Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством проектной деятельности

11088

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми ФГТ предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями . Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в педагогической компетенции воспитателя

В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.

Анализ процесса взаимодействия педагогов с родителями выявил ряд недостатков:

  • авторитаризм в общении с родителями ( 17% обследованных педагогов);
  • отсутствие согласованности, взаимные претензии ( 13% );
  • неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с родителями ( 20% ).

В связи с этим в Центре развития ребенка – детский сад № 33 был разработан проект "Мы вместе!".

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию.

Задачи проекта:

  • выявление типологических особенностей личности педагогов;
  • оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);
  • формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;
  • знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности;
  • формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями;
  • развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
  • обучение использованию здоровьесберегающих технологий.

Участники: педагоги, воспитатели, администрация, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
  • конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
  • доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
  • диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Работа по проекту рассчитана на 2 года .

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта:

  • диагностика;
  • минилекции;
  • консультации;
  • практические задания;
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • креативные задания;
  • презентации.

Ожидаемые результаты:

  • понимание важности общения, высокой коммуникативности;
  • выявление индивидуальных коммуникативных особенностей педагогов;
  • приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодолевать психологические барьеры во взаимодействии с другими людьми, моделировать процесс эффективного общения;
  • коррекция личностных недостатков, мешающих развитию коммуникабельности и построению позитивного общения с участниками образовательного процесса;
  • овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;
  • улучшение психологического климата в коллективе.

Календарь реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1

2

3

4

Первая половина года

Подготовка

• Анализ проблемного поля.

• Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей

• Анкетирование, изучение ситуации общения в ГБДОУ.

• Подбор методик и приемов диагностики

Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями

Практическая исследовательская работа

• Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности.

• Выявление доминирующего стиля в общении с родителями.

• Оценка уровня агрессивности педагога.

• Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями.

• Анализ родительских установок и пожеланий по организации позитивного взаимодействия родителей и педагогического коллектива

• "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому).

• "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова).

• "Оценка агрессивности" (по А. Ассингеру).

• Анкетирование педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей".

• Анкетирование родителей "Взаимодействие родителей и педагогов"

• Определение направлений работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов.

• Составление учебно-тематического плана

Вторая половина первого года и второй год (сентябрь – март)

Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях, диспутах

• Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

• Коррекция личностных недостатков.

• Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

• Улучшение психологического климата в коллективе

• Семинар-практикум "Современные формы взаимодействия ГБДОУ и семьи".

• Семинар-практикум "Азбука общения".

• Практикум "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель" (приложение).

• Тренинг коммуникативной компетентности "Мастер общения".

• Консультация "Позитивное эмоциональное состояние педагога – залог эмоционального благополучия ребенка".

• Практикум по обучению приемам саморегуляции педагогов.

• Круглый стол для педагогов и родителей "Учимся переводить агрессию в позитив".

• Ролевая игра "Конфликтам говорим “Нет!”".

• Консультация "О синдроме профессионального выгорания".

• Тренинг "Приглашение в хорошее самочувствие" (профилактика профессионального выгорания)

Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах

Конец второго года (апрель – май)

Подведение итогов реализации проекта

Анализ эффективности работы по проекту с последующей ее коррекцией

• Оценка доминирующего состояния педагога (по Л.В. Куликову).

• Анкетирование педагогов "Обратная связь"

• Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия с родителями.

• Обобщение опыта работы

Анализ эффективности работы по проекту выявил существенное улучшение психологической атмосферы при взаимодействии педагогов с детьми и родителями. Приобретенный коммуникативный опыт позволяет педагогам активнее, чем раньше, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, вести продуктивный диалог. Снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми. Итоговая оценка состояния педагогов показывает преобладание положительного эмоционального фона (62% обследованных педагогов), удовлетворенность педагогической деятельностью в целом, собственной самореализацией воспитателей (47%), высокую эмоциональную устойчивость (56%). В ходе тестирования выявлено желание действовать (58%), но повышена вероятность нецелесообразного расходования энергии (43%), поэтому психологическое сопровождение педагогов в решении профессиональных и личностных проблем приобретает другой аспект. Деятельность педагога-психолога будет направлена на решение данной проблемы.

Приложение

Практикум для педагогов "Самый трудный родитель. Самый приятный родитель"

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

Задачи:

  • развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
  • обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;
  • помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
  • отреагирование собственных негативных чувств к родителям;
  • обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Материал и оборудование: 2 листа ватмана, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стикеры двух цветов, два магнитных мольберта, магниты; ручки по количеству участников; раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход практикума

1. Психологическое вхождение. Упражнение "Здравствуйте, я… Сегодня я вот такая…"

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние) ". Группа отвечает: "Здравствуй, ... . Сегодня ... вот такая (повторяют действия участника)".

2. Знакомство с темой практикума. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:

1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение:

  • Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
  • Были ли в вашей практике такие родители?
  • Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
  • Есть ли в ваших группах такие родители?

После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Вывод ведущего: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес".

3. Знакомство с приемом "Список претензий к родителям"

Слово ведущего: "Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей. Необходимо анализировать наше “недовольство” ими. А делать это можно используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя (1й и 2й столбики) В 3м записываются действия педагога по устранению претензии. Важно быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно – четкими и конкретными. Затем выделите тех родителей, к которым у вас больше всего претензий.

Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.

Чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому".

4. Игра "Два полушария"

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.

5. Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"

Слово ведущего: "Спокойствие, только спокойствие!” – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".

Раздаточный материал 1

Алгоритм принятия родителя:

  1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.
  2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.
  4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

6. Минилекция "Три “Я”

Слово ведущего: "Согласно утверждениям психологов в каждом человеке “живут” три “Я” – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал “трансакциями”. Слово “трансакция” буквально означает “сделка”. И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнеров. Три состояния нашего “Я” – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с “трудным”, на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации".

7. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Раздаточный материал 2

Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Оценка результата: суммируйте баллы в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.

Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

Интерпретация

1. Позиция "Я" в роли "ребенка" (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

Позиция "Я" в роли "родителя" (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

Позиция "Я" в роли "взрослого" (В) – сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

2. Следует обратить внимание на соотношение эгосостояний:

  • ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
  • ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо, напротив, – гиперответственный), этических норм.
  • РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Раздаточный материал 3

Бланк ответа к тесту на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

8. Упражнение "Выбери фразу"

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал 4

Упражнение "Выбери фразу"

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные" в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

  1. Извините, если я помешала...
  2. Я бы хотела...
  3. Вероятно, вы об этом еще не слышали...
  4. Вам будет интересно узнать...
  5. Я бы хотела еще раз услышать...
  6. Мне представляется интересным то, что...
  7. Я пришла к такому выводу, что...
  8. Вы хотите...
  9. Думается, ваша проблема заключается в том, что...
  10. Давайте с вами быстро обсудим...
  11. Как вы знаете...
  12. Хотя вам это и неизвестно...
  13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
  14. Вы, конечно, об этом еще не знаете...
  15. А у меня на этот счет другое мнение...
  16. Конечно, вам уже известно...
  17. Вы, наверное, об этом слышали...

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

  • "Я бы хотела…" – "Вы хотите…";
  • "Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";
  • "Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";
  • "Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";
  • "Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";
  • "Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...".

9. Памятка "Известная фраза"

Инструкция. Педагогам раздается памятка, содержащая известные цитаты, отображающие правила общения и поведения с "трудным" родителем.

Памятка для педагога

Основополагающие правила общения

  • Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.
  • Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
  • С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!
  • Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.
  • Уверенность в своих знаниях придает силу.
  • Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
  • Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.

10. Релаксация. Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, по степенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!). Примечание. Повторить игру с песком 2–3 раза.

11. Обратная связь

Раздаточный материал 5

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки

Количество баллов

1

2

3

4

5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания ________________________________________________________________________________

Спасибо!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль