Программа дополнительного образования "Шахматы""

7589

Автор : Осташук Анна Георгиевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №38 (ХМАО - Югра)

Цель Программы Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи Программы 1.Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения. 2.Организация здорового досуга. 3.Подготовка детей владеющих элементарными основами шахматной игры. 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений. 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Ожидаемые результаты 1.Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников. 2.Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение. 3.Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более высокого уровня.

 Пояснительная записка Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.

В их числе: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Шахматы" направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее прин­ципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, при­вивает им любовь к древней и мудрой игре. "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом", – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 "Домовёнок" на базе, которого реализуется программа, открыт 30.06. 1989 года. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии от 29.01.10 г. Количество групп 8: общеразвивающих – 6, компенсирующих – 2, количество детей 185 в возрасте от 2 до 7 лет.

По итогам аттестации от 19 января 2010г является детским садом комбинированного вида 2 категории и имеет право на реализацию образовательных программ и дополнительное финансирование в соответствии с категорией образовательного учреждения.

МБДОУ №38 "Домовёнок" расположен в 7 микрорайоне г. Нижневартовска. Вокруг него находятся общеобразовательная школа, еще два ДОУ, детская библиотека, сеть магазинов, детская поликлиника № 5 Категория детей, занимающаяся шахматами - это группа детей старшего дошкольного возраста. Учебный план является важным документом, регулирующим деятельность педагогического коллектива, после Устава и Конвенции развития ДОУ, образовательной программы развития детского сада. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку получение комплексов оздоровительных услуг. Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность - 30 минут. Количество детей: 8 человек. Этапы реализации программы: 1 год.

Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов. Календарно-тематическое планирование.

Неделя № № занятия Тема Программные задачи Методические приёмы
1 1 Шахматная доска. Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки.
2 Шахматная доска. Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Чтение-инсценировка, дидактическая игра «Да нет»
2 3 Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль", Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина.
4 Шахматная доска. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание "Диагональ".

3. 5 Шахматная доска. «Шахматная эстафета». Отрабатывать практические навыки. Схематическое изображение доски. "Составь доску", "Шахматное лото", "Пройди и назови поле".
6 Шахматные фигуры Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания Чтение сказки "Чудесные фигуры" Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"
4. 7. Начальное положение Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
8. Слон. Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
5. 9. Слон. Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

10. Слон. Отрабатывать практические навыками. Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы "Шахматной шкатулки" Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Практические навыки.

6. 11. Ладья. Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
12. Ладья. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Ответы на вопросы "Шахматной шкатулки'

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

7. 13. Ладья против слона. отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона,
14. Ладья. Отрабатывать практические навыками Практические упражнения. Загадки из тетрадки.
8. 15. Ферзь. Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".
16. Ферзь против ладьи и слона. Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. Практические упражнения.
9. 17. Конь.

Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
18. Конь.

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Показать позицию в которой конь ставить «вилку».

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Д/и "Секретная фигура"

10 19.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Д/и «Волшебный мешочек»

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

20.

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»
11. 21. Пешка.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"

22. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое .мнение.

Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). "Ограничение подвижности".
12. 23. Праздник пешки. Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость , сообразительность речь. Соревнования.
24. Король.

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
13 25. Король. «Волшебный квадрат» Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности".
26. Турнир на чемпиона Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Практические навыки.
14. 27. Объяснить детям правила для играющих: « Тронул-ходи»,»Ход сделан- обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику. Беседа, показ, практическое упражнение.
28. Шах.

Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

15 29. Шах.

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

30. Шах и мат. Формировать представления о комбинациях "шах", "мат" ("комбинация" и "вилка" - двойной удар). Практические упражнения.
16. 31. Мат. Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

32. Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

17 33. Ничья. Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

34. Ничья.

Отрабатывать практические навыки.

"Загадки из тетрадки". Практические упражнения.

18. 35. Игра в парах. Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. Практические упражнения.
36. Рокировка. Познакомить с понятием "Рокировка"Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, ло­гическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
19. 37. Рокировка.

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». "Куда идёт король"- чтение сказки И. Сухина.

38. Провести турнир на лучшего игрока. Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость. Практические навыки. Загадки из тетрадки.
20. 39. Тренировочная шахматная партия. Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. Практические навыки. Загадки из тетрадки.
40. Шахматная нотация Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Практические навыки, рассматривание иллюстраций.
21. 41. Шахматная нотация. Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.( A,B,C,D,E,F,G,H). Практические навыки.
42. Эстафета. Закреплять умения правильно и быстро раставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся.
22. 43. Практические навыки: мат белыми в один ход Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. Загадки из тетрадки.
44. Практические навыки: лучший ход белых. Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки
23. 45. Практические навыки: лучший ход чёрных. Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки.
46. Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. Загадки из тетрадки.
24. 47. Шахматная партия Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"
48. Шахматная партия. Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
25. 49-50 Шахматная партия Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
26. 51. Шахматный праздник. Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.
52. Первые ходы. Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

27. 53. «КВН» с участием детей и взрослых».

Закреплять знания игры в шахматы.

Соревнование.
54. До свидания шахматная страна. Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. Игра.
28. 55. Мониторинг.

56. Мониторинг.

Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о "шахматном королевстве»" Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия "равно", "неравно", "больше", "меньше". Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о терминах " рокировка", "шах" и "мат". Не умеет записывать шахматные партии. Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикальТребования к уровню подготовки воспитанников Должны знать: · Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; · Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; · Правила хода, взятие каждой фигуры. Должны уметь: · Ориентироваться на шахматной доске; · Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; · Правильно располагать шахматную доску между партнёрами; · Правильно располагать фигуры перед игрой; · Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; · Решать простые шахматные задачи. Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований. Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль