Эффективные проектные технологии

3521
Эффективные проектные технологии

Е.П. Недбайло,
зам. директора по ВР МБОУ "Акбулакская СОШ № 3", п. Акбулак Оренбургской обл.

Успешность в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной.

Началом пути реализации федеральных государственных образовательных стандартов стало использование метода творческих проектов и его возможностей в реализации компетентностного подхода к обучению. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Метод проектов, инновационные проектные технологии дают возможность овладения различными компетентностями на уровне присвоения, автоматизма. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определении их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основные направления которой – его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Представление проблемной ситуации:

  • вербально;
  • с помощью видеоряда;
  • с помощью мультимедийных средств.

1.2. Мозговая атака.

1.3. Обсуждение.

1.4. Выдвижение гипотез.

1.5. Определение типа проекта.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Организация малых групп сотрудничества, рас- пределение ролей.

2.2. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

2.3. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

2.4. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных.

3. Заключительный, трансляционно-оформительский этап

3.1. Оформление результатов проектной деятельности.

3.2. Разработка дизайна и оформление результатов проекта в электронной форме.

3.3. Проведение предзащиты.

3.4. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

3.5. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, и возмож- ностей совершенствования проекта.

3.6. Самооценка, внешняя оценка.

Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и транслятор их в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками.

Сделать работу над проектом интересной, направленной на активные методы деятельности, на развитие умения учащихся работать в команде по определенному заданному алгоритму, призваны проектные технологии, которые оптимизируют процесс работы над проектом. Ниже приведены некоторые проектные технологии, которые можно использовать как в процессе работы над проектом, так и при организации урочной и внеурочной деятельности.

"Корабельный совет" – метод поиска новых идей и решений. Другое название: "Совещание пиратов" (авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР), 1970 г.).

Это совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.

Цель метода – максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.

Суть метода – строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

План действий:

1. Объявить участникам очередность выступлений.

2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.

3. Заслушать мнение каждого участника о путях решения проблемы (этап "Выдвижение идей").

4. Отобрать 2–3 идеи для проработки.

5. Критика отобранных идей (этап "Критика идей").

6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап "Защита идей").

7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут решить пробле- му наилучшим образом.

8. Реализация решений.

Правила проведения совещания:

1. Высказываться по проблеме должны все.

2. Порядок выступлений – от "юнги" до "капитана", от младшего к старшему.

3. Вопросы задает только "капитан".

4. Критиковать идеи и защищать их можно только после команды "капитана"

5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.

6. Итог работы подводит "капитан".

Результат – получение новой информации и идей, необходимых для принятия решения.

Достоинства метода: легкость освоения и простота в использовании. Не- значительные затраты времени на проведение. Предназначен для решения сравнительно простых задач. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

"Адвокат дьявола"– метод изучения вопроса с противоположных точек зрения. Впервые это понятие ввел в обиход основатель королевской династии Капетингов Гуго Капет. Метод использовался при решении вопроса, кого причислять к лику святых. Прежде чем канонизировать умершего, католическая церковь назначала "адвоката дьявола", который должен был представить аргументы против – по- чему этого человека нельзя причислить к лику святых.

Цель метода – в процессе обсуждения изучить альтернативу с двух противоположных точек зрения, одна из которых положительно характеризует вариант, вторая – отрицательно.

Суть метода – одному из членов группы отводится роль "адвоката дьявола", защищающего явно неправое дело или занимающегося выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. "Адвокат дьявола" должен давать четко обоснованные аргументы против выдвигаемого предложения.

Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение. Заметим, что человек в этой роли должен быть органичен, не каждому она по уму и по сердцу.

Метод шести шляп имеет и другое название – "Шесть шляп де Боно" (автор метода Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.).

Назначение метода – применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода – научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и точнее соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода – шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых соответствует метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий:

1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода:

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но в итоге все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп – это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее – не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Шесть шляп мышления

  1. Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их высказать.
  2. Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Надев желтую шляпу, мы стараемся найти преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
  3. Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа – это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
  4. Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
  5. Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
  6. Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Правила использования метода:

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об их изменении.

4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Дополнительная информация:

1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) – это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.

3. Метод шести шляп обогащает мышление и делает его всесторонним. Если мы просто просим собеседников о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта восприятия быстро увеличивается.

Достоинства метода:

  • наглядность, простота освоения и применения;
  • умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения;
  • позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода:

  • для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка;
  • большая психологическая нагрузка.

Немаловажным аспектом при организации проекта является подготовка учащихся к процессу защиты его результатов. Для этого учащимся следует изучать технику презентаций и коммуникаций, которая пригодится не только в проектной деятельности, но и всюду, где человеку приходится говорить, выступать. При работе над подготовкой предзащиты и защиты проекта необходимы навыки правильного построения структуры речи, владение методиками эффективной подачи информации и самопрезентации. Технологий самопрезентаций существует более 50, однако все они заключаются в соблюдении не- скольких несложных компонентов построения поведения человека в процессе выступления.

При подготовке предзащиты следует помнить о необходимости:

  • информировать о себе;
  • установить непосредственный визуальный контакт, общение;
  • использовать тезисы;
  • использовать наглядность;
  • помнить о целевой группе;
  • соблюдать композицию в построении речи.

Нужно избегать:

  • слова "все";
  • пессимизма;
  • затянутости выступления.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль