Алгоритмы наблюдения уроков в начальной школе

24527

Анализ урока – это не только метод контроля состояния образовательного процесса, но и метод инструктирования педагога. Это функция заместителя директора по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), связанная с оказанием методической помощи учителю с целью совершенствования его педагогического мастерства, инструмент управления процессом обучения.

Формулировка цели посещения и анализа урока, разработка целевой программы зависит от соответствующей теоретической и практической подготовки заместителя директора по УВР, его умения видеть результаты своей работы и работы педагогического коллектива в перспективе, превращать уже реализованную цель в средство достижения другой, более высокой.

Как показывает практика, отсутствие цели посещения и алгоритма наблюдения урока становится причиной малоэффективного и неполноценного анализа учебного занятия. Анализирующий урок заместитель директора по УВР испытывает затруднения в том, “что наблюдать” и “как наблюдать”. Если же цель и есть, то она ставится или формулируется искусственно и не имеет практического значения. Отсюда и типичные недостатки анализа урока:

  • анализ сводится к пересказу содержания урока;
  • анализирующему не удается выделить главное, его внимание акцентируется на отдельных деталях работы учителя;
  • достоинства и недостатки определяются не по результатам урока, а по степени совпадения хода урока с выданными методическими рекомендациями.

При постановке цели и разработке алгоритма наблюдения урока должны учитываться:

  • методическая тема и ее отражение в плане работы школы;
  • тема самообразования учителя;
  • рекомендации, данные в ходе последней аттестации педагога;
  • предложения по совершенствованию работы учителя по результатам наблюдений посещенных ранее уроков.

Это сказывается на выводах и предложениях, сделанных заместителем директора по УВР. Они часто противоречат друг другу, трудно проверить выполнение рекомендаций, и не видна роль, которую играет анализ конкретного урока в совершенствовании образовательного процесса в целом, в повышении качества работы конкретного учителя.

Цель посещения урока зависит от многого: стажа работы учителя, особенностей конкретного класса, специфики учебного предмета, возраста обучающихся и т. д. Цель следует разбить на подцели, которые станут основой для разработки алгоритма наблюдения урока, будут рассматриваться в качестве условий достижения цели.

Выводы и предложения по результатам наблюдения урока полностью зависят от четкости разработки алгоритма наблюдения. Выводы – это ответы на положения или вопросы алгоритма наблюдений, свидетельствующие о достижении цели, рекомендации учителю: что надо сделать, чтобы за конкретный срок достичь конкретных результатов.

В приложении представлены примеры алгоритмов наблюдения уроков в начальной школе.

Приложение

Примеры алгоритмов наблюдения уроков в начальной школе

1

2

3

Приемы, используемые учителем для поддержания активного внимания обучающихся на протяжении всего урока

1. Приемы актуализации новых знаний.

2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся при организации их деятельности.

3. Приемы активизации класса при опросе обучающихся у доски:

  • комментирование ответов;
  • вопросы отвечающему;
  • составление плана ответа и т. д.

К приемам актуализации знаний обучающихся можно отнести привлечение внимания детей к новой теме через проблемную ситуацию, связь с личным опытом обучающихся

1. Соотношение на уроке тренировочных и требующих творчества работ.

2. Эмоциональные средства воздействия на обучающихся.

3. Используется ли домашнее задание как средство поддержания активного внимания на протяжении всего урока?

Затруднения при выполнении творческой работы стимулируют познавательную активность обучающихся

Реализация воспитательной и образовательной функций оценки на уроке

1. Использование педагогом приемов стимулирования ответов обучающихся.

2. Привлечение обучающихся класса к комментированию и оценке ответов своих товарищей.

3. Исправление учителем ответов обучающихся. Устранение причин ошибок

Формирование регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся – одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*, которое обеспечивает переход к личностно ориентированному обучению

1. Организация сотрудничества между учителем и обучающимися в процессе оценки ответов.

2. Влияние системы оценивания учителя на отношение обучающихся к предмету.

3. Формирование у обучающихся способности к самооценке и самоанализу своих ответов

Эффективность использо- вания технических средств обучения (далее – ТСО) и ИКТ на уроке

1. Целесообразность применения ТСО и ИКТ на данном уроке.

2. Способствуют ли ТСО и ИКТ повышению интереса обучающихся к изучаемой теме?

3. Позволяют ли ТСО и ИКТ рационально расходовать время на уроке?

Использование ТСО и ИКТ на уроке не должно превращаться в самоцель

1. Рациональность и обоснованность заданий для обучающихся, связанных с ТСО и ИКТ.

2. Умение учителя работать с ТСО и ИКТ.

3. Активизация деятельности обучающихся на этапе урока с применением ТСО и ИКТ

Умение извлечь максимальную пользу в ходе применения ТСО и ИКТ

Реализация принципов обучения на уроке

Реализация принципа научности на уроке

1. Тщательный отбор содержания материала. Логика и стиль его изложения.

2. Владение учителем учебным материалом.

3. Использование учителем методов, развивающих мышление обучающихся, опора на жизненный опыт обучающихся и т. д.

При подаче учебного материала важно сочетать принцип научности с принципом доступности. Этому помогают примеры из жизни

Реализация принципа связи обучения с жизнью

1. Как учитель показывает жизненное значение знаний, варианты их использования в труде человека?

2. Предусматривает ли учитель применение обучающимися знаний в аналогичных и новых условиях?

3. Развивает ли учитель в процессе обучения УУД обучающихся, которые являются опорой для дальнейшего развития детей?

4. Побуждаются ли обучающиеся к поиску изучаемых явлений на практике и их объяснению?

Реализация данного принципа приближает обучение к личностно ориентированному

Реализация принципа наглядности в обучении

1. Методическая правомерность использования наглядных средств обучения на различных этапах урока.

2. Использование на уроке средств наглядности, необходимых для облегчения восприятия и осмысления учебной информации школьниками, придания эмоциональной окраски процессу обучения, включения в учебный процесс дополнительного образовательного материала.

3. Использование возможностей наглядных средств обучения для достижения предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП)

Ведущим критерием при анализе реализации данного принципа может выступать необходимость и достаточ- ность

1. Позволяют ли средства наглядности связать обучение с жизнью?

2. Выполнение требований к средствам наглядности:

  • безупречность в научном отношении;
  • соответствие изучаемому материалу;
  • учет возрастных особенностей обучающихся;
  • разумный объем и размеры наглядности;
  • соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям.

3. Помогают ли школьникам средства наглядности легче и эффективней усваивать учебный материал?

4. Способствуют ли средства наглядности развитию у детей мышления, внимательности, способности воспринимать информацию в различных формах?

Соблюдение единых организационных требований к уроку

Использование возможностей учебного кабинета

1. Целесообразность и эффективность использования на уроке дидактических и методических пособий.

2. Наличие и использование на уроке постоянных и сменных стендов.

3. Наличие в учебном кабинете зоны для игр младших школьников.

4. Роль кабинета в развитии интереса младших школьников к обучению

Кабинет должен отражать специфику начальной школы. Признаком отсутствия культуры оформления может служить избыточность наглядной информации, ее несоответствие возрасту обучающихся

1. Элементы научной организации труда при проведении уроков в кабинете начальной школы.

2. Роль кабинета в раскрытии содержания изучаемых тем учебных предметов начальной школы.

3. Возможности кабинета в организации отдыха и досуговой деятельности обучающихся.

4. Возможности кабинета в организации различных видов практической деятельности обучающихся на уроках

Индивидуальная работа обучающихся на уроке

1. Предусмотрены индивидуальные задания на различных этапах урока, их использование обосновано.

2. Оперативность проверки учителем индивидуальных заданий обучающихся на уроке. Формы проверки.

3. Индивидуальные задания, данные на дом, их дифференциация

Наиболее продуктивно индивидуальная работа будет построена на основе данных диагностики индивидуальных особенностей обучающихся

Работа учителя над культурой ведения тетрадей обучающимися

1. Наличие у учителя четкой установки на проверку результатов освоения обучающимися ООП.

2. Рассматривается ли оценка как очередное звено в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП?

3. Выполняет ли оценка воспитывающую функцию?

Соблюдение единого орфографического режима – показатель грамотности и общей культуры человека

1. Соблюдение единого орфографического режима в записях на доске.

2. Обучение обучающихся культуре ведения тетрадей.

3. Представление учителем примеров лучшего оформления тетрадей обучающимися

Словарная работа на уроке

1. Назначение словарной работы на уроке (повторение предыдущей темы, работа над ошибками, закрепление материала и др.).

2. Соразмерность словарной работы другим видам работ на уроке.

3. Введение терминологии и объяснение значения новых, незнакомых слов

Приемы формирования общей грамотности обучающихся должны присутствовать в преподавании всех предметов учебного плана школы

1. Активность обучающихся в процессе словарной работы.

2. Использование классной доски, стенда и других средств обучения в процессе словарной работы.

3. Словарная работа на уроке при подготовке обучающихся к самостоятельной работе дома

Создание на уроке проблемно-поисковых ситуаций

1. Наличие проблемно-поисковых задач, их обоснованность в рамках данного урока.

2. Теоретическая и методическая подготовленность учителя к созданию проблемно-поисковых ситуаций.

3. Активность класса при решении проблемно-поисковых задач.

4. Дифференцированный подход к ученикам при решении проблемы

Проблемно-поисковые задачи активизируют мышление, повышают интерес к предмету, способствуют выявлению одаренных детей

Стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроке

1. Вовлечение обучающихся в постановку цели урока (четкость, конкретность, осознание ее младшими школьниками).

2. Методы и средства формирования у обучающихся интереса к учению.

3. Создание ситуаций успеха на уроке для всех обучающихся

Цели деятельности формулируются в глагольной форме и указывают

на виды деятельности

1. Возможность самооценки обучающимися своей деятельности.

2. Наличие на уроке возможности выбора младшими школьниками задания, способа деятельности.

3. Наличие благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке

Работа учителя над развитием речи младших школьников

1. Учитывает ли учитель в работе с обучающимися темп их чтения?

2. Учит ли учитель в прочитанном тексте определять основное содержание, высказывать свое отношение к прочитанному?

3. Выясняется ли понимание обучающимися прочитанного?

Развитие читательской компетенции можно отнести к условиям успешного учения

1. Учит ли педагог в соответствии с содержанием произведения правильно передавать интонацию, расставлять ударения в словах, делать паузы? Читают ли дети четко и в меру громко?

2. Обучение младших школьников работе над текстом дома.

3. Организация работы обучающихся над новыми словами, встречающимися в тексте

Развитие навыков чтения и привитие любви к чтению

1. Умеет ли учитель ярко и выразительно представить обучающимся текст изучаемого произведения? Предлагает ли детям ознакомиться с образцом выразительного чтения?

2. Владеет ли учитель искусством рассказа, лекции?

3. Учит ли учитель младших школьников монологической речи, выразительному чтению?

Сформированность информационно- коммуникативной деятельности – одно из современных требований

к результатам обучения, показатель общей культуры.

Необходимо воспитывать ценностное отношение к данному виду деятель- ности у каждого обучающегося

1. Наличие на уроке свободного обмена мнениями, активного обсуждения анализа и оценки прочитанного.

2. Учит ли педагог младших школьников вдумчивому и внимательному чтению, осмыслению прочитанного?

3. Развивает ли учитель на уроке мышление обучающихся, мастерство владения ими родной речью?

Развитие речи обучающихся на уроке

1. Наличие контроля за речью обучающихся со стороны учителя на протяжении всего урока.

2. Работа учителя по устранению диалектизмов в речи обучающихся.

3. Привлечение обучающихся к исправлению речевых ошибок в ответах своих товарищей.

4. Культура ведения записей на доске и в тетради

Правильно организованная информационно-коммуникативная деятельность – условие формирова- ния умения добывать, перерабатывать, передавать информацию в заданном режиме

1. Работа учителя по развитию речи обучающихся (обучение рассказу по плану и построению развернутого ответа, работа над терминологией и т. д.).

2. Обоснованность соотношения письменных и устных работ на уроке.

3. Создаются ли на уроке условия для монологической речи обучающихся и как она стимулируется?

4. Характеристики речи обучающихся в течение урока (правиль- ность, эмоциональность, полнота, связное выражение своих мыслей, владение терминологией учебного предмета, заинтересованность или равнодушие при ответе, монологический характер речи)

Качество результатов освоения обучающимися ООП

Эффективность методов и приемов оценки результативности освоения обучающимися ООП

1. Как учитель осуществляет проверку результатов освоения обучающимися ООП?

2. Активизация деятельности обучающихся при проверке результатов освоения ими ООП.

3. Осуществление дифференцированного подхода при проверке результатов освоения обучающимися ООП

Качество знаний обучающихся можно определить, применяя задания разного уровня сложности:

  • репродуктивный (воспроизведение в неизменном виде);
  • реконструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);
  • продуктивный (применение знаний в нестандартных ситуациях)

1. Предусмотрены ли на уроке условия для применения обучающимися знаний и приобретенных УУД в новых условиях?

2. Работа учителя над ответами обучающихся (обучение четкости ответов, исправление причин ошибок и др.).

3. Методы и приемы, используемые учителем для проверки системности знаний

Использование краеведческого материала на уроке

1. Отбор краеведческого материала, его соответствие содержанию урока и местным условиям, в которых находится школа.

2. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся на уроке, связанная с использованием краеведческого материала.

3. Наглядность связи обучения с жизнью при использовании краеведческого материала

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности и т. д. – важные личностные результаты освоения обучающимися ООП

1. Целесообразность форм и средств использования краеведческого материала (экскурсии, документы, экспозиции музеев, коллекции, гербарий и т. д.).

2. Использование профессионального опыта родителей обучающихся при изучении темы.

3. Организация практической деятельности обучающихся с использованием краеведческого материала

Практическая направлен- ность обучения младших школьников

1. Показ практической значимости изучаемого материала.

2. Опора на личный опыт обучающихся.

3. Организация деятельности по развитию у обучающихся УУД

Практическая направленность обучения – средство повышения учебной мотивации и обеспечения связи обучения с жизнью

1. Проверка усвоения обучающимися изучаемого материала на уровне применения ими знаний в практической деятельности.

2. Рациональное использование краеведческого материала на уроке.

3. Предусматривает ли домашнее задание использование жизненно- го и профессионального опыта родителей обучающихся?

Организация деятельности обучающихся по примене- нию знаний в новых условиях

1. Использование содержания учебного материала для творческого применения знаний обучающимися.

2. Наличие возможности выбора младшими школьниками задания или вида деятельности на уроке.

3. Использование активных (нетрадиционных) форм организации обучения на уроке.

4. Предусматривает ли домашнее задание применение знаний в новой ситуации?

Создание ситуации необходимости применения знаний в новых условиях, выбора задания способствует формированию навыков саморегуляции обучающимися своей деятельно- сти, способности к оценке своих возможностей

Формирование у обучающихся УУД

1. Достижение обучающимися личностных результатов освоения ООП.

2. Формирование у обучающихся коммуникативных УУД.

3. Формирование у обучающихся регулятивных УУД.

4. Формирование у обучающихся познавательных УУД.

5. Наличие и использование на уроке памяток и рекомендаций, способствующих развитию УУД

Развитие личности обучающихся на основе освоения ими УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Развитие логического мышления обучающихся на уроке

1. Эффективность методов, используемых учителем для развития логического мышления обучающихся (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей и т. д.).

2. Работа обучающихся над новыми понятиями.

3. Формулировка вопросов учителем.

4. Установление младшими школьниками связи нового материала с ранее изученным

Овладение обучающимся логическими действиями – важный метапред- метный результат обучения, показатель высокого профессионализма учителя

Организация различных видов работы обучающихся на уроке

1. Различные виды работ (самостоятельная работа, работа с учебником, дифференцированные задания для “сильных”, “слабых” и “средних” обучающихся и т. д.) и их целесообразность на различных этапах урока.

2. Влияние различных видов работ на конечный результат урока.

3. Дифференцированные задания при выполнении различных видов работ на уроке.

4. Объем работ и время, отводимое для выполнения различных видов работ на уроке

Смена видов деятельности и их рациональное сочетание делают работу динамичной, при этом обучающиеся меньше утомляются

Активизация деятельности обучающихся на уроке

1. Целевая установка деятельности обучающихся на уроке в целом и на каждом его этапе в отдельности.

2. Подведение итогов работы на относительно завершенных этапах урока в соответствии с целевой установкой.

3. Разнообразие видов деятельности обучающихся и формы ее организации

Модуль урока “организация деятельности обучающихся” должен предварять и завершать все остальные модули (изучение, повторение, контроль, закрепление)

1. Методы стимулирования познавательной активности и повышения мотивации обучающихся, используемые учителем на уроке.

2. Наличие проблемных ситуаций на уроке.

3. Способствует ли характер взаимоотношений учителя и обучающихся активной деятельности младших школьников?

4. Стимулирует ли цель учения, сформулированная учителем, активную деятельность обучающихся на уроке?

Субъект-субъектные отношения в системе “учитель – ученик” – одно из требований к современному уроку

Поиск причины слабых знаний обучающихся класса

1. Организация урока и его подготовленность: оборудование места учителя и обучающихся, своевременное начало урока, рациональное использование времени.

2. Качество преподавания:

  • теоретическая и методическая подготовленность учителя к уроку;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке;
  • приемы работы учителя со слабоуспевающими обучающимися;
  • взаимоотношения учителя с обучающимися.

3. Общая характеристика ученического коллектива и отдельных учеников: готовность к восприятию нового материала, отношение к учителю, активность класса во время урока, наличие и соблюде- ние единых требований к уроку.

4. Проверка учителем готовности всех обучающихся к выполнению домашнего задания после проведенного им инструктажа

Важно выявить необходимость помощи педагога-психолога в определении скрытых причин слабой успеваемости обучающихся

Домашнее задание как необходимая часть процесса усвоения обучающимися новых знаний

Организация на уроке работы учителя над домашним заданием обучающихся

1. Используется ли домашнее задание, выполняемое обучающимся к данному уроку, для организации дальнейшей работы на уроке?

2. Установить целесообразность домашнего задания. Достаточно ли тщательно оно продумано учителем?

3. Разнообразие форм домашнего задания

Индикатором качества подачи домашнего задания может служить реакция обучающихся (заинтересо- ванность, безразличие, сопротивле- ние явное или скрытое, подавлен- ность)

1. Глубина понимания учителем цели домашнего задания и ее логическая связь с содержанием обучения на уроке.

2. Является ли домашнее задание логическим продолжением урока?

3. Роль домашнего задания в формировании УУД у обучающихся

Методика пояснения домашнего задания на уроке

1. Обоснованность этапа урока для пояснения домашнего задания.

2. Наличие инструктажа по выполнению домашнего задания.

3. Как учитель стимулирует самостоятельную работу обучающихся дома?

4. Осуществляется ли проверка понимания обучающимися домашнего задания? Уверен ли учитель, что все обучающиеся самостоятельно с ним справятся?

Задача учителя – правильно рассчитать объем домашнего задания, чтобы не “перегрузить” обучающихся

  

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки Рос-сии от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования”. – Примеч. ред.

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль