Консультация для воспитателей "К вопросу о профилактике дисграфии в условиях дошкольных учреждений общеразвивающего вида"

4233

Автор: Рыбакова Наталья Николаевна Учитель-логопед ГБОУ Д/с №586 "Обыкновенное чудо"

Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее ее перерастание в стойкие дисграфии; необходимость организации современной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма; многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов).

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т.Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Наименее разработанный вопрос профилактики дисграфии у дошкольников, посещающими детские сады общеразвивающего вида. Сложности овладения письмом и в дальнейшем низкое качество его реализации не всегда связаны с неполноценностью у детей устной речи и языковых способностей.

Письмо – сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные психические функции, поэтому профилактика дисграфии не может ограничиваться кругом детей с системными нарушениями речи.

Практика свидетельствует о том, что большинству современных дошкольников необходимо полноценное взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребенка дефекты речи или выраженные нарушения ее развития.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. Однако в решении вопросов диагностики и организации профилактического воздействия возникает целый ряд проблем, которые требуют рассмотрения, как с позиции теории, так и практики.

Существующие диагностические методики, направленные на выявление предрасположенности ребенка дошкольного возраста к возникновению дисграфии единичны (А.Н. Корнев, 1997; Л.Г. Парамонова, 2011) и не всегда могут быть использованы в условиях дошкольных учреждений общеразвивающего вида, поскольку функции логопеда обычно ограничиваются кругом детей с нарушениями устной речи (в частности, звукопроизношения). Наличие в детском саду логопеда, целенаправленно занимающегося профилактикой дисграфии со всеми детьми, - явление редкое.

В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников: 1) развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений, кинетической и кинестической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей; 2) формирование навыков самоконтроля, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов); 3) Развитие психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти); 4) развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления. Классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности; 5) развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
Для эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьей, ведь в семье, где все ее члены заинтересованы в успехе и развитии ребенка, результат появляется значительно быстрее. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью разнообразных форм работы, которые по способу организации можно подразделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективная работа осуществляется через групповые родительские собрания, которые необходимо проводить не менее трех раз: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на достижение общих целей, активизировать помощь своей группе, приобрести необходимые знания и получать своевременную информацию для активного включения в практическую деятельность по профилактике возможной дисграфии.

Но для полной реализации поставленных задач такой формы взаимодействия, конечно, недостаточно. Поэтому необходимо с родителями проводить консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, игротеки, которые являются более привлекательными для родителей, оказывают практическую помощь в решении возникающих проблем, развивают дух плодотворного сотрудничества, т.к. современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов.
Открытые занятия – еще одна из форм работы с родителями, которую можно успешно использовать в практике. Как показывает опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Часть занятий, праздников, развлечений и прогулок, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы желательно снять на видео (видеобиблиотека). У родителей появляется возможность взять диск с этими мероприятиями, практикумами по интересующей теме и просмотреть его дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда, т.к. не всегда понятны термины, употребляемые логопедом при общении с детьми (например, слоговая структура), выполнения заданий типа «составить звуковую схему слова» и др. Накапливая видеоматериал для родителей будущих воспитанников, облегчается работа всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Отдавая должное коллективным формам взаимодействия, все же приоритетное место отводится индивидуальной деятельности, направленной на полное раскрытие возможностей каждого ребенка, т.к. индивидуальная работа имеет несомненное преимущество, прежде всего потому, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Начинать налаживать этот контакт можно через анкетирование, беседа, которые предполагают фиксированный порядок, четкое, лаконичное содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования логопед получает сведения о составе семьи, уровне образования, особенностях семейного воспитания, положительном семейном опыте, затруднениях, просчетах и проблемах, как родительских, так и наших, педагогических.

Если анкетирование и беседа предполагает произвольно организованный диалог, то, несомненно, интересными для родителей являются практические занятия, индивидуальные практикумы, интерактивные игры с родителями по обучению участников совместным формам деятельности с детьми и несут коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).
Наглядная форма работы («Логопедические уголки») очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей. Традиционная папка-передвижка по-прежнему востребована в детском учреждении. Она представляет собой сменяемый 2 – 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передается от семьи к семье внутри группы.

Таким образом, проблема предупреждения нарушений письма у дошкольников, посещающих массовые детские сады, существует и остается актуальной. Но ее недостаточная изученность требует от педагогов-практиков поиска инновационных направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи.Литература:
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб., 2004.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль