Игровые методы работы в логопедической практике

892

Автор: Захарова Наталья Ивановна, воспитатель - логопед, д/c "Кыымчаан"

Цель: воспитание правильного произношения звуков посредством коррекционно-развивающих игр.

Задачи:

  • обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;
  • улучшать речевую мотивацию;
  • улучшать скорость запоминания и речевое продуцирование.

Гипотеза: игровые методы в коррекционной работе являются основными средствами в воспитании правильного звукопроизношения.

При определении содержания коррекционной работы учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. И самым эффективным видом работы являются коррекционно - развивающие игры. Коррекционно - развивающие игры дают возможность:
1.Компенсировать недостаточность фонематического слуха.
2.Активизировать психологические функции.
3.Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

В логопункт нашего детского сада поступили дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание. Часто речевой дефект сочетается с различными нарушениями психологической деятельности. Это создает проблемы в процессе подготовки детей к школе. Успешная логопедическая коррекция становится возможной только при наличии комплексного подхода, который выражается в следующем:
1. Логопедическое воздействие специалиста.
2. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.
3. Максимальная помощь родителя.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук ребенка. Поэтому используются книжки – раскраски, проводятся пальчиковые игры, конструирование, занятия с пластилином, бумагой, природным материалом.

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста: развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. "Угадай, что звучит"; "Чудесный мешочек"; "Магазин"; "Можно ездить или нет"; "Скажи, как я".

Работа с детьми среднего дошкольного возраста: В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию, вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и.т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих(с, сь, з, зь, ц), шипящих(ж, ш, ч, щ),сонорных(л, ль, р, рь). Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение. "Возьми игрушку"; "Выдели слово"; "Подбери похожие слова".

Работа с детьми старшего дошкольного возраста: К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки ( их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по – прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их(с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р).С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков(с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова. "Найди и назови нужное слово"; "Кто лучше слушает?"; "Слова могут звучать громко и тихо".

Работа с детьми подготовительного к школе возраста: На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонение в его строении являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделят выработке у детей четкого и внятного произношения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом педагог следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки. Цель данных игр и упражнений - развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. "Какой звук есть во всех словах?"; "Назови первый звук в слове"; "Назови последний звук в слове"; "Подумай не торопись".

Заключение: Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей, можно легко добиться того или иного звука. Дети с большим желанием включаются в игру. Можно разыгрывать различные сценки. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры проходили на высоком эмоциональном уровне.
   
Мы считаем, что игровые занятия способствуют развитию мелкой и артикуляционной  моторики, фонематического слуха уребенка и помогают ему в игровой форме быстрее усвоить речевые звуки.

 




Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль