Опыт работы с молодыми педагогами

6390

Автор: Соторова  Татьяна Львовна заместитель заведующей МАДОУ "Детский сад "Петушок" (Пермский край)

Нашему детскому саду в мае 2013 года исполнится 30 лет. За это время много талантливых педагогов трудились и продолжают трудиться в нашем учреждении. Всего у нас 15 педагогов. Это воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, логопед, педагог-психолог, преподаватель немецкого языка и аэробики. Средний возраст педагогов составлял 44 года. В последнее время молодых педагогов-специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. Но в нашем детском саду с начала учебного года пришли работать сразу четыре педагога. Трое из них уже имеют среднее специальное педагогическое образование, а четвёртый воспитатель продолжает учёбу в педагогическом университете. Перед всем коллективом сразу появились задачи: помочь адаптироваться начинающим педагогам, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранной профессии.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю.Белой. М.С.Гвоздевой, Н.Н.Лященко, Л.И.Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М.Редлиха, имеет характерные особенности:

  • Не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
  • Высокие и жёсткие требования к профессиональной компетенции со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
  • Педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отстрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
  • Работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;
  • Имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

Перестройка социально-экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога, ещё существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям. Их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе вхождения в образовательную среду пройдёт успешно, если:

  • Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах дошкольного образовательного учреждения;
  • Профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе дошкольного учреждения;
  • В организации педагогического труда имеют место максимальный учёт личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Решить эту задачу нужно с учётом того, что в своём профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

  • 1 этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
  • 2 этап – 2-3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других дошкольных образовательных учреждений, повышает своё профессиональное мастерство, посещая открытые городские и районные мероприятия: методические объединения воспитателей, творческие отчёты и т.д. На этом этапе молодому воспитателю предлагается определить методическую тему, над которой он будет работать более углублённо. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
  • 3 этап – 4-5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • 4 этап – 6-й год работы: происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определённого этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу нужно подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Поскольку 1 этап является одним из самых важных и сложных и подходит к завершению молодых воспитателей нашего детского сада, остановлюсь на этом периоде более подробно.

При приёме на работу молодого специалиста заведующий совместно со старшим воспитателем знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом дошкольного образовательного учреждения, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. Всех начинающих педагогов направили на работу в ту группу, где работает опытный воспитатель, который стал наставником. Роль наставника очень велика. Он может дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодые воспитатели несколько дней проходили стажировку у своего более опытного коллеги. Они вместе работали с группой наставника. За это время они познакомились с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучили режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждались на месте.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
Отработать усвоенные в период обучения содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения на практике;

Освоить приёмы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта ДОУ от одного поколения к другому.
Знакомство с опытными педагогами, опытом их деятельности и её плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому воспитателю помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием.Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в детском саду, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т.д. В каждом дошкольном учреждении складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
В нашем детском саду замечательной традицией стало проведение таких мероприятий как участие в районном туристическом слёте работников образования и конкурса "Лучший воспитатель", который проходит в ДОУ. Этот конкурс является 1-м туром муниципального конкурса.

На осенний туристический слёт мы готовимся заранее. Формируем команду, которая будет проходить испытания для туристов и группу поддержки. В этом походе педагоги показывают не только свою физическую подготовленность, но и сплочённость, дружбу, выносливость, взаимовыручку. В нынешней команде участвовали и молодые воспитатели. Они принесли нам не плохие результаты. А у костра мы ближе познакомились, беседовали, пели песни, играли.
Надо отметить, что наше образовательное учреждение на протяжении 10 лет принимает участие и в муниципальном конкурсе "Учитель года". За исключением одного года мы занимали призовые места среди педагогов всего Оханского района. "Запас" опытных педагогов иссяк. Настало время обучать молодых воспитателей.
Целью детсадовского конкурса было выявление, поддержка и поощрение, творчески работающих педагогов, повышение престижа воспитательского труда, распространение педагогического опыта лучших воспитателей ДОУ.

В рамках этого конкурса воспитателям предлагалось представить коллегам открытое занятие, дать консультацию на определённую тему в соответствии с одной из годовых задач и представить свою «визитную карточку». В помощь воспитателям была проведена консультация и даны методические рекомендации. Все конкурсные задания оценивало жюри из специалистов нашего дошкольного учреждения. Мы провели большую подготовку к проведению конкурса. Старались учесть предложения педагогического коллектива и не дискриминировали воспитателей. Все очень старались. Молодые воспитатели не отставали за стажистами и порадовали нас результатами. В призёрах они, конечно, не оказались, но были очень довольны своим участием.
Молодые воспитатели были выделены грамотами и следующими номинациями:
воспитатель — молодой специалист;
воспитатель — мечтатель;
воспитатель — энтузиаст;
воспитатель — оптимист.

На торжественном закрытии воспитатели дали клятву «На верность служению благородному делу воспитания будущего поколения». В следующем учебном году мы планируем продлить традицию по проведению конкурса.

С первого дня работы молодых воспитателей я стараюсь ориентировать их на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методиками и приёмами в работе с детьми, постижению секретов воспитания. Свою работу строю по трём направлениям:
- Старший воспитатель - молодой специалист
- Молодой специалист – ребёнок и его родитель
- Молодой специалист - коллега

Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогам теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичков заняться самообразованием. Поэтому я знакомлю молодых воспитателей с оснащением методического кабинета, помогаю делать подборку литературы и периодических изданий по интересующим вопросам. Помощь молодому специалисту влечёт за собой оценку его педагогической деятельности. Стараюсь при общении быть максимально тактичной в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Часто руководствуюсь принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Молодые воспитатели испытывают потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Стараюсь анализировать работу воспитателей руководствуясь не только внешними признаками. Разве только спокойствие в группе означает, что всё в порядке? А что за этим скрывается? Главное не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь обращаю внимание, а, заметив успехи новичка, непременно отмечаю их в слух. Похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
Определить стратегию и тактику моей деятельности как старшего воспитателя по отношению к работе молодого специалиста помогает специальная анкета.
Разнообразные формы работы с молодыми воспитателями способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует "Школа молодого воспитателя". Мы назвали её "Педагогическая гостиная", так как посещают её не только молодые специалисты, но и другие педагоги детского сада. Целью "Педагогической гостиной' является помощь начинающим педагогам в повышении их профессионально компетенции. Заседания проходят два раза в месяц по плану, составленному с учётом запросов и трудностей начинающих педагогов. К этой работе привлекаются опытные, творческие специалисты, имеющие успешный, профессиональный опыт работы. В рамках гостиной рассматриваются теоретические и практические вопросы. В повседневной профессиональной деятельности молодых педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приёмами и технологиями, коммуникативной культурой. С учётом возникающих затруднений – вношу в план работы "Педагогической гостиной" необходимые коррективы. "Педагогическая гостиная" является важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, способствует повышению качества дошкольного образования.

По мере необходимости, но не реже 1-го раза в квартал проводятся дискуссии за круглым столом. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами. Коллектив совместно ищет пути их решения. На встречах обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Педагоги высказывают своё мнение и отстаивают его. Активно используются открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

При проведении занятий в "Педагогической гостиной" применяются разнообразные приёмы: решение педагогических ситуаций, решение кроссвордов, "мозговой штурм" и др. Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, ускорить профессиональное развитие воспитателя.

Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов воспитателей в нашем детском саду работает педагог-психолог. Встречи педагога-психолога проходят один раз в месяц по плану. Так, сначала психолог предлагает молодому воспитателю шуточный тест, а потом с ним проводит беседу, о том, как он оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, не смотря на кажущуюся юмористическую направленность позволяет определить одно из самых важных качеств молодого специалиста – его "педагогическую стрессоустойчивость".

Модифицированный «Психогеометрический тест» К.Б.Малышева и В.К.Толмачёва позволяют определить не только не только направление деятельности, но и основные способности педагогов образовательного учреждения, которыми руководствуемся при составлении программы наставничества для молодых воспитателей детского сада.
Педагог-психолог изучает личность молодых воспитателей, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. Для анализа личностной сферы использует методики: тест Айзенка (определяется тип темперамента), тест фигур (раскрывается типология личности), социометрии (устанавливается социометрический статус) и т.д. Педагог-психолог проводит с молодыми специалистами консультации, коррекционную работу, деловые игры, тренинги, релаксирующие упражнения и т.д.

Литература

  1. Ю.А.Афонькина "Практикум по дошколной педагогике", М 1998 г.
  2. Р.С.Буре, Л.Ф.Островская "Воспитатель и дети", М. 2001 г.
  3. К.Ю.Белая "От сентября до сентября", М. 1997 г.
  4. Н.В.Елжова "Систама контроля и методическая работа в ДОУ" М. 2007 г.
  5. О.Л.Зверева "Общение педагога с родителями", М.2005г.
  6. Справочник старшего воспитателя, №5, 2007г., №10, 2008 г.
  7. Программа и методическое руководства по воспитанию, развитию и образованию детей по программе "Радуга" М. Просвещение 2000 г


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль