Урок литературы в 5 классе "Г.Х.Андерсен. "Снежная королева".

18134

Автор: Светлана Викторовна Рябенко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г.Сальска, Ростовская область

Тема урока: "Г.Х.Андерсен. "Снежная королева".

Цели:

  • расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.
  • развить навыки грамотной речи, обогатить словарный запас, творческие способности;
  • воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку

I. Организационный момент.

Слайд № 1 (звучит песня Сказочника из к/ф "Тайна Снежной Королевы" муз. М.Минкова сл. В.Коростылева)

Сегодня на уроке мы узнаем историю жизни датского сказочника Г.Х.Андерсена, поработаем над его одной сказкой, над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.

II. Фронтальный опрос.

Учитель: Детство любого человека немыслимо без сказок. А что такое сказка?

(Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок. Я думаю, что среди сидящих здесь, не найдется человека, который бы не любил сказки. Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

III. Из биографии

(слайд № 2) Перед вами портрет великого сказочника. В этом году 2 апреля исполняется 206 лет со дня рождения датского писателя Г.Х.Андерсена. Мы совершим путешествие по его сказочному миру. Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии.

(Слайды 3, 4, 5) Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал их, и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чего только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил.

В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар.

Всего Андерсен написал 170 сказок. Ему поставили несколько памятников.

Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Сегодня мы поработаем над одной его сказкой - "Снежная королева".

Давайте вспомним:

- Кто главный герой? (ответы детей)

(Слайд 6)

Кай и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители этих детей жили под самой крышей двух смежных домов, которые стояли так близко друг к другу, что кровли их почти соприкасались.

Обе семьи достали себе по большому деревянному ящику и разводили в них коренья для супа и зелень. Кроме того, в каждом ящике рос небольшой розовый куст; и кусты эти чудесно разрастались. Родители часто позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами.

- Что случилось с Каем после встречи со Снежной королевой?

(ответы детей)

Учитель:

- Вспомним приключения Герды.

- Как она спасала Кая и кто ей в этом помогал.?

- Чем закончилась сказка?

Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом.

(слайд № 8)

Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.

(Работа с картой)

На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

Физкультминутка

Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты

(Слайд № 17)

Тролль " … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами"

Снежная королева " необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!"

Кай "Злой – презлой, сущий дьявол."

Герда " … держался он вообще непринужденно и мило."

Старушка, которая умела колдовать "Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!"

Принцесса "Умница, каких свет не видывал!"

Принц "Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой."

Маленькая разбойница "Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные"

Учитель: Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Я буду доставать по одному. А вы попробуйте определить, кому они принадлежат.

Рукавички (Герда)

Зеркало (тролль)

Сушеная рыба (старуха лапландка)

Нож (маленькая разбойница)

Снежинки (снежная королева).

V. Итог урока.

(слайд № 18)

- Что мы узнали на уроке?

- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

- Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

- Почему же Герда победила Снежную королеву?

Красота живого сердца победила красоту льда!

"Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

- Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

(Слайд № 19)

Домашнее задание:

Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?

(слайд № 20)

(звучит песня Сказочника из к/ф "Тайна Снежной Королевы"муз. М.Минкова сл. В.Коростылева)

- За всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле.

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

(слайд № 21)

Молодцы, ребята!

Спасибо за урок! 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль