Живой уголок в школе

9077

Автор: А.П. Кордочкин,  учитель географии МБОУ "Коммунарская СОШ № 1" г. Коммунара Ленинградской обл.

В былые времена живые уголки были почти во всех школах страны. Сейчас это, к сожалению, большая редкость. Тем не менее у нас такой уголок есть, и я этому очень рад, поскольку уверен, что благодаря ему детям в нашей школе учиться весело и интересно.Шефство над хомячками

История МБОУ "Коммунарская СОШ № 1  началась 1 сентября 1975 г. Сейчас учатся 508 детей, работают 45 педагогов, в т. ч. два победителя Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках ПНП "Образование". Школа является дипломантом Всероссийского конкурса - "Школа года -1999". В настоящее время ее коллектив реализует программу "Образование. Творчество. Успешность", которая стала в 2011 г. победителем областного конкурса на лучшую программу развития образовательного учреждения

А началось все 12 лет назад с шутливого предложения семиклассницы Алены Гончаровой взять шефство над ее хомячками...

В сентябре 2001 года в нашем городе открылась новая школа. Уютное здание, удобная мебель и современное оборудование сманили детей из соседних микрорайонов. В результате пришлось заново создавать ученические коллективы. Мне досталось классное руководство над семиклассниками, собранными из трех разных классов. Дети с трудом привыкали друг к другу, и спустя несколько недель начались конфликты. К сожалению, ни поездки в крепость Орешек и город Приозерск, ни чаепития и дискотеки не смогли нормализировать ситуацию. Вот тогда-то Алена и решила пожертвовать своих хомячков во имя любви и дружбы в родном классе. Подразумевалось, что чувство умиления, которое вызывают джунгарики у любого человека, поможет пробудить доброе отношение у ребят не только к животным, но и друг к другу.Прибавление в семействе

Идея создания живого уголка в кабинете географии пришлась по душе ребятам всех классов и, самое главное, не вызвала отрицательных эмоций у администрации школы. Достаточно быстро уголок стал пополняться пушистыми друзьями, и уже через пару месяцев можно было давать на каждую парту по хомячку или мышке.

Правда, результат получился не совсем тот, на который я рассчитывал. На уроке географии и на перемене ученики вели себя хорошо, поскольку на выяснения отношений у них не хватало времени. А вот на других уроках ситуация осталась прежней. Отчаявшись, я хотел свернуть проект, но ученики других классов выступили в его защиту.

Шло время - животных в кабинете становилось все больше. После того как здесь одновременно оказалось 15 декоративных крыс, 5 морских свинок, 2 пуховых кролика, ежик и остальной твари по паре, администрации школы ничего ни оставалось делать, как выделить под живой уголок отдельное помещение.

Как и полагается в таких случаях, помещение было с хорошей вентиляцией и отоплением. Из других кабинетов в него перенесли стеллажи для инвентаря (средства для уборки клеток и обработки животных), а также контейнеры для кормов. Сами клетки расположили в соответствии с предпочтениями обитателей: черепаху - поближе к батарее, хомячков - к свету. Обучающиеся старших классов под руководством преподавателя технологии сделали лежанки и колеса для хомячков (хомячки склонны к ожирению, поэтому колесо им необходимо). Что касается клеток, то новые жильцы переезжали со своими домиками, но проходили у нас обработку, и, конечно, если мы видели, что клетка нуждается в ремонте, проводили его на месте. Иногда администрация школы выделяла средства на приобретение нового домика для зверька. Нужно отметить, что к делу подошли очень серьезно: всех вновь поступавших животных осматривал специально приглашенный ветеринар.

После того как клеток стало много, мы повесили на стены небольшие стенды с информацией о животных: название, место обитания, продолжительность жизни и, самое главное, предпочтения в еде, т. к. не всеми угощениями, которые ребята приносили, зверьков можно было кормить.Будни живого уголка

Многие дети хотели бы иметь дома животных, но по какой-либо причине, родители отказывают им в этом. В нашем же уголке только мелкие зверьки (мышки, хомячки, декоративные крысы) постоянно находились в клетке, да и то их можно было вытащить, чтобы покормить. Другие животные (кролики, морские свинки и т. п.) дружно бегали по помещению, так что ребята могли их брать на руки и гладить.

Перемещения животных происходили не только на перемене, но и во время занятий (в живом уголке иногда проходили занятия по окружающему миру, биологии и географии), что ничуть не отвлекало детей от изучения предмета. Конечно, когда кролик на кого-то сердился и выбивал задними ногами барабанную дробь или морская свинка начинала "стричь" своих пуховых друзей, раздавался веселый смех, но на уроке такая разрядка бывает необходима.
Любимцем же ребят был хорек, который ненавидел китайские кроссовки из кожзаменителя (на то, как он мог вырвать целый клок из подошвы, страшно было смотреть) и где-то за месяц заставил детей поменять сменную обувь согласно своим вкусам.

Прежде чем помещать животное з живой уголок, его необходимо показать ветеринару и получить соответствующее разрешение.

Помимо этого, у хорька была привычка забираться незаметно в портфель, и можно только догадываться, какие эмоции испытывал ученик, пытающийся нашарить на дне ранца вожделенный бутерброд и обнаруживающий вместо него несколько жалких крошек.

И все-таки, несмотря на коварство хорька, именно его клетку ребята чаще других чистили, а позднее соорудили для него домик из фанерного ящика.

Со временем дети стали приносить в школу пострадавших животных. Расскажу о двух наиболее ярких случаях. Как-то девочка принесла из дома красноухую черепаху, которая практически перестала есть. Выяснилось, что родители девочки не знали, что таких черепах нужно держать в аквариуме с водой. В результате когти у  черепахи достигли 5 см и загнулись, а около рта образовался ороговевший нарост в виде клюва. Пришлось срочно поместить ее в аквариум, где со временем ороговевшие части стали отмокать и отваливаться.

А однажды ребята нашли около школы сидящего на земле дятла. Видимо, он во что-то сильно врезался, да так, что из клюва капала кровь. Его принесли в кабинет и оказали первую помощь. Через несколько дней дятел пришел в себя и чуть не разломал клетку. Пришлось питомца выпустить на волю. Но еще в течение месяца после этого его можно было встретить в школьном дворе на березах.

Спустя некоторое время, мы поставили в рекреации недалеко от живого уголка теннисный стол, который старшеклассники смастерили своими руками из древесно-стружечных плит и старых парт. На переменах и после уроков сюда приходили ученики со всех классов.

Вскоре наш "кабинет психологической разгрузки" стал популярен не только в школе, но и в городе. Ребята из других учебных заведений стали приходить к нам после занятий, чтобы посмотреть на животных, покормить их, погладить, а заодно и поиграть в теннис. В конце концов детская юношеская спортивная школа города, узнав о нашем "спортивно-живом уголке", подарила нам хороший теннисный стол, после чего желающих здесь отдохнуть стало еще больше.Осторожно: аллергия!

В современном мире много болезней номер один, но для меня это аллергия. Все чаще и чаще я сталкиваюсь с тем, что ребенок не переносит запаха животных или у него аллергия на пух и шерсть. Чтобы не нанести вред здоровью детей, необходимо проводить разъяснительную работу с родителями, выявлять во всех классах учеников, склонных к аллергии, и следить за тем, чтобы они не приближались к животным.

К слову сказать, содержание животных в школе требует от администрации и педагогов соблюдения определенных требований. Лучше, если за работу живого уголка будет отвечать специалист, т. е. человек, который знает, как ухаживать за животными. В целях безопасности детей и более эффективной работы уголка необходимо подготовить локальные акты: правила поведения в живом уголке, инструкции по приему и содержанию животных и т. д.
Нужны ли нам живые уголки?

Живые уголки помогают научить детей правильно ухаживать за животными и растениями, сформировать у них навыки исследовательской деятельности воспитать бережное отношение < окружающей среде, развить духовную потребность в общении с природой.

Могу с уверенностью сказать, что создание живого уголка благотворно повлияло на психологическую атмосферу в нашем школьном коллективе.

Как известно, ребятам необходимо общение со сверстниками, и не только во время уроков. Поскольку 10 лет назад в нашем городе еще не было Интернета, с этим была проблема. Хорошо, если общение ребят происходило в кружках и секциях, но ведь часто местом их встреч становились подвалы и последние этажи подъездов.
К сожалению, не все подростки могут себя заставить дисциплинированно ходить в музыкальную или спортивную школу, играть гаммы или подтягиваться на турнике, а в наш живой уголок можно было прийти в любое время и получить здесь массу положительных эмоций.

Кроме того, живой уголок помогает разнообразить учебный процесс. Дети всех возрастов воспринимают занятия здесь как маленький праздник. И это понятно, ведь одно дело изучать животных, нарисованных в учебнике, и совсем другое - настоящих, которых можно посмотреть и потрогать.

"Нужны ли нам живые уголки?" - под таким заголовком вышла в 2002 году в школьной стенгазете статья Насти Мусолямовой. Вот цитата из нее: "Я знаю, что раньше в школах очень часто создавали живые уголки. Они наряду со сбором металлолома и шефством над одинокими пенсионерами являлись важной составляющей пионерской работы. Сегодня живых уголков практически не осталось. Все общение с природой, которое дает школа, сводится к тому, что дежурный по классу поливает фикус на подоконнике. Наверное, это не совсем правильно. Мне кажется, что ребенок должен учиться нести ответственность за чужую жизнь".

Эти слова, написанные 16-летней ученицей 10 лет назад, остаются актуальными и по сей день. Со своей стороны могу сказать, что никакие современные методики экологического воспитания и уроки с применением компьютерных технологий не дадут такого эффекта, как обычные занятия в живом уголке. И мне бы очень хотелось, чтобы таких уголков в наших школах становилось больше!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль