• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком" (пояснительная записка).

Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком" (пояснительная записка).

1126

Автор: Сергеева Анастасия Юрьевна, учитель начальных классовМуниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов",  Бугульма

Возраст детей: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Рецензент - доцент кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Бугульминского филиала КНИТУ – КАИ, кандидат педагогических наук Р.Н. Сафина

Пояснительная записка.
Воспитание имеет приоритет над образованием.
Создает человека воспитание.
Сент- Экзюпери А.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломах, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно – нравственных ценностей. В связи с этим в новом стандарте появился документ «Концепция духовно- нравственного воспитания», являющийся наиглавнейшим в пакете документов стандарта второго поколения. Здесь мы возрождаем понятие национального воспитательного идеала. Современный национально – педагогический идеал – это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России.

В результате задача воспитательной работы учителя, в том числе и учителя начальных классов, заключается в формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия и содействии его гражданскому становлению.
Актуальность создания личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников является:

  • во – первых, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Таким образом, государственный заказ школе строится на общих принципах и ориентирах. Установить же конкретные цели и задачи воспитания – это сфера самоопределения самого конкретного педагога;
  • во – вторых, природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. После школы все школьные науки, как правило, останутся в памяти лишь под общими представлениями. А для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами воспитания. Человек по- настоящему проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Недостатки и упущения в воспитании - невозвратимы и невосполнимый урон. От болезней тела страдает сам больной, а от духовного больного страдают все вокруг. Таким образом, одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является воспитание молодого поколения – проектирования способов отношений к людям и к самому себе, к труду, к природе, к обществу в целом.
  • в – третьих, воспитание – это система социальная. Ее ядро – люди и их потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, отношения. Воспитание обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для развития у человеческого индивида способностей жить и работать в социуме, осваивать и успешно выполнять необходимые социальные роли, преобразовывать природную и социальную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом.

В ходе разработки данной концепции были изучены следующие труды:

  • Фридман Л.М. Философия воспитания человека будущего.
  • Ролик М. П. Курс лекций для слушателей "Родительской школы" детского и юношеского центра "Экополис, культура, здоровье"
  • Фомин А. А. Личностно орентированая системно – ролевая концепция воспитания школьников

А также были изучены различные концепции воспитания, которые реально существуют в настоящее время: моноидеологическая концепция, деидеологическая концепция, дуалистическая концепция, концепция свободного воспитания, управленческая концепция воспитания, концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя (авторы: О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова и другие), системно- ролевая концепция (автор: Н.М. Таланчук).

Из названных концепций наиболее отвечает, по нашему мнению, современным требованиям личностно ориентированная и системно – ролевая концепции.

Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (то есть социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Однако, ребенок не только учится осознавать и применять ту или иную социальную роль (дочь, ученица и т.д.), но и познании себя, своих интересов, возможностей, познания мира и общества в целом, т.к. социальные роли проявляются в обычной жизни. Это Родина, труд, человек, природа, мир, семья, знания и т.д. Таким образом, данная концепция соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ и т.д. Она наиболее тесно аккумулирует социальный опыт человечества и системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для гуманитарных и естественных дисциплин.
Цель личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников – координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей; центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе через социализацию; формирование человека – гражданина, патриота, личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников:

  • оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого- педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей; создание условий для участия семей в воспитательном процессе;
  • повышение профессионального уровня педагога в управлении воспитательным процессом;
  • совершенствование содержания и механизмов воспитания учащихся;
  • развитие здоровьесберегающих технологий воспитания; укрепление здоровья учащихся;
  • формирование у учащихся личного достоинства и законопослушания, гражданско – патриотической позиции;
  • воспитание политической, правовой, национально – интернациональной культуры;
  • формирование нравственной, экономической, экологической, трудовой, коммуникативной культуры;
  • формирование широких и системных знаний о мире в целом и его отдельных областях, эмоционально – ценностного отношения к миру;
  • развитие кругозора, эрудиции, логического мышления, последовательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать; гибкости ума, его практичности и активности;
  • формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
  • воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельности, саморазвитию, самовоспитанию, самореализации;
  • формирование готовности полноценно выполнять объективную систему социальных ролей;
  • воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Очень важно отметить, что вся воспитательная работа строится на следующих принципах:
1.Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
2.Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
3.Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
4.Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
5.Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
6.Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
7.Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
8.Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше тебя.
9.Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Реализацию личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников следует начинать с 1 класса. Реализация концепции предполагает использование педагогом отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания с учетом особенностей региона, конкретного учреждения и социума, а также психолого – возрастных особенностей учащихся.

Кроме этого, реализация концепции предполагает конструирование педагогом развивающей среды, прежде всего через социализацию, а также с помощью интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция позволяет мыслить целостно. Системно – ролевый подход при реализации концепции предполагает готовность и способность ребенка выполнять полноценно систему различных социальных ролей.

В общественном виде все социальные роли можно сгруппировать по сферам жизни человека: семья, профессия и труд, сфера как гражданина, геосфера и эгосфера.
В 1 классе дети учатся жить, творить, общаться через призму своей семьи; учатся осознанно выполнять социальные роли "я- сын (дочь)", "я – брат (сестра)", "я – внук (внучка)", "я – физически здоровый человек".

Во 2 классе дети учатся жить в коллективе; понимать, что мир продолжается за пределами семейного пространства; учатся жить в коллективе дружно, постигают правила жизни среди людей ( правила общения, правила этики и этикета, умение организовать себя, постигают основные законы жизни), учатся осознанно выполнять социальные роли: "я – друг", "я – ученик (ученица)"; учатся ориентироваться в профессиях ("я – учитель", "я – врач", "я – экономист" и т.д.); учатся действовать в зависимости от ситуации, которые пронизывают наш каждый день и час ("я – пешеход", 'я – покупатель", "я – зритель" и т.д.).

В 3 классе воспитанники учатся понимать, что каждый из них является членом общества, нормы которого он обязан выполнять; постигает проблемы человека и общества в целом; понимать, что человек – часть природы; учатся ценить себя, людей, природу, свою страну, проблему ответственности за жизнь достойного человека в достойной свободной стране, учатся быть достойным гражданином многонациональной страны России, учатся ориентироваться в элементарных политических вопросах. Формируется гражданская позиция "я – гражданин", "я – россиянин", "я – патриот", "я – гражданин многонациональной страны".

В 4 классе воспитанники знакомятся с миром в целом на элементарном уровне: ближнее и дальнее зарубежье; основные религии и культуры мира; космос; основные мировые глобальные проблемы. Формируется позиция "я – гражданин мира". Кроме этого, четвероклассник на основе полученного социального опыта, постигает себя, ориентируясь в понятиях и противоречиях: "добро и зло", "хочу и нельзя", "не хочу и надо"; в вопросах "Кто я?", "Зачем я?"; определяет для себя основные материальные потребности, духовные ценности, культуру поведения, свои интересы и возможности. Одним словом, постигает социальную роль, позицию, от которой зависти вся его жизнь, которая пропитывает все сферы его дальнейшей жизни – «Я – Человек».
1 класс –33 часов
2класс – 34 часов
3 класс – 34 часов
4 класс – 34 часов
Предполагается творческое использование концепции учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также концепция может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всему курсу. Поэтому личностно ориентированная системно – ролевая концепция воспитания младших школьников предполагает реализацию во время систематических классных часов.
Основными организационными формами являются: час игры, клуб знатоков, клуб мыслителей, урок милосердия, деловая игра, праздники, экскурсии, час поэзии, час веселых испытаний и т.д.

Большое внимание уделяется совместной работе со взрослыми (педагогом, родителями): проведению наблюдений, дискуссий, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; работа с картой, составление проекта и т.д.
Кроме работы с детьми, проводится работа с семьей: родительский час, час общения, вечера вопросов и ответов, «круглый стол», собрание отцов, собрание – совет, собрание – рекомендация, собрание рецептов, собрание – консультация и т.д. Это практические занятия, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.

Кроме этого, учитель проводит тестирования и анкетирования с детьми с целью выявления интересов ребенка, его мотивов, способностей, нравственных ориентиров, уровня культуры, трудовых навыков, самостоятельности, коммуникативности, степени доверия с семьей и открытости миру.
К концу изучения курса воспитанники должны знать:

  • все о своей семье и о себе, свою родословную, традиции, религию, национальность и т.д.;
  • правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в школе;
  • нормы этики и морали; нормы нравственного поведения; законы дружбы;
  • достижения выдающихся деятелей своей страны; ее национальные символы;
  • свои права и обязанности;
  • основные проблемы и потребности современного мира;
  • ориентироваться в таких понятиях, как "патриот", "коллектив", "общество", "социальная роль", "экология", "экономика", "права и обязанности" и т.д.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  • пользоваться коммуникативными умениями;
  • осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
  • различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
  • адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
  • владеть навыками культуры во всех ее проявлениях, которая должна стать неотъемлемой частью поведения выпускников;
  • умело пользоваться социальным опытом общества;
  • пользоваться своими правами и обязанностями;
  • ориентироваться на простейшем уровне во всех сферах современной жизни: экономической, экологической, политической, информационной, культурной и т.д.

В результате реализации личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников планируется:
Проект модели выпускника начальной школы

Качества личности
мыслительные
социо- динамические
психические
субъект
интеллект
логика последовательность самостоятельность независимость
реализм активность ответственность разнообразие предприимчивость альтруизм
коммуникативность уверенность в себе рассудительность
творчество свобода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль