• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной компетентности средствами непрерывного образования

Обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной компетентности средствами непрерывного образования

3407

Автор: Чикачек Елена (Оренбургская область)

"Как только вы становитесь лидером,  главными факторами в вашей работе становятся другие люди. И ваша задача - ходить вокруг них со стаканом воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к вашей команде как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей". Джек Уэлч

Социальные преобразования,   происходящие в нашей  стране, создали условия для перестроечных  процессов в сфере образования – это внедрение ФГОС, переход к международным системам оценивания результатов образования, процессы оптимизации и создания новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Данные направления преобразований были четко заданы в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа».
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные  потребности  педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического    образования.

Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя  обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд  профессиональных позиций: и  методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических  ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. Именно поэтому работе с кадрами в Акбулакской СОШ №3 всегда уделялось особое внимание.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» Д.А. Медведев отметил, что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Коллектив ОУ понимает что сегодня учитель должен быть креативным, владеющим современными образовательными технологиями, эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся, открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Однако реальное внедрение заложенных в «Нашей новой школе» идей во многом зависит от готовности и способности учителя к их воплощению.
Поэтому сегодня перед администрацией ОУ, педагогами стоят следующие задачи: -- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС;
  • освоение новой системы требований к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для выполнения социального заказа общества.

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю  жизнь. Этот процесс протекает в особо созданной образовательной среде в различных формах.

Цель управленческой деятельности: создание в школе высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждым педагогом.

Ожидаемые результаты: обеспечение высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной компетентности средствами непрерывного образования.

Теоретическая база опыта.
Данный опыт базируется на Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, региональных и районных программах «Педагогические кадры» и «Диссеминация передового педагогического опыта».

Сущность и основные направления опыта работы.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – важное звено системы управления школой. Поэтому одним из направлений в работе заместителя директора по УВР с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов  труда учителя. В течение нескольких лет по итогам внутришкольного контроля  создана база данных учителей школы. Обобщение этой информации позволило в целом определить   квалификацию каждого учителя, наметить пути профессионального роста,    но и заниматься перспективным планированием  формирования педагогического мастерства через организацию непрерывного образования педагогов.
Центром определения профессиональной компетенции педагога, а значит, проектирования и организации дифференцированного дополнительного образования стал методический совет школы,  у которого изменились функции: от общих тем члены методического совета  перешли к адресной помощи, к работе с каждым учителем. Для организации этой деятельности была разработана система работы, основными принципами которой  являются:

  • развитие личности учителя через мотивацию к профессиональному росту;
  • целостность и аналитичность в оценке    педагога, школьников и их совместной деятельности;
  • личностно-ориентированный подход к учителю;
  • мотивация педагогических работников;
  • гуманность и демократичность взаимоотношений  администрации и педагогов;
  • перманентный (непрерывный) мониторинг труда учителя, оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

Дальнейшая работа идет по пути модульного построения на основе интеграционно-аналитической базы данных, созданной в школе. Были продуманы и объединены формы,  методы, разнообразные виды   работ    с учителями. Так, например, используются следующие формы методической работы:

  • тематические педагогические советы (в форме мозгового штурма деловой игры и т.д.);
  • работа методического совета (как элемент развития внутренней информационной системы, информирования коллектива о новинках в педагогической прессе, что позволяет всегда держать коллектив в центре событий);
  • работа учителей в школьных и районных методических объединениях (и, как следствие, внесение передовых идей в деятельность коллектива ОУ);
  • открытые уроки (бинарные, интегрированные, уроки – семинары и другие);
  • творческие отчёты учителей – предметников, классных руководителей и воспитателей;
  • предметные недели (как элемент популяризации предметов);
  • семинары;
  • методические оперативки;
  • единые методические дни.

В результате создания системы работы с  педагогическими кадрами  стали эффективнее диагностико-аналитическая и планово-прогностическая функции администрации. Ежегодно  в конце учебного года на заседании методического совета анализируется профессиональная деятельность каждого педагога, его рост и способность устранять «западающие» аспекты деятельности, рассматриваются перспективы их дальнейшего развития и роста.

Проблемный анализ становится основой годового планирования работы школы - проектирования задач научно-методической деятельности, тематики заседаний педагогических советов, совещаний, методических оперативок, а также планирования повышения квалификации педагогов.
 
Основными путями повышения квалификации  в школе являются:
1.     - Заочное обучение в ВУЗах тех педагогических работников, у которых нет высшего педагогического образования.
2.     - Курсы повышения квалификации всех видов в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Региональном центре развития образования.
3.     - Аттестация педагогических работников.
4.     - Дистанционные курсы и дистанционное обучение.
Новые ценности методической работы в нашей школе определяются  исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В   связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается   не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
Всю работу в нашей школе мы планируем так, чтобы   были созданы условия, при которых происходит   формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост.
Для организации непрерывного образования педагогов используются разнообразные формы работы:

  • работа по темам самообразования;
  • участие в творческих группах по интересам;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • постоянно действующий режим консультирования;
  • -регулярное информирование о новациях в образовании.

Хочется отметить, что работа в режиме малых творческих групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, так как в состав каждой группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Тем более, что в школе сегодня налажена работа в команде, где каждый знает свой функционал и осознает единую цель развития ОУ.
Особую роль в организации методической работы в школе играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в школе; делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного поколениями педагогов нашей школы. К традиционной системе наставничества добавилось инновационное индивидуальное консультирование.
Оперативное обновление современной системы образования  без надёжной фундаментальной подготовки и переподготовки не решает возникающих проблем. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы "Образование на всю жизнь" формулой "Образование через всю жизнь", требует создания качественно новой образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой организации непрерывного образования педагогов.
Результат такой системы повышения квалификации – принятие учителями новой парадигмы отечественного образования, формирование профессиональной готовности педагогов ДОУ к реализации основных направлений современного образования.

Результативность системы работы с кадрами.

Благодаря созданной системе, в школе сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив, постоянно стремящийся к непрерывному образованию и повышению собственной успешности: 80% педагогов имеют высшее образование, 80% - квалификационные категории (15% - высшую категорию, 55% - первую категорию, 11% - вторую категорию). С 2009 по 2011 годы повысили квалификационную категорию 11 педагогов, прошли обучение на курсах базового повышения квалификации и проблемных курсах по актуальным вопросам современного образования 43 педагога. За 2012 год обучение на очных и дистанционных курсах на базе ИПК и ППРО ОГПУ, РЦРО, МИОО, Академии АйТи, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошли 36 педагогов (70%). Это способствовало тому, что внедрение инновационных технологий стало двигаться менее болезненно, учащиеся показывают достаточно высокие результаты на ЕГЭ, ГИА, увеличивается количество учителей, успешно участвующих в профессиональных конкурсах.

Четыре педагога стали победителями конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За последние три года 2 педагога стали победителями районного конкурса по обобщению и распространению передового педагогического опыта, 2 педагога – победителями конкурса авторских и модифицированных программ, 4 педагога – победителями в районном конкурсе "Мастер педагогического труда по физической культуре",   1 педагог – в районном этапе конкурса "Мой лучший урок". В 2008 году учитель физики занял 2 место в районном конкурсе "Учитель года", в 2010 году два педагога заняли 1 и 2 место в районном конкурсе "Фестиваль педагогических идей". В 2012 году 2 педагога стали победителями районного этапа Всероссийского конкурса "Мой лучший урок", 1 педагог – победителем конкурса «Мастер педагогического труда» в номинации "Преподаватель – организатор ОБЖ".

Активно участвуют педагоги и в дистанционных конкурсах, таких как «Открытый урок для Президента России», Всероссийский конкурс «Молодой учитель», Всероссийский конкурс «Мультимедийный урок в школе», Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», конкурс молодых учителей математики и физики «Династия» и других.  В 2011 году 10 педагогов приняли участие во II Всероссийской олимпиаде педагогического мастерства «Педолимп», из них 4 стали лауреатами.

Благодаря качественной организации учебно-воспитательного процесса, на протяжении нескольких лет школа является пилотной площадкой для ОУ района по решению научно-педагогических и организационно-методических вопросов. Опытом своей работы педагоги школы делятся не только на школьных и районных семинарах, но и на сайтах педагогических сообществ в Интернете, принимают участие в Международной научно-практической интернет – конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра», августовских интернет – педсоветах.

Большая кропотливая работа с педагогическими кадрами в вопросе повышения квалификации, профессионального мастерства, формирования ключевых компетенций направлена, прежде всего, на повышение качества образования. Именно такой ориентир задан в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведевым: «В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача».

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль