Подвижные игры, как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4533

Котова Наталья Александровна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад 76,
г. Санкт - Петербург

Актуальность

При подборе средств физического воспитания педагоги ГБДОУ, работающие с детьми — логопатами сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей с ТНР ОНР ( всех уровней ) наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия резидуально — органического поражения головного мозга. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики .

В силу определенных психо-физиологических особенностей детей с нарушениями речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени ( по сравнению с работой в обычных группах) отводится на вводную и заключительную части совместной деятельности. Детям логопатам требуется больше времени для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и объяснения заданий (замедленность мыслительных процессов и несформированность понятий).

В этой связи совместная образовательная деятельность по физической культуре должна способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития дошкольников.

Этиология речевых расстройств так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры для детей. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в водной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20 -25 % от исходной величины) — "Найди и помолчи".

В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70 -80 %) приходится на конец основной части: "Прокати мяч в цель", "Кто скорее до флажка?" (ползанье на четвереньках), "Пингвины с мячом" (прыжки с продвижением вперед). "Бег с препятствиями".

Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15 - 20% от исходного) - "Запрещенное движение".

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече-двигательный. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.

Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.

Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Пример

Основная часть. Комплекс ОРУ:

Речитатив:

1.И.П. - стоя лицом друг к другу, руки соединены. Повороты головы в стороны

Жили дружно, жили тихо
Еж, ежата и ежиха.

2. И.П. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередное сгибание рук. сжимая пальцы.

Еж с ежихой для ежат
Припасали все подряд.

3. И.И. - широкая стойка ноги врозь. Наклоны к правой, левой ноге, вперед; руки вперед.

Вот ежиха у дорожки
Видит гриб на толстой ножке.
Гриб большой ежихе нужен;
Ждут ежата гриб на ужин.

4. И.П. —стоя на коленях, руки внизу в замке. Сед справа и слева с выносом рук в противоположи.Сторону.

Пожелал ежихе ежик: -
Не жалей, ежиха, ножек!
И ежиха убежала.
В лапках гриб она держала.

5. И.П. -лежа на спине, руки внизу. Имитация беговых шагов.

Ежик дальше побежал...
В луже желтый лист лежал.

6. И.П - упор присев. Перекаты назад в группировке.

Еж на иглы лист нанижет,
Подбежит к норе поближе.
Там положит для ежат.
Пусть зимой в тепле лежат

Задачи

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Образовательные задачи:

1. Формировать обобщение представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними;

2. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов;

3. Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

4. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни природы;

5. Совершенствовать диалогическую речь детей;

6. Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы по форме и содержанию.

1.Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей;

2.Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;

3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

4.Учить детей самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, картине, набору картинок, используя приемы мнемотехники и моделирования.

1. Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

2. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;

3.Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

4. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

Воспитательные задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим;

2. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

1 Учить быть отзывчивым к сверстникам, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи;

2 Воспитывать любовь к Родине, родному городу;

3 Приобщать детей к русской национальной культуре.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Формировать представления о доброте, честности, дружбе, справедливости;

3 Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам.

Задачи физической культуры:

1. Проводить планомерную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Способствовать развитию внимания, координации движений, воображения;

4. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию.

1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

2. Совершенствовать основные виды движений,

повышать физическую работоспособность;

3. Продолжать развивать мелкую моторику, чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве;

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

1. Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей;

2. Продолжать работу по закаливанию детского организма, укрепления здоровья;

3. Формировать у детей потребность в ежедневной активной деятельности;

4 Воспитывать привычку сохранять правильную осанку;

5 Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику и координацию движений;

6. Приучать детей самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений;

7 Поддерживать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни страны и мира;

8 Воспитывать у детей дисциплинированность, организованность, коллективизм, нравственно-волевые качества личности.

Подвижные игры на внимания

Месяцы

Игры высокой и средней подвижности

Игры малой подвижности

сентябрь

Бездомный заяц

Найди и промолчи

октябрь

Воробьи, вороны

Нос, пол, потолок

ноябрь

Синий, красный, желтый

Найди свое место

декабрь

Солнце и дождик

День и ночь

январь

Стой - беги

Паук и мухи

февраль

У кого мяч?

Найди свой цвет

март

Цветные автомобили

Угадай кто кричит?

апрель

Быстрей по местам

Что спрятано?

май

Ключи

Четыре стихии

Подвижные игры в детском саду для развития физических качеств.

месяцы

Силовые качества

выносливость

быстрота

ловкость

сентябрь

Качели

Третий лишний

Догони пару

Попляши и покружись

октябрь

Перетяжки

Собери мячи

Быстро возьми

Передай мяч

ноябрь

Перетягивание каната

Конники - спортсмены

Ловишка с лентами

Лови и убегай

декабрь

Поезд

Бег со связанными ногами

Ноги от земли

Меткий стрелок

январь

Пингвины с мячом

Снежная королева

Ловишка с мячом

Метелица

февраль

Удержи мяч

Разморозить, заморозить

Кто быстрей?

Проведи мяч

март

Гусеница

Выбивала

Пустое место

Не зевай

апрель

Прокати в воротики

Круговорот

Зайка попрыгай

Мяч соседу

май

Богатыри

Коршун и наседка

Собери мячи

Бабочка и стрекозы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль