Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий

9772

Автор: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Процесс обновления дошкольного образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут эффективными в той мере, в какой организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер, продолжается поиск новых форм трансляции лучшего педагогического опыта.
Педагогический опыт, связанный с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, служит надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
В условиях коренного преобразования методических служб и изменения их статуса важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки - еще один путь поиска эффективной и адресной методической поддержки педагогов.

Стажировочные площадки активно действуют во многих регионах России. Попытаемся на примере Москвы рассмотреть алгоритм создания и организации работы стажировочных площадок в системе столичного дошкольного образования.
Что такое стажировочная площадка? Это временная структура, организованная на базе трех образовательных учреждений, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования и являются победителями Московского городского конкурса "Детский сад для всех и каждого" в одной из номинаций.

Двенадцать номинаций данного соревнования - это 12 ключевых направлений совершенствования качества дошкольного образования в столице, в рамках которых в настоящее время реализуются проекты:

  • "Организационно-финансовые механизмы повышения качества дошкольного образования";
  • "Родитель и детский сад: развитие государственно-общественного управления";
  • "От современных информационных технологий к эффективному управлению ДОУ";
  • "Здоровьеформирующие технологии в ДОУ";
  • "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья";
  • "Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы";
  • "Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей";
  • "Ребенок в многонациональном мегаполисе";
  • "Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ";
  • "Мой садик дома: развитие семейных детских садов";
  •  "Ребенок и мир: формирование безопасного поведения";
  • "Выпускник детского сада - успешный первоклассник. Преемственность ФГТ и ФГОС".

Три учреждения, занявшие первое, второе и третье места в каждом из двенадцати направлений, работают на принципах сетевого взаимодействия, что позволяет:

  • выявить проблемы и затруднения практиков;
  • изменить позицию педагога-стажера в системе повышения квалификации (с позиции "потребителя" методического продукта на позицию активного, творческого создателя этого продукта);
  • изменить мотивацию педагога-стажера в ходе участия в коллективной работе творческой группы над созданием общего пособия;
  • активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями и знаниями.

Стажировочная площадка транслирует накопленный опыт и способствует повышению профессионального мастерства дошкольных работников системы образования Москвы в межкурсовой период. Работа площадки организуется в очной и очно-заочной формах, а также посредством реализации дистанционных программ.

Повышение профессионального мастерства воспитателей, педагогов и управленцев в рамках стажировочной площадки направлено на взаимное обогащение, представление своего опыта, демонстрацию собственной социальной позиции по совершенствованию качества дошкольного образования.

Стажировочная площадка осуществляет свою деятельность во взаимодействии с департаментом образования города Москвы, окружными органами управления образованием, образовательными учреждениями, педагогическими, научными и другими организациями по вопросам своей компетенции.

Основная цель стажировочной площадки - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации подпрограммы "Дошкольное образование" Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование").

Основными задачами стажировочной площадки являются:

  • распространение лучших управленческих и образовательных практик в сфере дошкольного образования в городе Москве;
  • создание условий для реализации новых управленческих технологий и организационно-финансовых механизмов, направленных на повышение качества дошкольного образования;
  • совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОУ посредством приобщения их к деятельности стажировочных площадок;
  • формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал;
  • позиционирование ДОУ как образовательного центра социокультурной жизни района.

Деятельность стажировочной площадки, направленная на решение перечисленных задач, планируется в соответствии с утвержденным планом-графиком выполнения работ, который составляется на один учебный год. Каждое из трех образовательных учреждений предлагает свой план, предусматривающий разные формы работы со стажерами. Лучший вариант - модульное планирование, при котором в соответствии с тематикой разрабатывается план -содержание модуля. Модуль может быть рассчитан на квартал или полугодие. В последующем планы обсуждаются на совете стажировочной площадки и объединяются в общий план работы ДОУ, отражающий целостное представление содержания инновационного опыта, методические и организационные подходы к решению проблем по данному направлению.

Инновационное движение в рамках стажировоч-ных площадок должно опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, современные разработки и учитывать запросы практиков.

Для оказания помощи в организации работы стажировочной площадки из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров (кандидатов или докторов педагогических наук) назначается научный консультант, который:

  • оказывает консультативную и методическую помощь по вопросам организации работы стажировочной площадки;
  • совместно с советом стажировочной площадки составляет алгоритм и план работы, программы модульных курсов, семинаров и методических мероприятий;
  • подготавливает и дает консультации по организации разнообразных форм работы со стажерами;
  • обеспечивает информационные условия для тиражирования опыта посредством сетевого взаимодействия стажировочной площадки, базовых, опорных учреждений и широкой практики;
  • анализирует результативность проведенных мероприятий, опираясь на материалы анкетирования стажеров;
  • разрабатывает опросники, тесты для анкетирования стажеров;
  • организует работу двух творческих групп по актуальным проблемам образовательного процесса в ДОУ в соответствии с планом стажировочной площадки;
  • осуществляет помощь в обработке и редактировании продуктов работы стажировочной площадки по тематике проекта;
  • участвует в составлении аналитических справок и отчетов для руководства и несет ответственность за их достоверность.

В свою очередь, сотрудники стажировочной площадки:

  • участвуют в формировании перечня мероприятий, проводимых в рамках образовательной программы стажировочной площадки;
  • организуют занятия по закрепленным темам образовательной программы;
  • участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;
  • осуществляют тьюторское сопровождение стажеров;
  • повышают свою квалификацию по направлениям стажировочной площадки.

Деятельность стажировочной площадки направлена на обеспечение практической отработки стажерами эффективных образцов содержания дошкольного образования, технологий воспитания и обучения, новых механизмов управления образованием.

Все работники дошкольных образовательных учреждений, включившиеся в работу стажировочной площадки с целью повышения педагогической и профессиональной компетентности, могут называться стажерами.

Cтажер - это человек, имеющий практические знания в области дошкольного образования, работающий с детьми дошкольного возраста и желающий улучшить и обновить не только теоретические знания, но и обогатиться передовым опытом коллег, получить ответы на волнующие его вопросы, усовершенствовать свои методы и приемы работы, ознакомиться с новыми разработками в системе дошкольной педагогики, психологии и методики. Он самостоятельно выбирает направление своей стажировки и регистрируется для участия в работе стажировочной площадки.
Стажер выполняет задания, предлагаемые руководителями стажировочной площадки, сам формирует свою профессиональную компетентность по выбранному направлению и создает индивидуальный образовательный проект. Он может также выступить инициатором обсуждения актуальной темы.

Активно участвующий в работе стажировочной площадки стажер может не только повысить свой педагогический потенциал, профессиональное мастерство, но и получить Сертификат участника стажиро-цадки. Поскольку стажер самостоятелен в выборе тем и форм посещения, предусмотрены правила выдачи данного документа.

Стажер в обязательном порядке:

  • участвует во всех дистанционных занятиях по данному направлению (модулю) и выполняет предложенные задания;
  • посещает семинарские занятия (не менее одного);
  • участвует в мастер-классах;
  • включается в работу творческой группы для выполнения задания;
  • оформляет аналитический отчет или мини-отчет о прохождении стажировки.

Сертификат участника стажировочной площадки не заменяет удостоверение или свидетельство о повышении квалификации, которое выдается по итогам прохождения курсов повышения квалификации с учебным планом от 72 до 216 учебных часов. Данный документ подтверждает, что педагог в межкурсовой период активно занимался самообразованием, повышал свое профессиональное мастерство, знакомился с лучшим педагогическим опытом коллег.

Для того чтобы облегчить стажерам выбор тем и форм посещения занятий, руководители стажировочных площадок могут помочь им в составлении индивидуальных маршрутов, а при необходимости организовать тьюторское сопровождение на период их работы на стажировочной площадке.

Все формы организации работы со стажерами должны носить практико-ориентированный характер, с обязательным включением их в разработку индивидуальных образовательных проектов, которые формируются на основе изучения транслируемого опыта для адаптации его к условиям конкретного образовательного учреждения.

На базе стажировочной площадки создаются две-три творческие группы по направлению деятельности с целью подготовки инновационных методиче-ских и информационных продуктов. Результатами их работы могут быть методические и дидактические пособия, рекомендации, сборники материалов и др.

По итогам работы стажировочной площадки за год проводится мониторинг, который организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов. В процессе мониторинга используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках стажировочной площадки.
Публичность (открытость) информации о результатах мониторинга мероприятий стажировочной площадки обеспечивается размещением оперативной информации в сети Интернет. Стажировочная

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов стажера, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование его образовательной рефлексии, осуществление мониторинга детского развития в ДОУ.

В план стажировочной площадки включаются самые разные формы представления инновационного опыта. Одной из них являются дистанционные занятия - новая форма педагогического творчества. Для проведения таких занятий руководители стажировочной площадки подбирают разнообразные материалы и размещают их на сайте для самостоятельного изучения стажерами. План дистанционного занятия может включать все те же части, что и очное занятие (вопросы, задания, обсуждение и др.). Дистанционное занятие не ограничивается аудиолекциями. Текст может сопровождаться схемами, презентациями, фотографиями, видиофайлами, статьями и т. д. Посещение стажерами дистанционных занятий - обязательная часть стажировки.

Основным продуктом деятельности стажировочной площадки является индивидуальный образо-проект, разрабатываемый стажером или группой стажеров на основе транслируемого опыта и адаптации его к условиям конкретного образовательного учреждения.

На базе стажировочной площадки создаются две-три творческие группы по направлению деятельности с целью подготовки инновационных методичеплощадка представляет отчеты о достигнутых результатах деятельности по определенным формам в установленные сроки.

Посредством организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, к которым относятся конференции и видеоконференции, круглые столы, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, консультирование, творческие мастерские, школы педагогического опыта и другие мероприятия, стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта.

Таким образом, на современном уровне развития системы дошкольного образования стажировочные площадки являются проводником передовых идей и технологий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль