Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством проектной деятельности

11146

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми ФГТ предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями . Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в педагогической компетенции воспитателя

В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.

Анализ процесса взаимодействия педагогов с родителями выявил ряд недостатков:

  • авторитаризм в общении с родителями ( 17% обследованных педагогов);
  • отсутствие согласованности, взаимные претензии ( 13% );
  • неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с родителями ( 20% ).

В связи с этим в Центре развития ребенка – детский сад № 33 был разработан проект "Мы вместе!".

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию.

Задачи проекта:

  • выявление типологических особенностей личности педагогов;
  • оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);
  • формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;
  • знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности;
  • формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями;
  • развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
  • обучение использованию здоровьесберегающих технологий.

Участники: педагоги, воспитатели, администрация, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
  • конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
  • доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
  • диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Работа по проекту рассчитана на 2 года .

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта:

  • диагностика;
  • минилекции;
  • консультации;
  • практические задания;
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • креативные задания;
  • презентации.

Ожидаемые результаты:

  • понимание важности общения, высокой коммуникативности;
  • выявление индивидуальных коммуникативных особенностей педагогов;
  • приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодолевать психологические барьеры во взаимодействии с другими людьми, моделировать процесс эффективного общения;
  • коррекция личностных недостатков, мешающих развитию коммуникабельности и построению позитивного общения с участниками образовательного процесса;
  • овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;
  • улучшение психологического климата в коллективе.

Календарь реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1

2

3

4

Первая половина года

Подготовка

• Анализ проблемного поля.

• Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей

• Анкетирование, изучение ситуации общения в ГБДОУ.

• Подбор методик и приемов диагностики

Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями

Практическая исследовательская работа

• Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности.

• Выявление доминирующего стиля в общении с родителями.

• Оценка уровня агрессивности педагога.

• Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями.

• Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива

• "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому).

• "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова).

• "Оценка агрессивности" (по А. Ассингеру).

• Анкетирование педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей".

• Анкетирование родителей "Взаимодействие родителей и педагогов"

• Определение направлений работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов.

• Составление учебно-тематического плана

Вторая половина первого года и второй год (сентябрь – март)

Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах

• Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

• Коррекция личностных недостатков.

• Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

• Улучшение психологического климата в коллективе

• Семинар-практикум "Современные формы взаимодействия ГБДОУ и семьи".

• Семинар-практикум "Азбука общения".

• Практикум "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель" (приложение).

• Тренинг коммуникативной компетентности "Мастер общения".

• Консультация "Позитивное эмоциональное состояние педагога – залог эмоционального благополучия ребенка".

• Практикум по обучению приемам саморегуляции педагогов.

• Круглый стол для педагогов и родителей "Учимся переводить агрессию в позитив".

• Ролевая игра "Конфликтам говорим “Нет!”".

• Консультация "О синдроме профессионального выгорания".

• Тренинг "Приглашение в хорошее самочувствие" (профилактика профессионального выгорания)

Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах

Конец второго года (апрель – май)

Подведение итогов реализации проекта

Анализ эффективности работы по проекту с последующей ее коррекцией

• Оценка доминирующего состояния педагога (по Л.В. Куликову).

• Анкетирование педагогов "Обратная связь"

• Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия с родителями.

• Обобщение опыта работы

Анализ эффективности работы по проекту выявил существенное улучшение психологической атмосферы при взаимодействии педагогов с детьми и родителями. Приобретенный коммуникативный опыт позволяет педагогам активнее, чем раньше, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, вести продуктивный диалог. Снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми. Итоговая оценка состояния педагогов показывает преобладание положительного эмоционального фона (62% обследованных педагогов), удовлетворенность педагогической деятельностью в целом, собственной самореализацией воспитателей (47%), высокую эмоциональную устойчивость (56%). В ходе тестирования выявлено желание действовать (58%), но повышена вероятность нецелесообразного расходования энергии (43%), поэтому психологическое сопровождение педагогов в решении профессиональных и личностных проблем приобретает другой аспект. Деятельность педагога-психолога будет направлена на решение данной проблемы.

Приложение

Практикум для педагогов "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель"

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

Задачи:

  • развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
  • обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;
  • помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
  • отреагирование собственных негативных чувств к родителям;
  • обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Материал и оборудование: 2 листа ватмана, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стикеры двух цветов, два магнитных мольберта, магниты; ручки по количеству участников; раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход практикума

1. Психологическое вхождение. Упражнение "Здравствуйте, я… Сегодня я вот такая…"

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние) ". Группа отвечает: "Здравствуй, ... . Сегодня ... вот такая (повторяют действия участника)".

2. Знакомство с темой практикума. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:

1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение:

  • Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
  • Были ли в вашей практике такие родители?
  • Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
  • Есть ли в ваших группах такие родители?

После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Вывод ведущего: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес".

3. Знакомство с приемом "Список претензий к родителям"

Слово ведущего: "Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей. Необходимо анализировать наше “недовольство” ими. А делать это можно используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя (1й и 2й столбики) В 3м записываются действия педагога по устранению претензии. Важно быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно – четкими и конкретными. Затем выделите тех родителей, к которым у вас больше всего претензий.

Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

Чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому".

4. Игра "Два полушария"

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.

5. Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"

Слово ведущего: "Спокойствие, только спокойствие!” – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".

Раздаточный материал 1

Алгоритм принятия родителя:

  1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.
  2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.
  4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

6. Минилекция "Три “Я”

Слово ведущего: "Согласно утверждениям психологов в каждом человеке “живут” три “Я” – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал “трансакциями”. Слово “трансакция” буквально означает “сделка”. И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнеров. Три состояния нашего “Я” – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с “трудным”, на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации".

7. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Раздаточный материал 2

Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Оценка результата: суммируйте баллы в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.

Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Интерпретация

1. Позиция "Я" в роли "ребенка" (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

Позиция "Я" в роли "родителя" (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

Позиция "Я" в роли "взрослого" (В) – сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

2. Следует обратить внимание на соотношение эгосостояний:

  • ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
  • ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо, напротив, – гиперответственный), этических норм.
  • РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Раздаточный материал 3

Бланк ответа к тесту на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

8. Упражнение "Выбери фразу"

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал 4

Упражнение "Выбери фразу"

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные" в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

  1. Извините, если я помешала...
  2. Я бы хотела...
  3. Вероятно, вы об этом еще не слышали...
  4. Вам будет интересно узнать...
  5. Я бы хотела еще раз услышать...
  6. Мне представляется интересным то, что...
  7. Я пришла к такому выводу, что...
  8. Вы хотите...
  9. Думается, ваша проблема заключается в том, что...
  10. Давайте с вами быстро обсудим...
  11. Как вы знаете...
  12. Хотя вам это и неизвестно...
  13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
  14. Вы, конечно, об этом еще не знаете...
  15. А у меня на этот счет другое мнение...
  16. Конечно, вам уже известно...
  17. Вы, наверное, об этом слышали...

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

  • "Я бы хотела…" – "Вы хотите…";
  • "Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";
  • "Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";
  • "Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";
  • "Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";
  • "Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...".

9. Памятка "Известная фраза"

Инструкция. Педагогам раздается памятка, содержащая известные цитаты, отображающие правила общения и поведения с "трудным" родителем.

Памятка для педагога

Основополагающие правила общения

  • Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.
  • Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
  • С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!
  • Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.
  • Уверенность в своих знаниях придает силу.
  • Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
  • Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.

10. Релаксация. Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, по степенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!). Примечание. Повторить игру с песком 2–3 раза.

11. Обратная связь

Раздаточный материал 5

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки

Количество баллов

1

2

3

4

5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания ________________________________________________________________________________

Спасибо!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль