Конспект занятия "Основные понятия и термины ПДД"

7469

Автор: Воробьёва Галина Николаевна, педагог-организатор МБОУ Коробовский лицей (Московская область)Цель: основные понятия и термины ПДД; привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения.Задачи: научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города и села;
познакомить с мерами профилактики дорожно-транспортного травматизма;
проанализировать типичные ошибки в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах города и села.

Участники мероприятия: дети в возрасте 7 - 8 лет.Оборудование: карточки, мультимедиа.Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Продолжительность занятия - 40 минут.Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
Тема нашего занятия: «Основные понятия и термины ПДД».
Сегодня мы должны с вами познакомиться с основными понятиями и терминами ПДД. Это нам нужно для того, чтобы научиться себя правильно вести на улицах и дорогах города и села.
А начнём мы наше занятие с викторины.

А знаете ли вы?
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).
2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
3. Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).
6. На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).
7. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).
8. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Мы с вами вспомнили сказочные виды транспорта. А для каких видов транспорта, прозвучавших в викторине, необходимо знание дорожных знаков и правил дорожного движения?

Ответ детей: велосипед, санки.
- А только ли велосипедистам нужны дорожные знаки?
Ответ детей: дорожные знаки нужны водителям, пешеходам.
- На доске перед вами дорожные знаки под номерами. Викторина.
Кто догадается, выбирает нужный знак.

1. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет -
(пеш. переход)

2. Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
в этом месте ходят……
(дети)

3. На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, –
Дети, только на ……
(велосипеде)

- Молодцы! Справились!
2. Объяснение основных понятий и терминов ПДД
(Презентация)

Слайд 1-5
- Ребята вы, обратили внимание, что велосипеды разные по форме, предназначению. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
- Кто из вас может ездить на велосипеде?
- В какое время суток можно ездить на велосипедах?

Ответ детей: утром, днём, вечером.

- А в какое время суток не рекомендуется ездить?
- Ответ детей: ночью.

Слайд 6- 9

- Знаете ли вы, как объяснить "Тёмное время суток"?
Это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала
утренних сумерек. ( Показ картинок)
В тёмное время суток не только опасно ездить на велосипедах, но находиться на дороге не безопасно. Попробуйте отгадать.
- Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.

Ответ: Дорога

Слайд 10 - 15

- Что означает термин "дорога"? Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
( показ слайдов дорога)

Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь поведет.

Ответ: Дорога

Вас куда ведёт дорога?
- Ответ детей: домой! В школы, в гости, на занятия кружка, гулять с друзьями.
- А где дом, где учитесь, где живёте?
- Ответ детей: с. Дмитровский Погост
- Совершенно верно. По-другому можно сказать - населённый пункт.

Слайд 16 - 18

Термин "населённый пункт" - это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками "Начало населенного пункта" и "Конец населенного пункта".

Так как мы живём в населённом пункте, нам всегда приходится переходить улицу, поиграем в игру: "Перейди улицу"
(Ведущего можно выбрать из членов объединения)

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а на оборотной стороне - тоже желтой. Все игроки де­лятся на две команды. Проводятся параллельные линии, 1 одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.

Условия игры:
Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте. Ведущий чередует цвета.

Если он взмахнул кружком один раз - надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два - два шага.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает команда, игрок которой первым перейдет "Улицу".
У вас хорошо получилось перейти улицу, так же хорошо вы займёте своё рабочее место.
Проверим изученную тему, насколько вы были внимательны.
Конечно, вы всё это знали и раньше, но теперь вы знаете правильное объяснение терминов и потому легко можете выполнить задание на проверку знаний:

"Основные понятия и термины ПДД"

Работа по карточкам каждого участника. (Правильное подчеркни.)

Значение термина "велосипед":
1.Двухколесное транспортное средство без мотора для взрос­лых и детей.
2.Двух- или трехколесное транспортное средство для детей и взрослых.
3.Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имею­щее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Что означает термин "дорога"?
1. Полоса земли, отведенная для движения транспортных средств и пешеходов.
2. Полоса земли, имеющая дорожное покрытие.
3. Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Что означает термин "темное время суток"?
1.1. Вечернее и ночное время.
2.2. Время с 21.00 до 7.00.
3.3. Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала
утренних сумерек.

Значение термина "населенный пункт":
1. Жилые здания и хозяйственные постройки, объединенные
одной территорией.
2. Застроенная территория, через которую проходит автомагистраль.
3. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с ко-
торой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и
"Конец населенного пункта".
( Передаём карточки )Физкультминутка - ИГРА на ВНИМАНИЕ "Светофор"

Зеленый свет - топают ногами,
Желтый свет - хлопают в ладоши,
Красный свет - молчат.

Проверим правила перехода улиц и дорог.

Блиц-опрос о правилах движениях пешеходов
(слайды 1-14)

- Как пешеходы должны ходить по улице?
Ответ. Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.

- Какой стороны тротуара должны придерживаться пеше­-
ходы?
Ответ. Пешеходы должны придерживаться правой сто­роны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.

- Можно ли переходить улицу наискосок?
Ответ: Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.

- Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы?
Ответ. Игры на проезжей части улицы мешают движе­нию транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут по­пасть под колеса машин.

- Можно ли переходить улицу на желтый свет светофора?
Ответ. Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Вни­мание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для пе­рехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.

- Как надо переходить улицу, если нет светофора?
Ответ: Прежде чем начать переход улицы, надо сначала
посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход,

Бывает, дети нарушают ПДД, предлагаю вам объяснить, кто нарушил правила безопасности. Разбор проблемных ситуаций.
(работа по картинкам на доске)
1.
Кто нарушает правила безо­пасности поведения на улице?
1. Велосипедист и футболисты.
Велосипедист, футболисты и мальчик, который бежит.
Все дети.

2.
Кто нарушает прави­ла безопасного пове­дения на дороге?
Мальчик.
Девочка.
Мальчик и девочка.

2.1.Ситуация
Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

2.2.Ситуация
Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?

2.3.Ситуация
Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл.
– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?

3. Проверка домашнего задания: «Презентация нового дорожного знака».
- На последнем занятии вы получили творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Каждый уч-ся называет и показывает дорожный знак, объясняет его значение, к какой группе относится, место его установки.)

Примеры новых дорожных знаков:
1. Подведение итогов занятия.
- Наше занятие подошло к концу.
- Сегодня мы изучили основные понятия и термины ПДД (дорога, темное время суток, велосипед).
- Был блиц-опрос о правилах движениях пешеходов.
- Был разбор проблемной ситуации.
- отгадывали загадки;
- поиграли в игру "Перейди улицу";
- Была ИГРА на ВНИМАНИЕ "Светофор":
- придумали свои дорожные знаки. Спасибо за работу.

Литература:

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина,
  2. Газета "Добрая дорога детства", О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
  3. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. http://gibdd.yar.ru/
  4. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для начальной школы. Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.
  5. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
  6. Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.
  7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие по ПДД для учащихся начальной школы. СПб. Изд-во МиМ, 1997 г.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль