Урок музыки "Джаз"

1436
Урок музыки

Автор: Николаев Евгений Николаевич, учитель музыки .

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем джаз.

Задачи:Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.
Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся.
Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы: эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

Общеметодические методы обучения: словесный, наглядный, практический, закрепления.

Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация.

Оборудование: раздаточный материал, звукозаписи джазовой музыки, синтезатор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слушание песни Луи Армстронга "Hello, Dollu".

II. Актуализация "опорных" знаний учащихся.

Что необычного вы услышали?
Эта музыка вам знакома?
А кто не знает, не слышал?

III. Постановка цели и задач урока.

И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.

IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.

1. Рассказ учителя о происхождении джаза. Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.

Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

2. Выполнение практических упражнений.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.

Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем.

Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показывает учитель, затем все вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.)

Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас покапаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант.

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.

Попробуем по импровизировать. (Вместе с учителем.)

Так, что же является основой джаза? Ответ учащихся – ритм, импровизация.

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.

 3. Рассказ учителя об истоках джаза.

Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему, вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру. Так во второй половине XX века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.

Спиричуэлс – песни североамериканских негров религиозного содержания. Слушаем произведение « Молитва» и анализируем. (Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. Но как и всё остальное джаз не стоял на месте и появился блюз. Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер.

Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и неодназначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь. Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.  Слушаем произведение и анилизируем.

А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)

И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм. (Слушание.)

Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей.

Я увидел, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же? Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)

Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.

4. Презентация ученика на тему: "Творчество Луи Армстронга".

Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам сообщение об удивительном исполнителе, композиторе Луи Армстронге. (сообщение ученика) презентация.

V. Обобщение и закрепление.

На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое? Давайте проверим?

(Кроссворд.)

Домашнее задание было узнать, а в нашем городе есть этот стиль – джаз?

Я приготовил  для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло время послушать джаз вживую.

В исполнении ученика прозвучит фрагмент джазовой музыки.

VI. Заключительное слово учителя.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.

VII. Рефлексия.

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль