Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий

9690

Автор: К.Ю. Белая, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Процесс обновления дошкольного образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут эффективными в той мере, в какой организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер, продолжается поиск новых форм трансляции лучшего педагогического опыта.
Педагогический опыт, связанный с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, служит надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
В условиях коренного преобразования методических служб и изменения их статуса важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки - еще один путь поиска эффективной и адресной методической поддержки педагогов.

Стажировочные площадки активно действуют во многих регионах России. Попытаемся на примере Москвы рассмотреть алгоритм создания и организации работы стажировочных площадок в системе столичного дошкольного образования.
Что такое стажировочная площадка? Это временная структура, организованная на базе трех образовательных учреждений, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования и являются победителями Московского городского конкурса "Детский сад для всех и каждого" в одной из номинаций.

Двенадцать номинаций данного соревнования - это 12 ключевых направлений совершенствования качества дошкольного образования в столице, в рамках которых в настоящее время реализуются проекты:

  • "Организационно-финансовые механизмы повышения качества дошкольного образования";
  • "Родитель и детский сад: развитие государственно-общественного управления";
  • "От современных информационных технологий к эффективному управлению ДОУ";
  • "Здоровьеформирующие технологии в ДОУ";
  • "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья";
  • "Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы";
  • "Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей";
  • "Ребенок в многонациональном мегаполисе";
  • "Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ";
  • "Мой садик дома: развитие семейных детских садов";
  •  "Ребенок и мир: формирование безопасного поведения";
  • "Выпускник детского сада - успешный первоклассник. Преемственность ФГТ и ФГОС".

Три учреждения, занявшие первое, второе и третье места в каждом из двенадцати направлений, работают на принципах сетевого взаимодействия, что позволяет:

  • выявить проблемы и затруднения практиков;
  • изменить позицию педагога-стажера в системе повышения квалификации (с позиции "потребителя" методического продукта на позицию активного, творческого создателя этого продукта);
  • изменить мотивацию педагога-стажера в ходе участия в коллективной работе творческой группы над созданием общего пособия;
  • активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями и знаниями.

Стажировочная площадка транслирует накопленный опыт и способствует повышению профессионального мастерства дошкольных работников системы образования Москвы в межкурсовой период. Работа площадки организуется в очной и очно-заочной формах, а также посредством реализации дистанционных программ.

Повышение профессионального мастерства воспитателей, педагогов и управленцев в рамках стажировочной площадки направлено на взаимное обогащение, представление своего опыта, демонстрацию собственной социальной позиции по совершенствованию качества дошкольного образования.

Стажировочная площадка осуществляет свою деятельность во взаимодействии с департаментом образования города Москвы, окружными органами управления образованием, образовательными учреждениями, педагогическими, научными и другими организациями по вопросам своей компетенции.

Основная цель стажировочной площадки - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации подпрограммы "Дошкольное образование" Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование").

Основными задачами стажировочной площадки являются:

  • распространение лучших управленческих и образовательных практик в сфере дошкольного образования в городе Москве;
  • создание условий для реализации новых управленческих технологий и организационно-финансовых механизмов, направленных на повышение качества дошкольного образования;
  • совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОУ посредством приобщения их к деятельности стажировочных площадок;
  • формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал;
  • позиционирование ДОУ как образовательного центра социокультурной жизни района.

Деятельность стажировочной площадки, направленная на решение перечисленных задач, планируется в соответствии с утвержденным планом-графиком выполнения работ, который составляется на один учебный год. Каждое из трех образовательных учреждений предлагает свой план, предусматривающий разные формы работы со стажерами. Лучший вариант - модульное планирование, при котором в соответствии с тематикой разрабатывается план -содержание модуля. Модуль может быть рассчитан на квартал или полугодие. В последующем планы обсуждаются на совете стажировочной площадки и объединяются в общий план работы ДОУ, отражающий целостное представление содержания инновационного опыта, методические и организационные подходы к решению проблем по данному направлению.

Инновационное движение в рамках стажировоч-ных площадок должно опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, современные разработки и учитывать запросы практиков.

Для оказания помощи в организации работы стажировочной площадки из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров (кандидатов или докторов педагогических наук) назначается научный консультант, который:

  • оказывает консультативную и методическую помощь по вопросам организации работы стажировочной площадки;
  • совместно с советом стажировочной площадки составляет алгоритм и план работы, программы модульных курсов, семинаров и методических мероприятий;
  • подготавливает и дает консультации по организации разнообразных форм работы со стажерами;
  • обеспечивает информационные условия для тиражирования опыта посредством сетевого взаимодействия стажировочной площадки, базовых, опорных учреждений и широкой практики;
  • анализирует результативность проведенных мероприятий, опираясь на материалы анкетирования стажеров;
  • разрабатывает опросники, тесты для анкетирования стажеров;
  • организует работу двух творческих групп по актуальным проблемам образовательного процесса в ДОУ в соответствии с планом стажировочной площадки;
  • осуществляет помощь в обработке и редактировании продуктов работы стажировочной площадки по тематике проекта;
  • участвует в составлении аналитических справок и отчетов для руководства и несет ответственность за их достоверность.

В свою очередь, сотрудники стажировочной площадки:

  • участвуют в формировании перечня мероприятий, проводимых в рамках образовательной программы стажировочной площадки;
  • организуют занятия по закрепленным темам образовательной программы;
  • участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;
  • осуществляют тьюторское сопровождение стажеров;
  • повышают свою квалификацию по направлениям стажировочной площадки.

Деятельность стажировочной площадки направлена на обеспечение практической отработки стажерами эффективных образцов содержания дошкольного образования, технологий воспитания и обучения, новых механизмов управления образованием.

Все работники дошкольных образовательных учреждений, включившиеся в работу стажировочной площадки с целью повышения педагогической и профессиональной компетентности, могут называться стажерами.

Cтажер - это человек, имеющий практические знания в области дошкольного образования, работающий с детьми дошкольного возраста и желающий улучшить и обновить не только теоретические знания, но и обогатиться передовым опытом коллег, получить ответы на волнующие его вопросы, усовершенствовать свои методы и приемы работы, ознакомиться с новыми разработками в системе дошкольной педагогики, психологии и методики. Он самостоятельно выбирает направление своей стажировки и регистрируется для участия в работе стажировочной площадки.
Стажер выполняет задания, предлагаемые руководителями стажировочной площадки, сам формирует свою профессиональную компетентность по выбранному направлению и создает индивидуальный образовательный проект. Он может также выступить инициатором обсуждения актуальной темы.

Активно участвующий в работе стажировочной площадки стажер может не только повысить свой педагогический потенциал, профессиональное мастерство, но и получить Сертификат участника стажиро-цадки. Поскольку стажер самостоятелен в выборе тем и форм посещения, предусмотрены правила выдачи данного документа.

Стажер в обязательном порядке:

  • участвует во всех дистанционных занятиях по данному направлению (модулю) и выполняет предложенные задания;
  • посещает семинарские занятия (не менее одного);
  • участвует в мастер-классах;
  • включается в работу творческой группы для выполнения задания;
  • оформляет аналитический отчет или мини-отчет о прохождении стажировки.

Сертификат участника стажировочной площадки не заменяет удостоверение или свидетельство о повышении квалификации, которое выдается по итогам прохождения курсов повышения квалификации с учебным планом от 72 до 216 учебных часов. Данный документ подтверждает, что педагог в межкурсовой период активно занимался самообразованием, повышал свое профессиональное мастерство, знакомился с лучшим педагогическим опытом коллег.

Для того чтобы облегчить стажерам выбор тем и форм посещения занятий, руководители стажировочных площадок могут помочь им в составлении индивидуальных маршрутов, а при необходимости организовать тьюторское сопровождение на период их работы на стажировочной площадке.

Все формы организации работы со стажерами должны носить практико-ориентированный характер, с обязательным включением их в разработку индивидуальных образовательных проектов, которые формируются на основе изучения транслируемого опыта для адаптации его к условиям конкретного образовательного учреждения.

На базе стажировочной площадки создаются две-три творческие группы по направлению деятельности с целью подготовки инновационных методиче-ских и информационных продуктов. Результатами их работы могут быть методические и дидактические пособия, рекомендации, сборники материалов и др.

По итогам работы стажировочной площадки за год проводится мониторинг, который организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов. В процессе мониторинга используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках стажировочной площадки.
Публичность (открытость) информации о результатах мониторинга мероприятий стажировочной площадки обеспечивается размещением оперативной информации в сети Интернет. Стажировочная

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов стажера, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование его образовательной рефлексии, осуществление мониторинга детского развития в ДОУ.

В план стажировочной площадки включаются самые разные формы представления инновационного опыта. Одной из них являются дистанционные занятия - новая форма педагогического творчества. Для проведения таких занятий руководители стажировочной площадки подбирают разнообразные материалы и размещают их на сайте для самостоятельного изучения стажерами. План дистанционного занятия может включать все те же части, что и очное занятие (вопросы, задания, обсуждение и др.). Дистанционное занятие не ограничивается аудиолекциями. Текст может сопровождаться схемами, презентациями, фотографиями, видиофайлами, статьями и т. д. Посещение стажерами дистанционных занятий - обязательная часть стажировки.

Основным продуктом деятельности стажировочной площадки является индивидуальный образо-проект, разрабатываемый стажером или группой стажеров на основе транслируемого опыта и адаптации его к условиям конкретного образовательного учреждения.

На базе стажировочной площадки создаются две-три творческие группы по направлению деятельности с целью подготовки инновационных методичеплощадка представляет отчеты о достигнутых результатах деятельности по определенным формам в установленные сроки.

Посредством организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, к которым относятся конференции и видеоконференции, круглые столы, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, консультирование, творческие мастерские, школы педагогического опыта и другие мероприятия, стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта.

Таким образом, на современном уровне развития системы дошкольного образования стажировочные площадки являются проводником передовых идей и технологий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль