Психолого - педагогические основы использования игровых технологий на уроках в начальной школе

2774

Автор: Баландина Марина Николаевна учитель начальных класс ГБОУ СОШ №4  (Самарская область)

"Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь…"

Проблема: Снижение интереса к предметам учащихся начальной школы.

Цель работы: Обеспечить условия, способствующие преодолению трудностей в усвоении материала посредством использования игровых технологий.

Задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме:

  • Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности обучения младших школьников.
  • Дать характеристику игры как метода обучения.
  • Создать пакет дидактических материалов для проведения уроков в режиме игровых технологий.
  • Трудности педагогической практики.
  • Значительные учебные нагрузки.
  • Репродуктивные методы обучения.
  • Трудности самореализации учащихся.
  • Перенасыщенность современного школьника информацией.

Игра – это…

  • "Пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок".( Л.С. Выготский)
  • Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».(А.М. Горький)
  • Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
  • Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Обязательные условия игры:
1)соответствие целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании.

Достоинства игровых технологий:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
  • посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
  • игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Ограничения и недостатки использования игр в образовании:

  • Игра – это время – и трудоемкая форма.
  • Игра не является педагогической панацеей.
  • Дети могут увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
  • Опасность возникновения зависимости от игры.

Отличие педагогической игры от игры вообще – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат:
- Функциональность игры.
- Структура организации игры.
- Выбор игры.
- Подготовка игры.
- Введение в игру.
- Ход игры.
- Подведение итогов игры.
- Анализ игры.Классификация игровых ситуаций:

1. По сущности игровой основы:
- Игры с правилами.
- Ролевые игры.
- Комплексные игровые системы.

2. По источнику познания:
- Игры на основе устного изложения учебного материала.
- Игры на основе работы со средствами наглядности.
- Игры на основе практической работы учащихся.

3. По количеству участников:
-Индивидуальные.
-Парные.
-Групповые.
-Массовые.

Дидактическая игра - условно занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков.Деловая игра.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества.
Структура деловой игры:
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога

1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация. Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Педагог организовывает работу в малых группах (командах).
2 этап – самостоятельная работа учащихся в командах. Вникают в проблему, пытаются понять ее. Коллективное обсуждение: вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников. Педагог оказывает помощь.
3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов. Педагог управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Ожидаемые результаты.
- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
- Игры повышают качество обучения.
- Игры способствуют обогащению словарного запаса, расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
- С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль