Разработка "Передвижной туристический лагерь"

2034

Автор: Ластовкин Юрий Васильевич,  учитель ОБЖ ТОГБОУ "Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (Тамбовская область)
Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации в образовательной политики на ребенка с особыми образовательными потребностями. Идея поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса в нашей школе-интернате.

Организуя передвижной туристский лагерь, мы сохраняем коллективность деятельности. Это весьма необходимо детям: проявлять свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции.

В лагере, учась делать всё самостоятельно -  и не только для себя, но и для группы - ребёнок взрослеет, избавляясь от многих ложных представлений.

Предлагаемая программа лагеря по изучению основ туристской деятельности может использоваться в качестве дополнительной образовательной программы по выбору образовательного учреждения, учащихся, родителей. Туризм отвечает естественному стремлению ребят к романтике, приключениям, борьбе с трудностями, к поиску нового. Вместе с тем, туристская деятельность дает возможность для повышения самооценки у подростков, создает благоприятные условия для преодоления отрицательных качеств личности: эгоизма, грубости, недисциплинированности и т.п.

Программа предназначена для изучения на ступени основного общего образования в 7-9 классах.

 Целью программы является сформировать у воспитанников систему знаний, умений и навыков, необходимых для организации оздоровительных и спортивных походов, а также других форм работы в сфере спортивно-оздоровительного туризма

Ведущей идеей программы, его принципиальным отличием от других является то, что в эпицентре лагеря в полевых условиях воспитанники совместно преодолевают походные трудности, что дает возможность для построения товарищеских отношений с педагогом, установку высокой степени доверия к нему, а, следовательно, увеличение степени возможного позитивного воздействия на мировоззрение подростка.

Программа сопровождается системой заданий на саморефлексию собственного опыта обучающихся, выполнение которых предполагается в письменном виде. Во время путешествия воспитанники ведут дневники, в которых фиксируется описание маршрута.

Разрабатывая данную программу, учитывались социально-экономические факторы, экологические условия региона и конкретно нашего района, которые положительно сказываются на здоровье ребенка. В силу специфики расположения поселка Инжавино в географическом районе средней полосы на юго-востоке, он обладает природным потенциалом, необходимым для развития различных видов спортивно-оздоровительного туризма. Чудесный лечебный воздух, живописные пейзажи, запах полевых цветов, грибы, ягоды, лечебные травы, экологически чистые продукты – все это и много других интересов благотворно влияют на психо-физическое здоровье детей.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Внутренний социум: ¾ администрация школы; ¾ воспитанники; ¾ педагоги, соц.педагог, психолог, вожатая.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ¾ трудовые дела; ¾ праздники; ¾ беседы; ¾ конкурсы; ¾ походы; ¾ экскурсии;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
получение знаний и навыков по действиям в экстремальной ситуации в условиях автономного существования
развитие познавательных способностей воспитанников, расширение их кругозора
получение знаний по организации и проведению туристического похода

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебная нагрузка: 9 часов в неделю 

Темы

Теория

Практика

Итого

1.

Общая подготовка

18 18 36
1.1. История развития туризма.  Объекты туризма. 2 - 2
1.2.

Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий.

1 - 1
1.3. Кодекс путешественника 1 - 1
1.4. Туристские возможности родного края 4 16 20
1.5. Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдение в походе 2 2 4
1.6. Виды туризма их особенности и перспективы развития 3 - 3
1.7. Классификация участков природной среды, естественных и искусственных препятствий, туристских маршрутов 3   - 3
2 Специальная подготовка. 34 140 174
2.1. Организация, подготовка и проведение туристских походов. 2 2 4
2.2. Снаряжение 2 8 10
2.3 Питание 2 4 6
2.4. Топография и ориентирование на местности 2 8 10
2.5. Стратегия спортивного похода 2 - 2
2.6. Тактика похода 2 4 6
2.7. Техника движения и преодоления препятствий 2 18 20
2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение 2 16 18
2.9. Анализ несчастных случаев 2 6 8
2.10. Обеспечение безопасности 4 12 16
2.11. Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь в походе 2 8 10
2.12. Вопросы выживания в экстремальных условиях 4 40 44
2.13. Основы экологической безопасности.      
2.14. Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего 4 10 14
2.15. Отчет о походке. Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник  2 4 6
3. Организация степенных походов - 114 114
3.1 Пешеходный поход 2-3 степени сложности     38
3.2 Лыжный поход 2 степени сложности     38
3.3 Водный поход 2-3 степени сложности     38
  Итого:     324

  Содержание учебно-тематического планирования:

1.Общая подготовка

1.1.История развития туризма. Объекты туризма. Этапы развития мирового туризма. Развитие туризма России. Памятни­ки природы, истории и культуры, в том числе охраняемые государ­ством. Природные объекты России, включенные в список всемирно­го наследия. Воспитательное и эстетическое значение памятников природы, истории и культуры.
1.2 Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий.
Соревнования по туризму. Правила соревнований. Разрядные требования в туризме.
1.3 Кодекс путешественника. Причины появления, содержание Кодекса путешественника.
1.4 Туристские возможности родного края Памятные места, музеи, заповедники, природные объекты. Туристские возможности родного края
1.5. Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдение в походе Краеведческий обзор родного края. Виды простейших наблюдений. Природные условия: атмосфер­ное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наобо­рот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по мест­ным признакам. Виды облачности.
1.6. Виды туризма их особенности и перспективы развития
Виды туризма, включенные в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. Пешеходный туризм. Лыжный туризм. Водный туризм.
1.7 Классификация участков природной среды, естественных и искусственных препятствий, туристских маршрутов. Характер естественных препятствий на маршруте. Объективные характеристики трудности препятствий. Обстоятельства, усложняю­щие препятствия. Техника движения на лыжах. Лавиноопасность. Техника и тактика преодоления лавиноопасных склонов. Виды лавин. Поиск засыпан­ного лавиной. Реки. Расход воды, уклон, динамика водного потока, элементы русла, пороги, шиверы, .завалы, каньоны, водопады. Выбор пути. Прохождение препятствия. Береговые разведки. Техника гребли. Зачаливание, маневрирование. Страховка - виды (с берега, с воды). Личное и групповое страховочное и другое специальное снаряжение для водных походов. Особенности сплава во время паводка. Переправы. Выбор места. Организация переправ. (Стенка, перила, бревно, на­весная с использованием переносных средств сплава). Страховка на переправах. Тайга. Техника движения. Снаряжение. Болота - характеристики, техника движения, снаряжение.

2.Специальная подготовка.
2.1.Организация, подготовка и проведение туристских походов. Определение целей похода; выбор района, времени и маршрута. Распределение обязанностей. Разработка маршрута, графика движения, материального обеспечения и сметы. Особенности разработки ава­рийных вариантов. Обеспечение снаряжением, медаптечкой и про­дуктами питания. Особенности подготовки, предпоходные тренировоки, требования по обеспечению безопасности, набор продуктов, снаряжения и медикаментов участников похода. Оформление пу­тевых документов, утверждение маршрута.
 2.2. Снаряжение Основные общие требования к снаряжению: малый вес и объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, эргономичность, гигиеничность, надежность в работе. Выбор снаряжения в зависи­мости от маршрута. Подгонка снаряжения, укладка и но­ска. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением и его хране­ние. Демонстрация снаряжения и приемов его использования. Сред­ства связи. Основные виды снаряжения: групповое, личное, бивачное и специальное (для обеспечения страховки и са­мостраховки, основное, характерное для каждого вида туризма и ти­па препятствия).
2.3 Питание Организация питания в походе. Режим пита­ния. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообра­зию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продук­тов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфа­совки продуктов, их преимущества и недостатки. Основы выпечки мучных изделий. Возможность пополнения пищевых запа­сов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорасту­щих растений. "НЗ" продуктов и "карманное питание".
2.4 Топография и ориентирование на местности Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, ис­пользуемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схе­мы маршрута. Изучение местности по карте. Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рек. Компас. Ориентирование карты, способы определения точки сто­яния. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут. Подготовка данных для движе­ния по азимуту. Движение по азиму­ту днем (ночью) и в условиях ограниченной видимости. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководи­теля группы или участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий. Осо­бенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее поте­ри. Ориентирование в горном походе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюде­ния. Специфика ориентирования в водном походе. Способы определе­ния пройденного расстояния. Ориентирование по притокам, харак­терным препятствиям, береговой и орографической обстановке. Лоц­манская схема реки. Ее необходимые элементы. Схема и описание по­рога. Основы глазомерной съемки порога, применение компаса. Ус­ловные обозначения схем порогов. Признаки приближения порога. Методы обучения умению работать с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его соста­вления. Приемы обучения ориентирования на местности. Способы контроля эффективности обучения
2.5 Понятие о стратегии спортивного похода Понятия «стратегия» похода. Основная стратегическая задача - безопасное прохо­ждение тура при максимально возможном удовлетворении ожида­ний туристов. Четкое исполнение графика движения, ритма движе­ния и распорядка дня. Составление страте­гических планов спортивных и учебно-тренировочных походов
2.6 Понятие о тактике похода. Понятие «тактика» похода. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака., обя­зывающих отказаться от преодоления препятствия. Обязанности направляющего и замыкающего. Место руководителя.
2.7 Техника движения и преодоления препятствий Значение техники преодоления препятствий в обеспечении без­опасности похода. Особенности техники пешеходного туризма. Особенности техники лыжного туризма. Особенности техники передвижения в водном туризме. Гидроло­гические характеристики реки. Использо­вание струи при управлении. Отчаливание и причаливание на раз­личных участках. Способы торможения судна. Техника использова­ния весла, камней, береговых выступов и структуры потока для тор­можения и управления судном. Учет главных закономерностей ди­намики речного потока. Методика обучения техническим приемам преодоления препят­ствий, показ правильных приемов, разбор ошибок.
2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжения Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и хара­ктера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направле­ния и силы ветра, физического и морального состояния участников. Факторы, влияющие на выбор места бивака. Методы организации ра­бот при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Меры предосторожности и безо­пасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. Внешний вид бивака. Сохранение природы. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Защита от на­секомых и змей. Хранение снаряжения и топлива. Обуст­ройство бивака: столы, сиденья, утилизация мусора. Охрана бивака.
2.9. Анализ несчастных случаев Поражающие факторы. Действия ру­ководителя и участников приведших к несчастному случаю. Такти­ческие и технические ошибки в том числе.
2.10 Обеспечение безопасности Страховка и самостраховка. Безопасность по каждому виду туриз­ма - основное требование к походам. Опасности явные и мнимые. Возрастание роли неблагоприятных факторов с увеличением слож­ности похода. Причины, вызывающие аварии: зависящие и не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения).Организация страховки на водном маршруте. Страховка с берега, с воды. Виды страховки. Выбор мест для купания и обеспече­ние безопасности при купании.
2.11 Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь в походе Личная гигиена ту­риста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряже­нию. Правильный режим работы и отдыха в походах Причины, признаки, первая помощь (ле­чение при кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, пораже­нии молнией, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, охлаждени­ях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, пе­реломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внут­ренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах сол­нечных и тепловых ударах, горной болезни острой сердечно-сосу­дистой недостаточности воспалении легких и ангине, острых гаст­ритах отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых, кишечных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюш­ной полости. Проведение искусственного дыхания способами «рот-рот» и «рот-нос». Остановка кровотечения жгутом. Наружный мас­саж сердца. Организация транспортировки пострадавше­го на длительные расстояния.
2.12 Вопросы выживания в экстремальных условиях Возможные экстремальные ситуации в походах и их характери­стика. Действие участника, отставшего от группы. Условия, в которых участник может остаться один. Умение преодолеть чувства безыс­ходности и отчаяния. Действия с целью отыскания группы. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья». Действия при лесных пожарах.Безопасность на льду. Спасение утопающих.
2.13 Основы экологической безопасности. Экология в быту. Правила поведения на природе. Экологичный бивак. Правила утилизации мусора.
2.14 Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего. Телефоны спасения. .Тактика поисково-спасательных работ. Составление плана взаимодействия спасателей. Спасательные работы с помощью подручных средств. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Тактика поведения при обнаружении отставших отставших от группы.
2.15 Отчет о походе. Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник. Составление письменных отчетов. Составление фотоотчетов. Ведение походного дневника.

3.Организация степенных походов
3.1 Пешеходный поход 2-3 степени сложности
3.2 Лыжный поход 2 степени сложности.
 3.3 Водный поход 2-3 степени сложностиМатериально-техническое обеспечение:

Перечень умений и навыков которыми должен овладеть воспитанник к закрытию лагеря.

  • уметь подготовится к многодневному походу;
  • уметь правильно собрать групповое снаряжение;
  • уметь произвести расчёт продуктов питания;
  • уметь ходить по азимуту;
  • свободно ориентироваться на местности по звёздам, компасу, солнцу;
  • уметь правильно выбрать место для ночлега;
  • уметь преодолевать препятствия;
  • уметь оказать первую доврачебную помощь;
  • уметь разбить бивуак, приготовить пищу на костре;

Литература

  1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Просвещение, 1987.
  2. Курилова В. И. Туризм: учеб. Пособие для студентов пединститутов по специальности «Физическое воспитание» и «Начальное военное обучение и физическое воспитание». М: Просвещение, 1998.
  3. Моргунов Б.П. Туризм, М.: Просвещение, 1978.
  4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002 г.
  5. Штюрмер Ю.А Краткий справочник туриста. 3-е изд. М.: Профиздат, 1986.

Дополнительная литература

  1. Алексеев С.С., Рубель Р.Б. Размышления о туризме. Свердловск: Средне-Урал. Кн. изд-во, 1974.
  2. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходного туризма): Пособие для учителей, руководителей школьных походов, школьников. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1981.
  3. Кондыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984.
  4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.
  5. Кустов Л.М. Спелеологические походы и экспедиции со школьниками. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.
  6. Лысогор Н.А. и др. Десять писем Робинзону. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  7. Методические рекомендации по проведению велосипедных туристских походов. Киев, 1982.
  8. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978.
  9. Подготовка туристских общественных кадров. Положение, учебные планы и программы. М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1982.
  10. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 1987.
  11. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. М.: Профиздат, 1987.
  12. Туристско-краеведческая работа в пионерском лагере: Методические рекомендации для старших и отрядных вожатых загородных пионерских лагерей /сост. Е.3. Базыкина. М., 1974.
  13. Туристские спортивные маршруты. Справочник. М.: Профиздат, 1989.
  14. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристическом путешествии. М.: Профиздат, 1986.
  15. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые, 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  16. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия,1993.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль