Опыт организации восприятия учебной информации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии.

2884

Автор: Мелихова Светлана Валентиновна учитель технологии МКС(К)ОУ С(К)ОШИ 8 вида п. Нижний Куранах

Целью образовательного учебного стандарта специальной коррекционной школы является создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И если ещё десятилетие назад конечной целью трудового обучения во вспомогательной школе являлась подготовка школьников к самостоятельному выполнению несложных технологических операций в условиях промышленного производства, то в наше время для того чтобы выпускники были конкурентоспособными рабочими в условиях современного производства достижения этой цели уже недостаточно. По окончанию обучения выпускники должны обладать способностью усваивать новые знания и приёмы работы, уметь решать задачи не укладывающиеся в рамки стереотипных решений, использовать приобретённые технико-технологические знания произвольно в различных производственных ситуациях, где знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому такая задача, как формирование технико-технологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья является особо важной.

Одной из причин по которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при усвоении технико-технологических знаний, необходимых им в самостоятельной практической жизни в социуме, является недостаточная организация восприятия на уроке трудового обучения, поэтому целью своей работы я поставила совершенствование организации восприятия учебной информации на уроках трудового обучения.

В своей работе я использую следующие способы повышения качества восприятия учебной информации:

1. Актуализацию опорных знаний.

2. Обеспечение готовности учащихся к усвоению знаний.

3. Эффективное построение объяснения.

4. Применение наглядности.

5.Применение эффективных методических приёмов концентрации внимания на учебной информации.

6. Осуществление группового и дифференцированного способа обучения.

7. Контроль за усвоением знаний.

Новые знания формируются, связываясь с ранее усвоенными. Считаю важным этапом урока, этап актуализации опорных знаний и навыков, так как при отсутствии этих опорных знаний учащиеся не имеют возможности осуществить нужную связь. В результате соответствующая часть сообщения учителя не усваивается или воспринимается не правильно. На этапе актуализации я провожу не только фронтальный срез по типу Что? Где? Когда? но и краткие письменные опросы, тестирование для определения опорных знаний каждого учащегося.

Эффективность усвоения знаний также зависит и от готовности учащихся к этому виду деятельности. Различают длительную готовность и временное состояние готовности. На временное состояние готовности влияет ряд факторов. Это состояние физической среды в мастерской (состав воздуха, посторонний шум), физическое состояние учащихся (утомление предыдущей деятельностью, состояние здоровья), психологические факторы (уровень мотивации, понимание необходимости учения, осознание цели). Для обеспечения готовности учащихся к усвоению знаний на переменах проветриваю мастерскую, провожу объяснение нового материала при отсутствии посторонних шумов, учитываю состояние здоровья учащихся (в классном журнале заполнен «Листок здоровья», который содержит сведенья о состоянии здоровья каждого учащегося), а также учитываю каким уроком стоит проводимый урок по расписанию, на последних уроках даю меньший объём учебной информации и практических заданий. Для повышения уровня мотивации стараюсь вызвать интерес учащихся к содержанию объяснения.

Длительная готовность учащихся к усвоению знаний включает привычку учащихся внимательно слушать учителя, проявлять умственную активность и интерес к содержанию объяснения. Длительная готовность зависит от успешности и систематичности организации временного состояния готовности, то есть от мобилизации учащихся на учение в данный момент на данном уроке.

Центральное место среди условий, повышающих продуктивность речевых сообщений, занимает эффективное построение сообщения учителем нового материала. Объяснение начинаю с сообщения цели теоретической части занятия. Например: «Сегодня я вам расскажу о видах хлопчатобумажных тканей и их свойствах». Вторую часть фразы повторяю в замедленном темпе и демонстрирую соответствующую запись темы на доске. Затем кратко указываю на необходимость усвоения таких знаний для практической работы. После этого перехожу к сообщению содержания урока в форме объяснительной беседы с учащимися, даю развёрнутое объяснение с использованием наглядности, в ходе которого осуществляю контроль понимания путём задавания вопросов учащимся. Следующий этап объяснения – сжатое изложение материала, где в замедленном темпе сообщаю только опорные сведения, которые учащиеся будут должны воспроизвести после практической работы на опросных листах. Такая организация сообщения нового материала обеспечивает запоминание опорных сведений, а необходимость их воспроизведения в конце занятия активизирует запоминание. Опорные знания позволяют учащимся вспомнить связанный с ними дополнительный учебный материал.

К наиболее действенным способам обучения в коррекционной школе относиться применение наглядности. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия. В работе с учащимися я использую демонстрацию объектов труда, изобразительную наглядность (плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, схематические изображения), а также применяю практический показ приёмов работы. Целенаправленное включение средств наглядности в структуру урока позволяет мне активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

Интенсификация процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся в огромной мере зависят от того, на сколько эффективно учитель может управлять вниманием учащихся. На своих уроках я применяю следующие эффективные методические приёмы концентрации внимания на учебной информации. Наиболее действенным способом поддержания внимания учащихся при изложении нового материала является переход от одной формы предъявления информации к другой. Например, устное изложение информации я заменяю на предъявление зрительного ряда, визуальную информацию заменяю на тактильную и т.д. Возможно сочетание различных видов информации. Например, рассказ о свойствах тканей дополняю демонстрацией их сравнительных качеств, от демонстрации перехожу к работе с раздаточным материалом (образцами тканей и т.п). Для управления вниманием на занятиях по технологии использую фактор новизны в содержании материала. Это может быть эффективный рассказ парадоксальный случай, спорное утверждение тематически связанное с учебным материалом. Это привлечёт внимание учащихся к излагаемому материалу. Эффективным способом управления вниманием является и нестандартная форма подачи учебного материала. Для этого ввожу игровые ситуации в учебный процесс, нестандартную форму предъявления информации (например, тематические кроссворды, ребусы и.т.п) А также внимание акцентируется на информации при повышении интенсивности сигнала. Часть излагаемой информации я тем или иным способом выделяю из общего контекста. Обычно для этого выбираю самую значимую её часть. Форма выделения информации может быть самой разной: усиления голоса в нужном месте, запись важной составляющей на доске, подчёркивание в готовом тексте, показ наглядного объекта. Как средство управления вниманием учащихся я использую и логичность построения учебного материала. Необходимость отслеживать причинно – следственные связи между составляющими материала концентрирует на нём внимание школьников. А также поддерживаю внимание учащихся постановкой проблемного вопроса или выдвижением проблемы перед началом изложения учебного материала, а затем вместе с учащимися делаю попытку её разрешения на занятии. Использую и приём, связанный с предложением учащимся высказать своё мнение.

Для эффективного усвоения знаний в работе с учащимися осуществляю наряду с групповым дифференцированный способ обучения, уделяя особое внимание группе детей процесс восприятия которых характеризуется значительной узостью и медленностью, по сравнению с их сверстниками обучающимися в коррекционной школе. Для выявления этой группы учащихся провожу исследование восприятия учащихся. По результатам исследования средний процент учащихся групп 5-6 классов с более узким и медленным восприятием составляет 25%, а в старших классах, в результате проводимой коррекционной работы, уменьшается и составляет от 0 до 10%. В работе с этой группой учащихся многократно осуществляю показ практических приемов работы, сопровождая его подробным инструктажём; эффективно использую наглядность; при выполнении коррекционных упражнений на развитие восприятия, даю менее сложные задания, чем основной группе учащихся. В результате проводимой работы происходит развитие и коррекция восприятия и учащиеся способны лучше усваивать учебную информацию.

Важным организационным вопросом технологии формирования знаний, без реализации которого обучение не бывает достаточно результативным, является индивидуальный контроль и учёт формирования знаний. Сведения об усвоении знаний учащимися я получаю путём устных опросов при повторении материала, при анализе опросных листов, тестовых заданий, которые систематически даю выполнять учащимся после прохождения программой темы. Применение тестов в учебном процессе позволяет мне определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элемент игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика. Важно определить и зафиксировать уровень сформированности конкретного знания я выделяю четыре уровня:

1. Некоторые сведения усвоены на уровне представлений. На этой основе ученик может отличить верные сведения от неверных. Воспроизведение изучавшегося материала осуществляется с большой помощью учителя или на данном этапе обучения невозможно.

2. Устно удовлетворительно воспроизводит основное содержание. Письменно воспроизводит частично. Характерна неполнота воспроизведения и слабость связи с ранее усвоенными знаниями. Помощь при воспроизведении знаний использует успешно. Самостоятельно применять знания в практической и теоретической деятельности может только в простейших случаях.

3. Устно и письменно способен воспроизводить учебный материал с минимальной помощью учителя, а также с минимальной помощью учителя использовать его в практической деятельности.

4. Устно воспроизводит содержание правильно и достаточно полно, письменно - только главное. Ученик способен использовать ранее усвоенную информацию при усвоении новых знаний и произвольно в различных практических ситуациях.

Для фиксации состояния знаний составляю таблицы по программным темам. Уровень сформированности знаний каждого ученика в ней отмечаю определённым цветом. Таблицы будут сохраняться до конца обучения. Отметки, выставляемые в журнале, не отражают степень усвоения конкретных знаний. Указанные таблицы позволяют исправить это положение.

В результате проводимой мной работы повысился уровень восприятия, понимания и усвоения учебной информации учащимися. Это стало возможно при использовании мной эффективных способов повышения качества восприятия учебной информации, положительно влияющих на усвоение учащимися технико-технологических знаний, необходимых им в будущей самостоятельной жизни в социуме.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль