Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

5547

Автор : педагог-психолог Валишина И.И. 

Формирование у детей пространственных представлений — одна из важнейших задач детского сада, т.к. это функция, входящая в любой вид детской деятельности. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому работу по данному направлению осуществляю в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Прежде все стараюсь заниматься с детьми так, чтобы они не скучали во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций и он дает детям возможность испытывать удовольствие от интеллектуальных занятий. 

Упражнения по ориентировке в пространстве связываю с заданиями, способствующими развитию речи, внимания, мышления. Известно, что точность движения пальцев рук тесно связана с точностью движения артикуляционных органов. Поэтому в работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи использую упражнения "Лезгинка", "Ухо-нос", позволяющие ориентироваться на собственном теле). 

Если у ребенка 6-7 лет хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений. Предлагаю детям решать такие логические задачи: "Маленький круг между синим и зеленым, а зеленый рядом с желтым", "Нарисуй восемь прямоугольников. Половину заключи в овал, половину перечеркни", "Нарисуй 7 кругов. Половину закрась красным, а половину синим". 

Наблюдаю за ребенком в ходе выполнения заданий, фиксирую поведенческие особенности. Упражнение "Замочная скважина" на развитие пространственного мышления. Одним из основных направлений развития пространственных представлений выделяю ориентировку на плоскости листа, поскольку с этим связаны суть и содержание многих школьных видов деятельности (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.). 

Использую такие игры ("Муха", "Засели дом" и др.), которые позволяют ориентироваться на листке бумаги (понятие верхний правый угол, левый нижний угол, в середине). Параллельно решается задача ФЭМП. (Какая цифра в правом нижнем углу? На клеточке с какой цифрой оказалась "муха"?).
Задания, используемые мною в процессе индивидуальной работы, способствуют развитию мелкой моторики – штриховки, ориентировке по клетке "Графический диктант", на развитие зрительно-пространственного восприятия ("Срисуй фигуру", "Часть-целое", "Дорисуй". Очень важно на этапе предшкольной подготовки, чтобы ребенок не испытывал затруднений при выполнении графических движений.
С особым интересом дети выполняют задания на развитие умения решать лабиринтные задачи "Помоги зайчику дойти до школы", "Найди по схеме", "Покажи путь лыжника",
"Кто спустился с горки первым"). 

Все упражнения подбираются в соответствии с тематической неделей. У детей старшего возраста уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени, знакомятся с такими категориями как "раньше и позже". В возрасте 6-7 лет они оказываются уже способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорит, что он не зависит ни от жизни, ни от деятельности человека. 

Восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени – представляет наибольшую трудность для детей дошкольного возраста. В процессе индивидуальной работы использую упражнения на развитие представлений о частях суток. Предлагаю ребенку самостоятельно разложить картинки, посвященные каждому времени суток, в соответствии с последовательностью частей суток, расспрашиваю, что делает ребенок в каждую часть суток. Использую такие дидактические игры "Когда это бывает?", "Данетка".

Повысить эффективность усилий при подготовке к школе мне помогает повторяемость упражнений. 

Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, возвращаемся к нему позднее, использую юмористические картинки и стихи «Найди ошибку», стараюсь вносить разнообразие в вопросы. Аналогичный подход использую и в развитии представлений о месяцах. Коррекция простран­ственных представлений неотделима от ритмических, функциональных упражнений. Поэтому в работе постоянно использую глазодвигательные упражнения, когнитивные упражнения, пальчиковую гимнастику. Практикую рисование в воздухе одновременно двумя руками в одном направлении и в разных направлениях, упражнения для глаз: слежение за перемещением предмета, отслеживание контуров предметов. В парной работе имеют место игры на перемещение в пространстве групповой комнаты ("Робот", "Самолёты" и др.), игры с предметами ("Куда пойдёшь, что найдёшь", "Найди клад" и др.). Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей подготовительных групп являются: · использование когнитивных, функциональных упражнений · использование дидактических игр · Использование игр на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления, речи. · Создание проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка; Подобная коррекционно-развивающая работа позволяет расширить возможности дошкольников в плане восприятия пространства и ориентировки в нем, способствует развитию мышления ребенка, положительно влияет на формирование умственных способностей детей, обогащает их речь, эмоциональную и личностную сферу в целом.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль