Фронтальная работа по коррекции звукопроизношения

1895

Автор: Лебедева Алла Анваровна Центр творческого развития и гуманитарного образования "Гармония", логопед ,г. Королёв Московской области

В последнее время количество дошкольных логопунктов возросло в связи с возникновением новых форм подготовки детей к школе: групп кратковременного пребывания, групп гармонического развития, центров развития ребенка.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Вот несколько основных отличий.
  1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек. 
  2. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз). 
  3. В логопедических группах основная цель пребывания ребенка – исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в образовательный центр, прогимназию, группы гармонического развития, группы по подготовке к школе, основная цель, в отличие от логопедических групп, – не исправление дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому логопеду в данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения. 

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам работы, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

В своей работе мы опираемся как традиционные методики коррекции звукопроизношения, так и на передовые педагогические технологии:
  1. Программа "Дельфины" – комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, созданная А. В.Семенович и Т.Н.Ланиной на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции. 
  2. Логоритмика – система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала 
  3. Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, направленная на вызывание и произнесение, автоматизацию звуков. 
Для успешной постановки звуков в группе ребенок должен хорошо владеть артикуляторной базой звуков и речевым выдохом. Поэтому большое значение уделяется артикуляционной гимнастике. Для развития просодической стороны речи: темпа, интонационности, силы голоса, его тембральной окраски, в каждое занятие включаются элементы логоритмики. Непроизвольному вызыванию звуков у ребёнка способствует фонетическая ритмика.
Далее каждое занятие включает помимо ритмики упражнения для формирования речевого выдоха, а затем на речевой выдох «накладывается» артикуляторная поза вызываемого звука. Содержание занятия будет зависеть от этапа коррекционной работы и с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, его индивидуального темпа, произносительных возможностей.

Система коллективной постановки шипящих звуков 

Этапы коррекции

Содержание упражнений

Артикуляцион ная гимнастика

Удерживание губ в артикуляторной позе:

Трубочка - губы вперед бубликом

Выработка положения языка:

Чашечка-широкий язык поднять к небу ,кончик языка

тянется к верхним передним зубам.

Лошадка - присосать язык к небу и щелкнуть языком.

Грибок - присосать язык к небу, не отрывая язык от неба, опускать нижнюю челюсть.

Дыхательные упражнения

Формирование длительной направленной воздушной струи

Ветерок-кончик языка поднять к верхним передним зубам и подуть от звука Т

Вызывание звука

Упражнения Чашечка и Ветерок

Изолированное произнесение звука

Упражнения Песенка змеи - изолированное произнесение звука с одновременными движениями рук

Упражнение Лес - изолированное произнесение звука

с выполнением упражнений для развития мелкой и общей моторики.

Вот лес (дети поднимают руки вверх), вот дует ветерок и колышется трава(волнообразные движения левой ,а потом правой рукой). Колышатся кусты(волнообразные движения с большей амплитудой)

Летит шмель ,машет одним крылышком ,другим, двумя.....

(При выполнении двигательных упражнения движения носят поочередный ,совместный однонаправленный и разнонаправленный характер.)

 

Автоматизация звука в слогах

Одновременное произнесение слогов с движением пальцев( ша,шо,шу,ши)

Одновременное произнесение слогов с движениями рук: однонаправленными и разнонаправленными

Одновременное произнесение слогов с перекрестными движениями рук и ног.

Игры: Повтори слог и интонацию, Пружинка - произнесение прямых-обратных слогов с движением корпуса влево-вправо.

Автоматизация в словах

Игры: Аукцион-дети называют слова со звуком Ш, последний, придумавший слово ,считается победителем. Кто догадливый - дети делятся на пары и говорят на ухо соседу слово со звуком Ш, логопед задает разнообразные вопросы, на которые надо отвечать тем словом, что сказал сосед на ухо. У кого вопрос и ответ совпадут по смыслу считается победителем.

Загадки - каждый получает картинку на звук Ш, придумывает загадку к картинке и загадывает участникам игры.

Мы шагаем по дорожке, - на каждый шаг ребенок придумывает слово со звуком Ш

Автоматизация в предложении

Составление фразы по картинки

Наращивание фразы

Фразы-спряжения

Автоматизация в тексте

Пересказ по цепочке, восстановление деформированного текста, придумывание конца, начала или середины рассказа, инсценировки

Групповая постановка и автоматизация звуков требует большой концентрации внимания логопеда в контексте занятий по пересказу для дошкольников. Он должен слышать и контролировать каждого, зато дети с первых занятий привыкают следить за своей речью и речью товарища. Это сокращает время автоматизации звука, большее количество детей успевают посетить занятия логопеда. Когда ребенок на занятии не один, все обучение можно проводить в виде игры, а нескучные занятия меньше утомляют и дают больший коррекционный эффект.

  Фронтальное занятие в старшей группе
Тема:
Автоматизация звука Ш
Цель:
-автоматизировать звук «ш» в словах
Задачи:

  • коррекция звукопроизношения через сенсо-моторное развитие ребёнка 
  • развитие просодической стороны речи средствами логоритмики 
  • развитие фонематического восприятия 
  • формирование словарного запаса 
Оборудование:
  • магнитофон 
  • записи музыкального сопровождения 
  • массажные мячи 
  • схемы-символы 
  • картинки 

N

Разделы занятия

Ход занятия

Предполагаемые ответы и действия

1

Организация начала занятия

Мы будем говорить звук ш изолированно, в слогах и словах

2

Ходьба:

- маршировка под музыку

- маршировка с проговариванием

- Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой, топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, вот тогда придёшь домой.

- ходьба с высоким поднима нием колен

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобам, поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу!

3

Упражнение на развитие статической координации

Цапля важная носатая

Целый день стоит, как статую

Дети проговаривают текст, стоя на одной ноге, а другую, согнутую в коленке, подняв

4

Развитие перекрёстных движений

Упражнение "Здравствуйте"

ладонью правой руки надо коснуться левой коленки, затем ладонью левой руки коснуться правой коленки

5

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для губ:

- покусывание и почёсывание губ зубами;

- улыбка трубочка (1.губы вперед-руки вперед,губы в улыбке-руки в стороны 2.губы вперёд – руки в стороны, губы в улыбке – руки вперёд);

Упражнение для щёк:

- "Шарик надули" (щёки надуть – руки в стороны);

- "Шарик лопнул" (щёки втянуть – руки на щеки);

Упражнения для языка:

- язык вверх- руки вверх, язык вниз-руки вниз;

-язык вверх - руки вниз,язык вниз - руки вверх;

-язык влево-руки влево,язык вправо-руки вправо;

- язык влево – руки вправо,- язык вправо – руки влево;

Уточнение артикуляции по

картинке-символу

6

Упражнения для стабилиза ции дыхания

"Цветок"

Глубокий вдох носом - руки через стороны вверх, медленный выдох – руки в стороны

"Холодный ветер"

Вдох носом, выдох через рот, струя узкая, как через трубочку

"Тёплый ветер"

Вдох носом, выдох через рот, струя широкая

7

Массаж и самомассаж

·         Самомассаж мячиками

·         дети поочередно мнут массажный мяч левой и затем правой рукой, а потом катают его ладонями, проговаривая текст:

·         Месим ,месим тесто,

·         есть в печи место ,испечем мы каравай, друзей в гости приглашай.

Дети маршируют, проговаривая текст

Дети стоят друг за другом, постукивая пальцами обеих рук по спине впереди стоящего-Черепаха шла купаться и задумала кусаться, кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь, никого я не боюсь

8

Автоматиза

ция звука

Лес

Вот лес .Подул ветерок.

Колышется трава, кусты.

Вот летит шмель. Машет левым крылышком, правым ,двумя вправо, двумя влево ,в разные стороны.

Вот летят птички вверх ,а теперь вниз,

одна вверх ,а другая вниз,

птичка повертела одним крылом ,другим крылом ,двумя крыльями вправо ,двумя крыльями влево, в разные стороны к себе и от себя.

Дети выполняют движения руками однонаправленные и разнонаправленные, произнося звук ш

9

Автоматизация звука «ш» в слогах

Проговаривание прямых и обратных слогов с поочерёдным соединением большого пальца с другими

ша-шо-шу-ши-ши-шо-шу-ша

ша-шо-шу-ши-ыш-ош-уш-аш

Дети работают сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно

10

Автоматиза

ция звука «ш» в словах

Игра "Аукцион"

Сегодня продаются лесные слова, покупаю только те слова, в которых есть звук ш

Дети называют слова со звуком ш  по лесной тематике, последний придумавший слово считается победителем

Игра "Кто догадливый"

Придумайте слово со звуком ш и скажите на ухо соседу, отвечайте на мои вопросы словом, которое вам сказали на ухо. У кого вопрос и ответ совпадут, считается победителем.

"Загадки"

Дети получают картинки и придумывают загадки к этим картинкам.

11

Развитие выразительности

 

Хоровое проговаривание:

Сказала тётя: "Фи, футбол",

Сказала мама: "Ох, футбол",

Сестра сказал: "Ну, футбол",

А я ответил: "Во, футбол".

Упражнение сопровождается движениями рук

12

Итоговое упражнение

"Песенка без слов" 
Пение звука "ш", слога "ша", слова «шок» на мотив любимой песенки

Дети оценивают свою работу и свои успехи на занятии

Литература

  1. .А Семенович, Т.Ланина  Семенович А., Ланина Т. "Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи"    
  2. Р.Бабушкина,О.Кислякова  "Логопедическая ритмика"  Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.  Издательство Каро Санкт-Петербург 2005 г 
  3. Т. Власова, А.Пфафенродт  "Фонетическая ритмика"    Москва.Просвещение .1989 г 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль