Социально-эмоциональное развитие детей. Из опыта работы воспитателя

9624

 Автор: Елдова Евгения Валерьевна, воспитатель

Я, Елдова Евгения Валерьевна работаю воспитателем в замечательном Назаровском детском саду с ласковым названием "Катюша" почти 10 лет. А мой общий стаж педагогической деятельности составляет 21 год.

Мне всегда нравилось работать с детьми, доставляло огромное удовольствие общаться с ними, но о том какую ответственность возлагает на меня эта профессия я, пожалуй, стала задумываться последние 10 лет. Нет, я и раньше понимала, что ответственна за жизнь и здоровье своих воспитанников, за их обучение и развитие. Но мое участие в разработке образовательной программы учреждения, углубленное изучение программы "Истоки", в период перехода нашего учреждения на ее реализацию, собеседования с родителями, педагогами начальной школы заставили меня задуматься о своем предназначении в этой жизни, расставить приоритеты в своей профессиональной деятельности.
Мои наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании, показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам.

Именно поэтому первостепенным в моей педагогической деятельности стало социально-эмоциональное развитие ребенка в детском саду. Изучая труды ведущих ученых в области педагогики и психологии, я все больше убеждалась в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.
Без сомнений определила цель своей педагогической деятельности: создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  • Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения;
  • Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.

Для успешной реализации поставленных цели и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:

  • Непрерывности. Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса.
  • Доступности. Способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребенок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, изо, музыкальной и др.).
  • Сотрудничества. Специалисты учреждения, родители так же являются активными участниками социально-эмоционального развития детей.
  • Координации деятельности. Тематические планы специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов.
  • Совместной деятельности. Это обеспечивает субъект-субъектную позицию.

В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

  • Социоигровые подходы (В.Букатов А.Ершов). Данную технологию применяю для формирования социальной компетентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и его месте в окружающем мире. Социоигры использую как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.
  • КТД (коллективно-творческое дело). Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность. Применяю ее при организации совместной деятельности детей и родителей, а также в свободной и игровой деятельности воспитанников.
  • Социально-оздоровительные развивающие технологии использую для развития индивидуальных способностей детей, коррекции поведения и эмоциональной сферы (работа с тревожными детьми, имеющими страхи, низкую самооценку).

На основе вышеперечисленных технологий и модифицированных мною авторских программ по социально-эмоциональному развитию дошкольников (О.Л.Князевой "Я-ТЫ-МЫ"; Е.В.Першина "Развитие социальной уверенности у дошкольников"; Л.Сибли "Чувства разные нужны Чувства разные важны" и др.) разработала собственные проекты и программы с учетом психо-возрастных особенностей детей:

2008 год - одногодичный проект для детей от 1,5 до 3-х лет "Здравствуй, детский сад!" Цель проекта: Создание условий для благоприятного психо-эмоционального микроклимата в период адаптации ребенка к условиям ДОУ и в первый год пребывания его в детском саду.

2009 год - двух годичный проект для детей младшего дошкольного возраста (от 3-х до 5) "Я и мои друзья" Цель проекта: Познакомить ребенка с многообразием мира эмоций, научить его распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние; воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим; через общение способствовать становлению образа "Я".

2010 год – двух годичный проект для детско-взрослого клуба "ОПОРА" - "Мне пригодится каждое чувство". Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так - Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути - это девиз нашего сотрудничества. А цель проекта - учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родителями.

Такой подход к организации своей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проекты, позволили мне проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.

Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики проведенный мной показал, что критерии социально-эмоционального развития воспитанников, в работе с которыми я ранее не использовала вышеперечисленные педагогические технологии, значительно ниже.

Как я и утверждаю, ребенок, у которого в норме социально-эмоциональное развитие благополучен во всех сферах. Это подтверждают итоги моей педагогической диагностики.
 

Линии развития Показатели Выше среднего Средний Ниже среднего
Социальное Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми и детьми. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников, оказывает эмоциональную поддержку и помощь, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, имеет представление о себе и своих возможностях. 20% 69% 11%
Познавательное Способен вступать в диалог и вести его, задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи, использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы), для познания окружающего, владеет ЗУНами в ознакомлении с окружающим, математике, конструировании и др. направлениями в соответствии с программными требованиями. 30% 59% 11%
Эстетическое Создает индивидуальные художественные образы адекватными выразительными средствами (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах ИЗО-деятельности. Знаком с литературными произведениями и может самостоятельно сочинить сказку или рассказ. Эмоционально воспринимает музыку, правильно определяет ее настроение, слышит яркие средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, может рассказывать о возможном содержании пьесы. 22% 70% 8%
Физическое Группа здоровья соответствует антропометрическим показателям возрастной нормы. Эмоционально благополучен. Развиты основные двигательные качества (гибкость, ловкость, быстрота и сила) 13% 85% 2%

 
     Собеседования с учителями первых классов, у которых обучаются в настоящий момент мои выпускники, говорят о том, что мои дети очень легко и в короткий срок прошли адаптацию к школе. 17 человек из 24 способны брать на себя роль лидера (у предыдущих выпускников такие качества проявлялись у двух, максимум пяти детей). Педагоги отмечают, что дети любознательны, легко выстраивают диалог как со сверстниками так и со взрослыми Мои дети отзывчивы, умеют управлять собственным поведением.
Конечно, такой результат не может не радовать. Это еще раз доказывает то, что я на правильном пути.

Понимая, что добиться хороших результатов в данном направлении можно только при условии полного доверия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, сразу выбрала личностно-ориентированный подход в работе с детьми, их родителями и позицию "вместе" и "рядом" по отношению к ним и со своими коллегами.
При реализации моих проектов по социально-эмоциональному развитию детей, осуществляется следующая модель взаимодействия и общения между воспитанниками, их родителями, мной и коллегами.

Работа с родителями в моей педагогической деятельности занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.
В период оформления ребенка в детский сад, сразу встречаюсь с его законными представителями. Вместе мы продумываем детали оформления интерьера, предметно-развивающей среды, для того, чтобы в момент прихода ребенка в группу, он увидел в одном из уголков свою любимую игрушку, встретил знакомого ему сказочного персонажа, или нашел любимую книжку, коврик, подушечку. В период совместного пребывания ребенка и мамы, мама  не остается сторонним наблюдателем. Я непременно включаю ее по-возможности в воспитательно-образовательный процесс. Вместе мы разыгрываем небольшие сказки, используя настольный и пальчиковый театры; вместе со всей группой гуляем и играем. В процессе такой совместной деятельности прошу рассказать о своем ребенке, его особенностях, ненавязчиво рассказываю о необходимости соблюдения режима детского сада в домашних условиях; о важности психо-эмоционального состояния родителей в момент привода ребенка в детский сад и когда забирают его домой; о важности единства требований и подходов детского сада и семьи в воспитании ребенка. Такой доверительный разговор с первых дней снимает барьер между родителями и мной. Мама видит в первую очередь перед собой не воспитателя, а единомышленника, помощника и она открыта, готова к сотрудничеству.
Очень важны в период становления отношений родительские собрания.

Провожу их в нетрадиционной форме. Коллективно- творческое дело использую для собраний с такими темами: "Давайте познакомимся". Мы говорим на нем не о требованиях детского сада к родителям, а каждый специалист рассказывает о своем предназначении. "Как мы проживем учебный год". На данном собрании включила родителей в процесс планирования жизни группы. "Любим ли мы своих детей". Через различные задания и игры выявила проблемы родителей в области воспитания и развития ребенка и др.
Для того, чтобы требования детского сада и семьи были едиными проводила "Дни открытых дверей группы" (1раз в две недели). В эти дни я показывала, как мы приучаем детей культурно-гигиеническим и бытовым навыкам, как и чему мы обучаем. Анкетирование «Наша семья» через которое я выявила особенности семейного воспитания ( Как и за что мы дома наказываем и поощряем, как укладываем спать и др.)

В рамках реализации проектов "Я и мои друзья" и "Мне пригодится каждое чувство" работа с родителями осуществлялась в двух направлениях:
I- Психолого-педагогическое просвещение в области социально-эмоционального развития ребенка.
II- Овладение родителями практическими навыками для социально-эмоционального развития ребенка.

По первому направлению в младшем дошкольном возрасте была организована следующая работа.
По определенной теме я разрабатывала серию консультаций. Родители в течение трех месяцев изучали их. Затем, через коллективную мысле-деятельность, диспуты мы обсуждали прочитанное, отвечали на вопросы, которые остались еще в ходе ознакомления с материалами, приходили к единому пониманию. Разработала серии консультаций по темам: "Условия для формирования у ребенка положительного образа Я" ; "Что такое общение", "Мир эмоций и чувств" и др. Для того, чтобы отслеживать процесс изучения консультаций родителями, разработала карту.
 

 
Ф.И.О.родителей
Номера консультаций
№1 №2 №3 №4
  даты изучения консуль таций
         

 
Обязательное обсуждение прочитанного позволяло мне видеть обратную связь, вовремя организовать работу в нужном направлении.
В старшей и подготовительной группах, в проекте "Мне пригодится каждое чувство" разработала "Странички для родителей" для каждого раздела. Но здесь просвещение родителей проводилось по-другому принципу "Учимся учить". То есть, родители получали определенные знания по проблеме и учились перекладывать информацию на язык ребенка ("Чувства: друзья или враги?"; "Что хочу - то и ворочу"; "Мало хотения…" и др.
Для реализации второго направления использовала:

  • Тренинги: "Учимся хвалить", "Как подружиться со страхами", "Как научиться слышать друг друга" и мн. др.
  • Семейные карнавалы.
  • Домашние проекты: "Как вместе спланировать выходной", "День рождения", "Отпуск вместе" и др.
  • Конкурсы-номинации: "Самый веселый", "Самый воспитанный", "Самый терпимый" и др.
  • Мастер-классы специалистов города, детского сада, семей, имеющих опыт положительного воспитания.
  • Семейные игры: "Защитная маска", "Заветная коробочка", "Мишени" и др. Данные игры направлены на выработку единых правил поведения в семь, правил общения дома, как можно выражать свои негативные эмоции и чувства не причиняя при этом вреда окружающим.

Особой популярностью у родителей стали пользоваться встречи "Разговор по душам". Данная форма позволяет объединять родителей имеющих общие проблемы и осуществлять индивидуальный подход в решении многих вопросов.

В результате поэтапной с родителями работе, при использовании специально подобранных средств, методов, приемов, к концу подготовительной группы активно стали взаимодействовать более 85% родителей. Семей, в которых активно закреплялись и развивались культурно-гигиенические навыки в детском саду и социальные способности детей стало более 60%. В 90% семей, по результатам опросов детей и родителей, результатам наблюдений, родители стали говорить с детьми о своих переживаниях, чувствах. Помимо того, что это сблизило их, научило понимать и слышать друг друга, это еще и значительно обогатило лексикон эмоций детей. Они словесно стали говорить о своих чувствах, научились их контролировать и адекватно их выражать.

В рамках моих проектов по социально-эмоциональному развитию воспитанников я привлекала ресурс своих коллег: педагога-психолога, воспитателя ИЗО, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Мы разработали единый тематический план. Это позволяет нам последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов. Так же, благодаря такому подходу у ребенка формируется целостное представление об окружающем его мире. Это помогает ему понять, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Так, знакомясь осенью с эмоциями грусть, печаль, уныние и др. на музыкальных занятиях, эти же чувства дети услышали в музыкальных произведениях. На занятиях по рисованию, они их рассмотрели на репродукциях художников, передали в цвете.

Благодаря совместной работе, всеми специалистами и мной используются одни и те же педагогические технологии, методы, способы. Социоигры успешно применяются как инструктором по физическому воспитанию, так и музыкальным руководителем. Коллективно-творческое дело - воспитателем ИЗО и т. д.

Особенно эффективны и очень любимы детьми интегрированные занятия. Нами разработано несколько серий таких занятий: "В гостях у Белоснежки и семи гномов", "Путешествие по планетам", "Удивительное - рядом".

В зависимости от предлагаемых нами обстоятельств, дети учатся брать на себя различные роли, учатся договариваться и действовать совместно, эмоционально сопереживать и т.д. Например, задумавшись о том, почему Весельчак получил такое имя, вместе с психологом, воспитателем ИЗО, и музыкальным руководителем знакомимся с эмоциями радости, учимся дарить их друг другу, пытаемся предположить, как он мог двигаться, выглядеть и.др.

В ходе такой совместной работы, педагогом-психологом выявилась группа тревожных детей и детей имеющих низкую самооценку. Нами были разработаны проекты "Мы больше не боимся" и "Я - хороший" и успешно реализованы . Процент детей тревожных снизился от 28% до 9%, а детей с низкой самооценкой стало в два раза меньше (было 9 детей, стало)

Такое объединение позволяет комплексно сопровождать детей с учетом их индивидуальных особенностей, в системе реализовывать программы по социально-эмоциональному развитию. А использование единых способов и методов в воспитательно-образовательном процессе всеми специалистами, дает хорошие результаты у детей.
Организуя свою деятельность с воспитанниками, взаимодействие их со сверстниками и взрослыми, предпочтение отдаю практическим методам. Очень активно использую жизненные ситуации. Так, выходя на прогулку зимой мы видим, что ступеньки очень скользкие, сразу организую по этому поводу разговор с моими детьми. Предполагаем, кто может от этого пострадать, вместе решаем, можем ли мы что-то сделать, и посыпаем их.

Таким же образом, мы приобщились к постройке снежных горок на участке малышей, помогли им засыпать песок в песочницы, спасали поломанную веточку дерева и др. Как раз через такую деятельность у моих воспитанников формируется социально активное поведение. Ребенок через реальные дела учится добру, сочувствию, отзывчивости.
Еще одно важнейшее средство, которое я использую - специально организованные проблемные ситуации. Я делю их на игровые и реальные. Они моделируются мной в соответствии с возрастными особенностями.

Игровые ситуации создаю следующие:

  • Иллюстрирующего типа "Готовое решение". С помощью настольного или пальчикового театра демонстрирую детям конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуаций. Дети в доступной, интересной форме получают образец социально одобряемого поведения ("Как дети помирились", "Как делились игрушками", "Почему нужно говорить добрые слова" и др.)
  • Активного участия "Подскажи решение". Игровые персонажи с помощью вопросов, просьб побуждают детей к поиску правильного решения (как можно поблагодарить, попросить, успокоить и т.д.)
  • Непосредственной помощи "Поможем игрушкам". Данные ситуации требуют от моих воспитанников активного сочувствия, помощи, заботы (кукла заболела, потерялся щенок и др.).

Практические и реальные ситуации создаю следующие:

  • Направленные на освоение культурных форм поведения
  • Наша забота нужна всем
  • Гуманистического выбора
  • Проблемного характера (как быть, что делать
  • ·Мы самые старшие в детском саду
  • ·Мы дружим со школьниками
  • ·Научи своего друга тому, что умеешь сам

Для формирования уверенности в себе разработала серии занятий "Кто я?" для каждого возраста. Игры: "Волшебный стул", "Мой дружок", "Узнай по голосу", "Узнай по описанию" и мн. другие так же направлены на повышение самооценки у ребенка. Организуя данные игры, стараюсь центральными фигурами сделать детей «проблемных»- застенчивых, неуверенных, изгоев и т.д. Как показывает моя практика, благодаря этому у многих детей меняется представление и отношение к таким детям.

Социоигры, специально организованные задания, требующие коллективного выполнения, специально созданная предметно-развивающая среда, предполагающая объединение в большие и малые группы, способствуют формированию у моих воспитанников умений устанавливать партнерские отношения, договариваться, слушать и слышать, предлагать и отстаивать свою точку зрения.

Специально организуемые игры- тренинги ("Как я могу злиться", "Как избежать ссор" и др.) учат детей контролировать свои эмоции и поведение.

Очень важным в моей деятельности является правильно организованная система диагностики. С первого дня поступления ко мне в группу ребенка завожу дневники наблюдений, индивидуальные карты развития ребенка, в которых через наблюдения фиксирую психоэмоциональное состояние ребенка в различных видах деятельности и ситуациях (в игре, на занятиях, в момент прощания с мамой, приход в детский сад после выходных и т. д). Так же отслеживаю групповое взаимодействие и взаимоотношение через игры "Кто тебе нравится?", "Секрет", беседы в игровой форме. Это очень помогает мне вовремя заметить нарушения и правильно организовать работу с ребенком.

Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду дважды в год осенью и весной провожу диагностику, направленную на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате нашего взаимодействия. Это позволяет мне скорректировать деятельность на новый учебный год.

Дети радуют меня, и я спокойна - они получили хорошую основу для успешного вступления в большую жизнь.
Сейчас у меня новый набор. Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство. Но в одном я точно убеждена:  социально-эмоциональное развитие детей будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль