Память дошколёнка и использование мнемических средств для её развития

1810

 Дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для развития памяти. Ни до, ни после него ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Память – это психологическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации. Вот что об этом писал Д.Б. Эльконин : "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т.д. Запоминание часто проходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается на столько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует". Развитие памяти в дошкольный период характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. У младших дошкольников (3-4года) память непроизвольна. Ребенок еще не может поставить перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, но интересные и имеющие эмоциональный отклик события, образы, действия, словесный материал легко остаются в памяти. Совершенствование произвольной памяти дошкольников тесно связано с постановкой перед ними мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. А также с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно утверждать, что улучшение памяти происходит одновременно с совершенствованием умственной деятельности ребенка.
Память в раннем возрасте является господствующей психической функцией, в зависимости от которой строятся все остальные функции. Мыслить для ребенка означает вспоминать, т.е. опираться на прежний опыт и его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте имеет высокую корреляцию с памятью (оно во многом определяется памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее). Не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в развитии является память ребенка.
В возрасте 4-5 лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет запомнить себя что-то при помощи воли (например стихотворение). Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок выступая в игровой роли оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Очень важным моментом в процессе перехода от непроизвольной памяти к произвольной является необходимость постановки перед ребенком специальных мнемических задач. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в общении, игре и трудовой деятельности, тем быстрее происходит этот процесс. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов деятельности, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит становление его внутреннего мира и развитие памяти. В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования памяти ребенка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Ее совершенствование может идти сразу по нескольким направлениям. Первое это придание процессам запоминания произвольного характера, второе – превращение памяти ребенка из непосредственной в опосредованную, третье – развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания.
Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить его стремление что-нибудь запомнить. Нужно постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырех лет детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например, предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребенку предлагает взрослый. Когда научатся запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств для запоминания.
Развитие памяти при помощи мнемических средств.

Основной задачей мнемотехники является указание способов для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных способов было бы очень затруднительно.
Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить следующим образом:

1. Переход от конкретных мнемических средств к абстрактным (знаки, рисунки, схемы)
2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.
3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
4. Переход от использования готовых средств к оригинальным, новым, придуманным самим запоминающим.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребенка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребенка пользованию мнемическими приемами до того,как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то при правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии данного познавательного процесса уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. Данный факт позволяет говорить о мнемотехнике как об очень действенной методике для развития памяти, которая основана на естественном запоминании при интенсивном "переживании" изучаемого материала. В ней могут использоваться достаточно формальные, но эффективные приемы, позволяющие связать новые данные, с уже имеющимися, за счет установления строго логических связей. Особенно эффективны для развития памяти занятия по мнемотехнике организованные в виде игры, с использованием дидактического материала и ассоциаций (на соотнесении известных данных с тем, что следует запомнить). Наиболее распространенный способ – организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Так писатель Даниил Хармс говорил, что телефон легко запомнить: 32-08 - 32 зуба и 8 пальцев.

Вот 8 приемов, которыми можно воспользоваться:

1. "Фотографирование". Человек запоминает быстрее то, на что обращает более пристальное внимание. В этой игре мы учимся концентрироваться на предметах. Разложите разные вещи на письменном столе: игрушки, ручки, открытки, карандаши. Предложите ребенку внимательно рассмотреть их, запомнив, что где лежит – как бы сфотографировать взглядом. Затем он пусть закроет глаза и вспомнит, сколько было предметов, их форму, цвет, размер, расположение и т.д.

2. "Повторение – мать учения". Все знают эту пословицу. Но знаете ли вы, как правильно нужно повторять? Чтобы лучше запомнить материал (например, стихотворение), нужно следовать следующей схеме:
-прочитать несколько раз вслух;
-воспроизвести по памяти;
-повторить через 20 минут;
-повторить через 8 часов;
-повторить через сутки, лучше всего на ночь.

3. "Позевайте!" Что такое зевание? Это энергичное снабжение мозга кислородом улучшающее способность мозга сосредотачиваться. Чтобы усилить эффект, следует во время зевка помассировать нижнюю челюсть, чтобы стимулировать работу многочисленных нервов идущих к головному мозгу.

4. "Сеанс массажа". Научите ребенка простому массажу: легкое постукивание по груди и шее хорошо стимулирует кровообращение, снимает напряжение, помогает работе мозга. Введение этих упражнений в утреннюю зарядку сделает массаж регулярным.

5. "Работа пальчиками". Развитие мелкой моторики активизирует работу головного мозга. Для этого существует огромное количество пальчиковых игр, но можно и просто сжимать и разжимать кулачки или барабанить кончиками пальцев по столу.

6. "Поиграйте". Поменяйте ведущую руку - держите " все наоборот": ложки, зубные щетки, ручки и карандаши. Работа "не той" рукой помогает активизировать то полушарие мозга, которое обычно меньше загружено.

7. "Спокойствие, только спокойствие!" Если ребенка что-то беспокоит, он будет хуже запоминать, а хорошее настроение способствует развитию памяти. Научите его простым приемам расслабления – глубокие вдохи и выдохи успокаивают и концентрируют внимание.

8. "Домашний театр". Память нужно тренировать, как любую мышцу нашего тела. Попробуйте организовать театр, ставя небольшие спектакли. Пусть маленькие актеры учат роли, стихи и декламируют их.
Нельзя позволять ребенку считать, что все выучить все невозможно. Возможно! Главное играть и заниматься с малышом, тренируя его память.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль