Сценарий "Вечорки. В гостях у тетки Арины"

1126

Автор: Борисова  Галина Николаевна учитель начальных классов МОУ "Разуменская СОШ №3 Белгородского района Белгородской области" Цели:
Осуществлять патриотическое воспитание младших школьников.
Прививать интерес к традициям своего народа.
Формировать уважительное отношение к культурному наследию предков.
Развивать творческие способности учащихся.Оформление. Класс убран под деревенскую избу: в центре окно (аппликация на картоне), висят занавески, в окне видны месяц и звезды. Перед окном стоит скамеечка, рядом , сбоку, стол со свечой в старинном подсвечнике и самовар.
(Под русскую народную мелодию дети заходят в зал и рассаживаются. Девочки с рукоделием в руках садятся на скамейку в центре, у окошка. Входит тетка Арина в русском костюме.)

Родина

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русское раздолье,
Это русская земля.

***
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.

***
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!Тетка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наши вечорки! Как говорится: посидим рядком, поговорим ладком. Как в добрую старину собирались наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Песни пели, плясали, но и про работу не забывали. Кто с вязаньем, кто с шитьем, а кто просто – посидеть рядком.
Весело было в старину – и в горе, и в радости, и в работе, и в веселье песни пелись, отчего на душе светлей становилось.
Когда заканчивались полевые работы, сельчане, переделав все домашние дела, длинными зимними вечерами собирались вот на такие посиделки –вечорки. Ведь раньше не было ни электричества, ни радио, ни тем более телевиденья, и поэтому все новости, события передавались от одного к другому. На посиделках, вот таких вечерках сельчане общались, передавали и узнавали последние новости или просто отдыхали. А женщины, молодые девушки, чтобы не терять времени даром, вязали, шили, вышивали, пряли, а за работой песни певали. Позже к ним присоединялись мужики, парни. И тут уж было не до работы – все откладывалось в сторону: начинались пляски, шутки-прибаутки, песни.
А девки да парни на таких вот вечорках присматривались друг к другу, а потом уж и сватались. Вот давайте и мы, ребята, заглянем с вами на одну из таких вечерок…
(Девочки, сидящие с рукоделием – поют русскую народную песню «Пряха»)

Пряха
русская народная песня

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?..Тетка Арина: Пока девицы – красавицы песни поют да женихов своих поджидают, давайте осмотримся да поговорим (обращает внимание детей на предметы старинного быта, рассказывает о жизни крестьян, их нелегкой работе и т. п. Приложение: "Жизнь крестьян").
Но несмотря на жизнь нелегкую, сельчане не унывали, изливали свои печали и горести, радость и надежду в песнях. Собирались после тяжелого рабочего дня вечерами вместе: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка, а с шуткой и весельем работа спорится.1 девочка Игла- барыня, княгиня, весь мир нарядила,
Нарядила, обшила, сама нагая ходила!2 девочка Она тонка да длинна, одноуха, остра,
Одноуха, остра, всему миру красна.3 девочка А я тычу - потычу! В носик стальной,
В носик стальной – хвостик льняной.4 девочка: Хвостик нитяной тяну, тяну за собой,
Сквозь холст он проходит, конец себе находит.

(Раздается стук в дверь, шум.)Тетка Арина: Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!
(мальчики проходят, по- хозяйски осматриваются, присаживаются рядом с девочками, те прихорашиваются.)1 мальчик: Здорово, девицы – красавицы, и весь честной народ!
Собрались мы позабавиться да потешиться.»

2 мальчик: Пошутить, поиграть, посмеяться вместе.
Смех вам да веселье!5 девочка: Просим в избу: красному гостю – красное место. Милости просим, а хлеб –соль по – старинному. За хлебом солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселье.

"У нас нынче субботея"  русская народная песня

У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.
Ко мне но-онче друг Ванюша приходил,
Три карма-ана друг Ванюша приносил.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а друг Ванюша приносил.
Первый карма-ан со деньгами,
Второй карма-ан с орехами.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а с орехами.
Третий карман со изюмом,
Третий карма-ан со изюмом,
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а со изюмом.
Со деньгами любить можно,
От орехов зубы больно.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а зубы больно.
От изюма губы сладки,
Нельзя с милым целоваться.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а целоваться.
У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.Тетка Арина: Да, умели и любили петь в старину.
(Садится на лавку)
Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышленей – погляжу!

Загадки
1. Кто приходит, кто уходит- все ее за ручку водят. (Дверь.)
2. Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна.)
3. В избе- изба, в избе-труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
4. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода.(Самовар.)
5. Под крышей четыре ножки, а на каждой суп да ложки.(Стол.)Тетка Арина: Хорошо умеете загадки мудреные отгадывать. А сейчас я посмотрю, есть ли среди молодцев смекалистые да удалые, да среди девиц-красавиц проворные?
Пропущенные слова
1. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
2. Родина - мать, умей за нее постоять.
3. Каждый кулик свое болото хвалит.
4. Где выросла сосна, там она и красна.
5. В своем болоте и лягушка поет.
6. Дома и стены помогают.
7. У своего гнезда и ворон орла бьет.
8. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
9. Человек без родины - соловей без песни.
10.Своя земля и в горсти мила.

Ребята, а как вы эти пословицы понимаете?

Выходит мальчик: Возьму в руки балалайку, да потешу свою хозяйку.
Эй, Тимоха, Демьян, Николай и Иван,
Сядем, братцы, все рядком и частушки пропоем.1 девочка: Начинаю я припевку первую, начальную,
Я хочу развеселить публику печальную.2 девочка: Я сидела на окошке, ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать, не мог кошку удержать.3 девочка: Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?4 девочка: Поиграй, милой, в гармошку, а я песни подпою,
Я сама себя потешу и тебя развеселю.5 девочка: Едет милый по базару, всем он улыбается,
Оказалось – зубы вставил, рот не закрывается.6 девочка: Мой миленок, соколенок, посидим под грушею.
Ты частушки запевай, а я тебя послушаю!7 девочка: Не кукуй кукушка в поле, тебе холодно носку,
Прилети ко мне в деревню, разгони мою тоску.

8 девочка: Приходи ко мне, миленок, я дорогу укажу:
На березовых кусточках я по ленте привяжу.9 девочка: У моей милушки изба, как гнилушка, —
Она в землю врыта, камышом закрыта.10 девочка: Не играй, милый, в простую, поиграй в тальяночку.
Не люби городовую, полюби крестьяночку.

Выбегает девочка 11 с платочком: Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся.12 девочка: Почему же не сплясать, почему не топнуть?
Неужели от меня половицы лопнут?

13 девочка Ох, раз, еще раз мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс, постарались мы для вас.Тетка Арина: Что за песни, что за песни распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе, француз!
Золотые, удалые, не немецкие! Песни русские, живые, молодецкие!
Как затянет, как зальется православный наш народ,
Ведь откуда что берется, - прямо к сердцу так и льнет!...
Запоет про темну ночку иль про белые снега,
Про купеческую дочку, про шелковые луга;
Запоет про сине море иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;
Да как гаркнет: эй, калина, не шуми, дремучий бор! –
Чуешь Руси-исполина и раздолье, и простор!
Русь и в песте-то могуча, широка и глубока,
И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка!
Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни, Так не спеть тебе француз!
Золотые, удалые, не немецкие, песни русские, живые, молодецкие!

Тетка Арина: Вот и закончилась наша вечорка: посидели рядком да поговорили ладком. Песни попели, наплясались, нашутились, как в старые времена сиживали наши бабушки да дедушки, прабабушки да прадедушки. А в следующий раз – милости просим, заходите еще к нам на огонек, на посиделки да на вечорки.

(Звучит русская народная мелодия. Все расходятся.)
 
 
 
 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль