (вида).

В силу установленного федеральными законами распределения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления образование, культура, спорт зачастую отнесены к полномочиям (и, следовательно, обязательствам бюджетов) разных уровней публично-правовых образований. При этом бюджетное законодательство не позволяет свободно финансировать из бюджетов разных уровней и (или) разных публично-правовых образований одного и того же уровня расходы на осуществление полномочий других уровней (публично-правовых образований).

Отсутствие механизмов передачи полномочий между отдельными уровнями, запрет финансирования за счет бюджета определенного публично-правового образования учреждения, созданного другим публично-правовым образованием, устанавливает пределы интеграции. Например, формирование комплексов непрерывного образования, когда в рамках одного учреждения функционируют и детский сад, и школа, и учреждение среднего профессионального образования на данный момент в полной мере неосуществимо, поскольку полномочия по организации предоставления этих уровней образования отнесены к различным уровням государственной и муниципальной власти. Финансирование подобных учреждений либо финансовое обеспечение выданного им задания требует формирования и отработки механизмов межбюджетных отношений с учетом распределения полномочий между уровнями публичной власти в РФ.Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям выдается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг. Закон не предусматривает выдачи задания учреждению (и предоставления субсидии на его выполнение) кем-либо, кроме учредителя, что существенно осложняет межведомственную интеграцию.

Отсутствует механизм совместного финансового обеспечения деятельности интегрированного учреждения, в частности, финансового обеспечения выданного ему государственного (муниципального) задания, за счет средств, предусмотренных на образование, культуру, спорт, здравоохранение и т. п., разными профильными ведомствами. В этом смысле объединение учреждений, например, дополнительного образования детей, подведомственных органам управления образованием, культурой, спортом, весьма затруднительно. В отсутствие возможности соучредительства функциями и полномочиями учредителя, как правило, наделяется один из ведомственных органов либо высший орган исполнительной власти (правительство, администрация). Возможность сохранить финансирование дошкольных учреждений по разным статьям бюджетной классификации существует только в таком варианте.

Вместе с тем несмотря на проблемы, вытекающие из жесткости действующего бюджетного законодательства, объединение учреждений с целью  создания интегрированных крупных структур имеет значительные преимущества. Рассмотрим данные преимущества подробнее.

Во-первых, формируется единое юридическое лицо, имеющее полную свободу в перераспределении ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с выбранной стратегией и программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности. Оперативность принятия решений внутри структурных подразделений единой организации существенно выше, чем в случае кооперации между отдельными учреждениями - самостоятельными юридическими лицами.

Во-вторых, государственное (муниципальное) задание формируется для учреждения в целом. Распределять его по структурным подразделениям смогут работники администрации учреждения, а не учредитель, что значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения задания.

В-третьих, объединение учреждений позволяет легко и с наименьшими издержками транслировать опыт успешных управленческих команд, функционирующих в сфере образования, способствует распространению инновационных образовательных практик, повышению качества образования.Возможно несколько моделей объединения.
1. Объединение учреждений, подведомственных одному органу,  осуществляющему функции и полномочия учредителя. Например, нескольких общеобразовательных учреждений либо общеобразовательного и дошкольного образовательного учреждения, либо учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу (дошкольного, общего образования) и учреждения дополнительного образования детей.

В данной ситуации объединение осуществляется по максимально простой схеме. Принимается решение о реорганизации учреждений, корректируются документы в связи с государственным (муниципальным) заданием и субсидией на его выполнение, проводится реорганизация учреждения и оптимизация его деятельности, заключаются эффективные контракты в дошкольном учреждении. 

2. Объединение учреждений, подведомственных различным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, но действующим от имени одного публично-правового образования (субъекта РФ, муниципалитета). Например, нескольких учреждений дополнительного образования детей, подведомственных разным министерствам или департаментам; либо образовательного учреждения, подведомственного органам управления образованием, с образовательным (или необразовательным) учреждением, подведомственным органам управления спортом, культурой и т. п.

Поскольку органы действуют от имени одного публичного образования, создание межведомственных учреждений допустимо. При такой модели публично-правовому образованию как учредителю придется решать большой объем организационных и нормативных правовых вопросов, однако такие вопросы находятся в его компетенции и могут быть решены самостоятельно. В данной ситуации необходимо определить орган, который будет назначен исполняющим функции и полномочия учредителя. Может понадобиться корректировка положения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя вновь создаваемого учреждения, а также корректировка лимитов бюджетных обязательств главных распорядителей бюджетных средств. Кроме того, с большой долей вероятности потребуется внести изменения в ведомственные перечни государственных (муниципальных) работ, услуг с целью обеспечения выдачи задания интегрированному учреждению на все виды услуг и работ, выполняемых ранее (до объединения) реорганизованными учреждениями.

3. Объединение учреждений, созданных различными публично-правовыми образованиями. Например, муниципальных образовательных учреждений и учреждений субъекта РФ. Подобный вид объединения является наиболее сложным, поскольку требует передачи полномочий и собственности между различными публично-правовыми образованиями (уровнями государственной власти), механизм которой на данный момент не выработан.

От редакции:
В следующем номере читайте о видах и процедуре реорганизации ДОУ, вопросах финансирования реорганизованных учреждений



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль