Программа "Познайка"

863

Автор: Молодчая Татьяна Владимировна, старший воспитатель ГБОУ ЦРР - детский сад №1958 (Москва)

Данная программа направлена на развитие у детей предпосылок диалектического мышления, а именно способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели составлены в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249-03).

Программа дополнительного образования по эколого –экспериментальной деятельности разработана на основе художественно – экологической программы Т.А.Копцевой «Природа и художник», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ, комплексно-целевой программы по проблеме «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника», авт. Л.Н.Прохорова, Н.Р.Климова ( на втором этапе обучения: 5-7 лет) и включением в работу с детьми проектного метода.
Актуальность.
Проблема саморазвития и развития в настоящее время является центральной для детей дошкольного возраста. Опираясь на научное изучение детской активности, линий психического развития (А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Л.А.Венгер и др.) были сформулированы основные положения детского экспериментирования (А.Н.Леонтьев, С.Л. Новосёлова, Н.Н.Поддьяков). Фундаментальный вывод был сделан Н.Н.Поддьяковым об экспериментировании, как основе детского творчества и саморазвития.

Программа направлена на развитие у детей предпосылок диалектического мышления, а именно способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Предлагаемая система творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического воспитания.

Цель программы:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством развития познавательной активности.

Задачи:

  • Передача и накопление опыта эмоционально-личностного отношения к миру.
  • Развитие индивидуальных особенностей и возможностей детей, направленных на более глубокое и расширенное освоение окружающего мира;
  • Формирование чувственных представлений с использованием отражательной деятельности ребёнка;
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование "культуры творческой личности" (самореализация личности);
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в выборе способов познания и средств осуществления замысла.

Отличительные черты:

  • Самый простой способ для решения задач – попытаться дать как можно больше знаний.
  • Другой путь – способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей средствами проблемного обучения.
  • В этом заключается отличие данной программы от базовой программы развития и воспитания детей в детском саду. Внимание переносится от содержания к средствам.
  • Поэтапно, в процессе деятельности, дети познают окружающий мир и систематизируют знания о природе с опорой на свой опыт и наблюдения. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование результатов творчества поможет ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
  • Во время занятий проводится 1 -2 эксперимента с детьми среднего возраста и 2 -3 с детьми старшего дошкольного возраста ( в зависимости от сложности).
  • Содержание построено на основе природного окружения детей и географических условий местности.
  • Материал программы рассчитан на использование динамичных моделей. Дошкольникам не даётся готовых рецептов, а создаётся предпосылка для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.
  • Дети самостоятельно учатся сериации, классификации, установлению последовательностей и взаимозависимостей, что приводит к успешному овладению навыками детского моделирования, экспериментирования и проектирования. Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов и предметов.

Условия реализации программы:

  • Оснащение Центра науки лабораторией для экспериментирования детей;
  • Наличие коллекционных экспозиций;
  • Оборудованная комната русского быта;
  • Наличие библиотечки экспериментатора;
  • Оснащение изостудии материалами для экспериментирования;
  • Организация экологической тропинки на территории детского сада;
  • Организация трудовой деятельности на огороде и в теплице;
  • Оборудованная метеоплощадка.

Структура программы:
Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1. Художник, природа и я. (32 часа)
2. Художник и природа родного края. (32 часа)
3. Художник и природа нашей страны. (32 часа)
4. Художник и природа пяти континентов. (32 часа)

Занятия проводятся по подгруппам 8-10 человек, во второй половине дня, обязательное наличие индивидуальной работы с детьми, обладающими различным уровнем развития: способных и одаренных детей, заторможенных, неуверенных в своих силах.
Учебно – тематический план:

1.       

Содержание

Младший возраст.

1.

Мир природы.

10

Выставка детских работ.

2.

Мир животных.

8

Экспозиция.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

8

Фотовыставка .

Средний возраст.

1.

Мир природы.

9

Выставка детских работ.

2.

Мир животных.

9

Выставка проектов.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

8

Выставка детских работ.

Старший возраст.

1.

Мир природы.

10

Фотовыставка.

2.

Мир животных.

6

Выставка проектов.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

10

Выставка работ.

Подготовительный к школе возраст.

1.

Мир природы

10

Выставка проектов.

2.

Мир животных

6

Фотовыставка.

3.

Мир человека.

10

Защита проектов.

4.

Мир искусства.

6

Выставка работ.

Содержание работы

Тема

Часы

Программное содержание

Материал

Младший возраст

1.

Мир природы:

10



1.1

Образы неба. Небесные цвета.

1

Развивать умение анализировать картины природы, определять причины изменений окраски неба.

Фильмоскоп, слайды, краски акварельные, кисти, тряпочки.

1.2

Образы неба.  Свойства воды.

1

Учить определять существенные признаки воды и красок. Развивать любознательность.

Гуашь, сосуды предметы для опытов.

1.3

Образы неба. Облака и тучи.

1

Знакомить с тремя стихиями: землёй, водой и воздухом. Развивать наблюдательность, фантазию.

Гуашь, кисти, тряпочки, картины с изображением неба: облако, тучи.

1.4

Образы неба. Дружба солнца с зимой.

1

Развивать умение анализировать картины природы, различать солнце в разное время суток.

Диапроектор, слайды, трафареты, краски, картины.

1.5

Образы земли. Осенние дорожки.

1

Учить распознавать листья разных деревьев. Развивать наблюдательность.

Цент песка, листья и другой природный материал.

1.6

Образы растений. Цветы.

1

Знакомить с частями растения. Формировать представление о потребности растений в тепле, солнце и влаге, сравнивая пересаженные цветы из клумбы.

Д/п "Огород", модель "Строение цветка", книжки – малютки.

1.7

Образы растений. Краски природы.

1

Знакомить со свойствами овощей. Воспитывать желание помочь растениям.

Бот.  лото с эл. моделирования, динам. модель

1.8

Образы деревьев. Ель.

1

Развивать умения сравнивать объекты природы: строение; выделять контрастные признаки различия и некоторые сходства.

Коллекция коры деревьев, иллюстрации деревьев.

1.9

Образы деревьев. Цветение деревьев.

1

Уточнять понятие о росте деревьев. Развивать наблюдательность, воображение.

Картины  и фотографии, модель "Строение дерева".

1.10

Образы природы.. Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания о мире природы. Развивать умения сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

Природный материал, иллюстрации.

2

Мир животных

8



2.1

Образы птиц. Зимующие птицы.

1

Формировать представление о птицах. Развивать умение сравнивать образы птиц, их повадки.

Иллюстрации птиц, игры, модель "Птицы".

2.2

Образы птиц. Водоплавающие птицы.

1

Формировать представление о птицах. Развивать умение сравнивать образы птиц на основе строения тела.

Иллюстрации птиц, игры, модель «Птицы», коллекция оперения.

2.3

Образы насекомых. Божья коровка.

1

Расширение представления о живой природе. Изучение строения насекомого.

Коллекция насекомых, иллюстрации.

2.4.

Образы подводного мира. Улитка.

1

Знакомить с правилами заселения аквариума.  Расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Коллекция ракушек, аквариум, отстоянная вода, водоросли, улитки.

2.5.

Образы домашних животных. Хрюша.

1

Уточнять понятия о домашних животных. Развивать умения сравнивать объекты, находить существенные признаки.

Герой передачи – Хрюша, иллюстр. и муляжи домашних животных.

2.6.

Образы домашних животных. Филя.

1

Учить проективной технологией. Расширять представления о домашних животных.   

Герой передачи – Филя, , иллюстр. и муляжи домашних животных, дидактическая игра.

2.7.

Образы диких животных. Заяц.

1

Расширять представления о животных. Развивать наблюдательность.

Муляжи диких животных, иллюстрации зайца в лесу.

2.8.

Образы рогатых животных. Коза – дереза.

1

Уточнять представления о животных. Развивать умение классифицировать по двум признакам .Воспитывать чувство сопричастности к живому миру.

Герои сказки "Волк и семеро козлят", иллюстрации козы и козлят.

3

Мир человека.

6



3.1.

Органы чувств и эмоции. Автопортрет.

1

Формировать представление о человеке. Учить распознавать настроение по меняющимся очертаниям лица.

Портреты  детей и взрослых, д/п "Человек".

3.2.

Я люблю лепить.

1

Расширять представления о возможностях человека. Развивать находчивость и терпение. Знакомить со свойством пластичности.

Пластилин, природный материал.

3.3.

Человек изучает природу через ощущения.

1

Расширять представления о возможностях человека. Знакомить со свойством таяния. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Ящик ощущений.

3.4.

Ощути праздник и сюрприз.

1

Формировать  у детей чувственные представления.

Природный материал, атрибуты праздника.

3.5.

Человек заботится о своём здоровье.

1

Формировать представление о здоровье, личной гигиене человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Носовые платки, полотенце, мыло, зубная щетка, паста…

3.6.

Мои любимые игрушки.

1

Расширять представления об игрушках. Развивать навыки классификации и анализа предметов. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Игровой материал, материал из музея игрушки "Русской избы"

4

Мир искусства.

8



4.1.

Образы растительного мира в икебана.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Природный материал, пробка.

4.2.

Я люблю рассматривать книги. Избушка для солнышка.

1

Обучать проектной технологий: постановке проблемы, поиск решений. Развивать воображение, фантазию.

Цветная бумага, восковые мелки или гуашь.

4.3.

Я люблю слушать сказки. Чудо-цветок.

1

Знакомить с «волшебным»и приёмами сказок. Учить составлять свои сказки на песке. Развивать воображение.

Иллюстрации цветов, природный и бросовый материал, центр песка.

4.4.

Я люблю смотреть кукольный театр. Колобок.

1

Знакомить со сценическим мастерством и театральными куклами.

Театральные куклы (перчаточные) , ширма, пластилин…

4.5.

Я люблю смотреть цирковое представление. Весёлый клоун.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы (марионетки), ширма, различная бумага, фломастеры…

4.6.

Я люблю смотреть цирковое представление. Дрессированный страус.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы (марионетки), ширма, различная бумага, фломастеры

4.7.

Я люблю любоваться цветами.

1

Учить рисовать, используя натуральные краски природы. Развивать смекалку, находчивость.

Свежие овощи, живые цветы: одуванчик.

4.8.

Обобщающее занятие. Выставка работ.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Материал к выставке.

Средний возраст

1.

Мир природы.

9



1.1.

Образы неба. Солнышко.

1

Развитие умения анализировать картины природы, свойства солнечных лучей.

Картины и иллюстрации природы, сенсорное оборудование, краски, кисти…

1.2.

Дары природы. Овощи и фрукты.

1

Уточнять представления детей об овощах и фруктах. Развивать умение устанавливать причинно-следственную связь.

Свежие овощи и фрукты: морковь, яблоко, лабораторное оборудование

1.3.

Образы цветов. Цветик – многоцветик.

1

Углублять знания о растительном мире. Развивать воображение.

Иллюстрации многолепестковых цветов, д/м "Круглый год"…

1.4.

Образы цветов. Роса на цветах.

1

Расширять представление о многообразии цветочного мира. Знакомить с природным явлением – росой. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Иллюстрации и фотографии цветов (луг, поле, лес, декоративные), гуашь, кисти, цветная бумага…

1.5.

Образы цветов. Солнечный одуванчик.

1

Расширять представление о многообразии цветочного мира. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к природе.

Кадры цветочной фотосессии, снятые в разную погоду, живые цветы на участке: цветущие и те, что отцвели.

1.6.

Образы деревьев. В багрец и в золото одетые леса… Проект "Дерево".

1

Развивать наблюдательность, умение давать сравнительную характеристику природному объекту.

Фото берёзы в различное время года, календарь наблюдений, коллекция осенних листьев.

1.7.

Образы деревьев. Семья хвойных деревьев.

1

Углублять представления о своеобразии растительного мира родного края. Изучать особенности роста и развития дерева.

Календарь наблюдений, иллюстрации ельника и соснового бора, рисунки детей, коллекция семян деревьев…

1.8.

Образы деревьев. Лиственные деревья.

1

Углублять представления о своеобразии растительного мира родного края. Изучать особенности роста деревьев.

Календарь наблюдений, иллюстрации лиственного леса, детские фотографии.

1.9.

Образы земли. Краски осенней земли.

1

Формировать представление об изменениях в живой природе, связанных со сменой времени года.

Костюм осени. Коллекция земли, лабораторное оборудование,  иллюстрации, календари природы.

2.

Мир животных.

9



2.1.

Образы птиц родного края.

1

Развивать умения анализировать структуру объекта природы.

Иллюстрации птиц города в разное время года, коллекция семян, кормушки…

2.2.

Образы птиц. Почему птицы летают? Ворона.

1

Расширять представление о птицах. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Герой передачи – Каркуша, коллекция птичьих перьев, д/п  "Гнёзда", видеофильм.

2.3.

Образы домашних животных. Кот усатый, полосатый.

1

Углублять знания о жизни домашних животных. Развивать умения сравнивать о ассоциировать образы.

Иллюстрации, экспонаты из мини-музея "Кота Матроскина".

2.4.

Образы диких животных. Колючий ёж.

1

Расширять представления о жизни животных родного края. Воспитывать эмоциональную отзывчивость образу.

Фотографии ежа и др. животных, д/м "Лес".

2.5.

Образы диких животных. Лось.

1

Углублять знания о диких животных. Развивать любознательность.

Фото из жизни Лосиноостровского заповедника, коллекция календарей.

2.6.

Образы подводного мира. Морская звезда.

1

Развивать ассоциативные способности, воображение. Совершенствовать проективные навыки.

Аквариум, видеофильм "Подводное царство", краски, восковые мелки, иллюстрации.

2.7.

Образы насекомых. Червячок.

1

Расширять представление о взаимосвязи в живой природе. Развивать аналитические способности.

д/п "Огород", иллюстрации, фотоматериал.

2.8.

Образы насекомых. Заботливые пчелы.Проект «Пчёлка».

1

Углублять знания детей о мире насекомых. Учить находить причинно-следственные связи. Развивать аналитические способности.

Фотоматериал к защите проекта, модель "На лугу", мультфильм "Шмели улетели".

2.9.

Образы животных. Какие разные животные. Обобщающее.

1

Обобщать знания детей о жизни животных родного края. Побуждать  к изучению взаимосвязей в природе.

Рисунки обитателей лесов, полей, рек, гор. Дидактические игры.

3.

Мир человека.

6



3.1.

Образ человека. Тело.

1

Формировать представление о человеке. Учить распознавать настроение по меняющимся очертаниям лица, осанки и поведению.

Зеркала, куклы – пупсы, рисунки с разными выражениями лиц.

3.2.

Волшебное зеркало.

1

Знакомить с особенностями и возможностями человека. Развивать любознательность и фантазию.

Оборудование зеркальной комнаты, фонарики, карандаши, бумага…

3.3.

Я –преобразователь.

1

Знакомить с возможностями человека. Расширять представление о связи человека с природой.

Портрет Леонардо да Винчи, экспонаты копий его изобретений…

3.4.

Любимые телевизионные передачи. Степашка.

1

Знакомить с возможностями человека. Углублять познания в области человеческих изобретений.

Увеличительные стёкла, природный материал, Степашка.

3.5.

Папа, мама и я – дружная семья.

1

Знакомить детей с человеческим ростом и возрастом.  Формировать представление о здоровье.

Детские альбомы с семейными фото, д/п "Возраст человека", ростомер…

3.6.

Человек любит природу. Природоохранная акция.

1

Давать первые представления об экономном использовании природных ресурсов. Воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие проходит на площадке детского сада.

4.

Мир искусства.

8



4.1.

Я – мультипликатор.

1

Знакомить с «волшебным»и приёмами сказок. Учить составлять свои сказки на песке. Развивать воображение.

Центр песка, набор для игр в песок, книжки – малютки…

4.2.

Я – архитектор.

1

Обучать проектной технологий: постановке проблемы, поиск решений. Развивать воображение, фантазию.

Иллюстрации строительных сооружений, фото мини-музея "Жилище человека".

4.3.

Я – создатель мебели.

1

Расширять представления о возможностях человека. Знакомить со свойством дерева. Воспитывать чувство взаимопомощи.

д/п "Комната", дидактические игры, журналы и каталоги мебели, бумага, карандаши…

4.4.

Художник – иллюстратор. Незнайка.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы, ширма, реквизит, бросовый материал…

4.5.

Художник украшает одежду.

1

Формировать нестандартное мышление. Развивать воображение.

Материал для создания мобилей.

4.6.

Я – художник фитодезайнер.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Декоративные растения, сухая трава и цветы, пробка, клей и др. крепёжный материал…

4.7.

Художник и музыка.

1

Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке. Воспитывать любовь к природе.

Картины природы, музыкальная коллекция классиков, краски, кисти..

4.8.

Цветы круглый год. Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Материал для выставки детских работ, игры с природным материалом.

Старший возраст.


1.

Мир природы.

10




1.1.

Образы неба. Термометры.

1

Учить любоваться картинами природы. Развивать чувство сопричастности с нею. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Различные термометры, фоторепродукции.


1.2.

Образы земли. Как появляются горы?
Проект "Мы – геологи".

1

Расширять представления о разнообразии ландшафта нашей страны. Развивать умения самостоятельного изучения объекта.

Карта страны. Коллекция минералов, лабораторное оборудование, иллюстрации гор, равнин…


1.3.

Дары природы.

1

Углублять знания об овощах и фруктах. Развивать умения экспериментально изучать свойства фруктов.

Лабораторное оборудование, свежие фрукты…


1.4.

Образы деревьев. Ветер и флюгер.

1

Знакомить со способами размножения деревьев нашей страны. Развивать умения проектирования собственной деятельность.

Оборудование метеоплощадки.


1.5.

Образы комнатных цветов.

1

Расширять представление о значении комнатных растений. Учить находить причинно – следственные связи.

Цветы в живом уголке, лабораторное оборудование, паспорта  растений.


1.6.

Образы растений. Лён.

1

Углублять познания детей о растительном мире и его значении в жизни человека. Развивать любознательность.

Материал проекта «Мой платочек», коллекция семян зерновых культур.


1.7.

Образы земли и неба. Звёзды.

1

Знакомить с планетами солнечной системы, спутником Земли и звёздным небом.  Развивать фантазию.

Глобус, карта страны, звездное небо, краски, бумага, оборудование сенсорной комнаты.


1.8.

Образы земли и неба. Овраги, ручьи.

1

Изучать особенности строения ландшафта. Развивать любознательность.

Иллюстрации, фотографии разных природных зон страны.


1.9

Осенний урожай.
/по сказке "Колобок".

1

Развивать умение проектирования и защиты проекта.  Расширять представления о связях живой в природе.

Материал к защите проекта, экспонаты мини-музея "Русская изба", коллекция зерновых.


1.10

Юные синоптики.

1

Знакомить с профессией – синоптик. Учить замечать народные приметы, подсказывающие изменения погоды: растения – барометры.

Оборудование метеоплощадки, растения – барометры: одуванчик, каштан…


2.

Мир животных.

6




2.1.

Образы диких животных.

1

Расширять представление о животном мире нашей страны. Развивать любознательность.

Дидактические игры, иллюстрации животных, д/м "Хвосты".


2.2.

Образы домашних животных. Кот – домохозяин.

1

Знакомить с разновидностями кошачьих. Развивать любознательность и внимательность.

Альбомы и календари "Кошки", живой кот и экспонаты мини-музея.


2.3.

Образы животных. Барашки.

1

Углублять знания о  взаимосвязи домашних животных с жизнью человека. Развивать проективные способности.

Материал проекта "Рукавичка", иллюстрации и слайды, диапроектор.


2.4.

Образы подводного мира. Рыбы.

1

Знакомить с пресноводными рыбами и их способностью плавать. Развивать любознательность.

Фотоматериал, д/п "Водоём", живой карась, лабораторное оборудование.


2.5.

Образы земноводных животных.

1

Углублять представления о разнообразии  обитателей водной среды. Воспитывать экологическую культуру.

Иллюстрации лягушек, красная книга детского сада, карандаши, бумага…


2.6.

Образы насекомых. Муравьи.

1

Расширять представление о животном мире нашей страны. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Муравейник, коллекция насекомых, иллюстрации к басне "Стрекоза и Муравей".


3.

Мир человека.

6




3.1.

Я – художник.

1

Углублять познания детей о возможностях человека.

Дидактические игры, бумага, фломастеры.


3.2.

Возраст человека. День рожденья. Год.

1

Формировать временные представления. Развивать внимание, умение соотносить изменения черт лица с возрастом.

Портреты людей, фотографии детей разного возраста, д/п "Круглый год", театральные костюмы, реквизит.


3.3.

Образы природы в народных приметах. Встреча птиц.

1

Расширять представления детей о народных праздниках, связанных с природой.

Журналы, картины народных обрядов, костюмы, иллюстрации птиц.


3.4.

Чудо – планеты.

1

Расширять представления о жизни на Земле. Развивать любознательность, воображение.

д/п « Движение планет», цветная бумага, бросовый материал, альбом «Жизнь на Земле».


3.5.

Что такое масса.

1

Развивать способности самостоятельно находить массу предмета. Знакомство с приборами для нахождения массы.

Различные весы, предметы для взвешивания, пачка соли, Кузя – домовёнок.


3.6.

Дом для  зимы, весны, лета и осени.

1

Развивать  ассоциативные способности детей, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Книга жалоб природы, иллюстрации, бросовый материал.


4.

Мир искусства.

10




4.1.

Волшебные предметы. Из чего делают посуду?

1

Расширять представление детей о материалах для изготовления посуды. Развивать любознательность.

Посуда керамическая, металлическая, деревянная, фарфоровая. Глина, подставки…


4.2.

Любимые сказки. Волшебная палочка.

1

Знакомить со свойством магнетизма. Развивать умение находить логичное объяснение увиденному.

Предметы для опытов с магнитом,  атрибуты из цирка.


4.3.

Любимые сказки. Ковёр – самолёт.

1

Расширять представления детей о средствах передвижения. Знакомить с историей транспорта. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал из мини – музея транспорта., иллюстрации…


4.4.

Волшебная обувь. Сапоги – скороходы.

1

Углублять знания детей о назначении обучи, историческом происхождении. Развивать бережное отношение к природе.

Альбомы, детские рисунки, лапти, лыко, кусочки выделанной кожи..


4.5.

Волшебное яйцо. Писанки.

1

Знакомить с народными обрядами и обычаями. Развивать навыки работы с природным материалом. Воспитывать бережное отношение в народным традициям.

Репродукции пасхальных яиц,, деревянные расписанные яйца, природные красители, заготовки яич. шелухи.


4.6.

Волшебные предметы. Шапка – невидимка.

1

Расширять представления о предметах одежды людей. Развивать любознательность. 

Картины сказочных персонажей, журналы


4.7.

Волшебные предметы. Фонарик.

1

Уточнять представления детей о значении электричества для людей. Знакомить с батарейкой – хранителем электричества.

Батарейки, лимоны, проволока, лампочки, карандаши, бумага.


4.8.

Волшебные предметы. Икебана.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Декоративные растения, сухая трава и цветы, пробка, клей и др. крепёжный материал…


4.9.

Сказочные существа. Водяной.

1

Развивать способность логически объяснять мифологические образы.

Репродукции сказок,
аквариум, восковые мелки, бумага.


4.10.

Обобщающее занятие. Сказка и быль.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Дидактические игры, лабораторное оборудование, детские работы.


Подготовительный возраст


1.

Мир природы.

10




1.1.

Образы деревьев. Ветер. Измерение силы и направления ветра.

1

Формировать умение одухотворять живую природу, любоваться уголками родной природы. Развивать навыки обращения с флюгером.

Оборудование на метеоплощадке, бросовый материал.


1.2.

Образы деревьев. Свойства древесины.

1

Обучать способам изучения свойств древесины. Воспитывать стремление заботиться о деревьях.

Иллюстрации разных природных зон, коллекция изделий из дерева, барометр…


1.3.

Образы земли и неба. Компас.

1

Обучать способам ориентирования на местности. Развивать любознательность.

Компасы, флюгер…/занятие на площадке.


1.4.

Образы растений. Растения – фитотерапевты.

1

Приумножать опыт обращения с растениями – фито-фильтрами. Развивать проективные способности.

Растения из лекарственного огорода, паспорта на растения, д/и…


1.5.

Зеркало природы – вода.  Отражение.

1

Обогащать опыт творческой деятельности. Развивать способность проявлять свои познания в естествознании.

д/п "Отражение", фонарики, зеркала.


1.6.

Осенние дары. Масса.

1

Приумножать опыт самостоятельного изучения живой природы. Способствовать развитию навыков работы с измерительными приборами.

Весы, разновесы, овощи, альбомы …


1.7.

Осенние дары. Экзотические растения.

1

Обогащать представления детей о растительном мире. Развивать экологическую культуру.

Иллюстрации, экзотические фрукты, видеофильм…


1.8.

Осенние дары. Термометр.

1

Способствовать накоплению эмоционально – целостного отношения к миру. Формировать экологическую культуру ребёнка.

Набор термометров, дневники наблюдений, календарь природы…


1.9.

Человек и движение.

1

Развивать ассоциативные способности и неординарность мышления. Развивать навыки работы с древесиной.

Ветки, корни, природный материал.


1.10

Движение земной коры. Откуда взялись острова?

1

Знакомить с понятием движения земной коры. Формировать способность идентифицировать себя с предметами живой природы, сопереживать ей.

Глобус, карта мира, центр песка, оборудование для игр с песком.


2.

Мир животных.

8




2.1.

Образы птиц. Перелётные птицы. Свойство оперения.

1

Расширять представления о жизни птиц. Развивать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений.

Иллюстрации перелётных птиц, коллекция перьев, лабораторное оборудование.


2.2.

Образы диких животных. Кто чем защищается?

1

Углублять знания о жизни диких животных лесов. Развивать проективные способности.

Фотографии животных с рогами, зубами, когтями (олень, волк, медведь)


2.3.

Образы животных – символы нового года.

1

Расширять представления о диких животных, охраняемых Красной книгой. Развивать стремление заботиться о них.

Зодиакальные знаки, фотографии животных, слайды "Красная книга".


2.4.

Образы насекомых. Букашки – таракашки.

1

Изучать характер насекомых. Развивать способность идентифицировать себя с предметами, героями художественных произведений.

Коллекция насекомых, видеофильм, лабораторное оборудование.


2.5.

Образы подводного царства. Черепаха. Проект.

1

Накапливать опыт эмоционально-личностного отношения к животным, живущим под водой. Учить давать оценку или выражать свою точку зрения к прошедшему.

Черепаха в аквариуме, фотографии, слайды "Красная книга".


2.6.

Образы домашних животных.

1

Расширять представление о домашних животных. Развивать заботливое чувство, способность чувствовать характер животного.

Календари, иллюстрации коней, н/п "Лошади", пластилин, стеки…


2.7.

Образы насекомых. Жуки.

1

Развивать проективные способности, творческую индивидуальность, умение восхищаться красотой и многообразием природы.

Коллекция жуков, лабораторное оборудование,  пластилин, стеки, подставки.


2.8.

Образы животных. Кенгуру.

1

Развивать любознательность. Формировать чувственные представления к образу, стремление заботиться о живой природе.

Герои сказки "Вини Пух", иллюстрации.


3.

Мир человека.

8




3.1.

Холодное царство. Путешествие к Деду Морозу.

1

Знакомить детей с источниками тепла. Формировать экологическую культуру.

Бумажная спираль, обогреватель, сухой спирт, спички…


3.2.

Теплое царство. Африка.

1

Расширять представление детей о различном климате. Формировать способность идентифицировать себя с другими людьми.

Карта мира, иллюстрации, африканские маски, видеофильм "Книга джунглей".


3.3.

Мы едем в загадочную Азию.

1

Способствовать развитию творческой индивидуальности, проективных способностей детей. Формировать умение одухотворять природу.

Карта мира, иллюстрации, альпийская горка, дневники наблюдений.


3.4.

Серебряное царство. Антарктида.

1

Способствовать накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Формировать экологическую культуру.

Книга жалоб природы, бросовый материал,  карта мира, видеофильм.


3.5.

Пять континентов. Глобус.

1

Углублять представления детей о земном шаре как планете. Формировать способность вести поисковую работу.

Глобус, иллюстрации, дидактические игры.


3.6.

Путешествие в космос. Открытие новой планеты.

1

Развивать творческую индивидуальность, воображение, способность проявлять свои познания. Формировать умения восхищаться красотой и многообразием природы.

д/п "Движение планет", иллюстрации и фотографии


3.7.

Страна чудес.Музыкальные инструменты Европы.

1

Способствовать приумножению опыта творческой деятельности, самореализации личности. Развивать воображение, конструктивные навыки.

Коллекция детских музыкальных инструментов, бросовый материал, бумага.


3.8.

Москва – гордость наша. Кремлёвские часы.

1

Расширять представления о людях – изобретателях. Формировать временные понятия. Воспитывать патриотические чувства.

Коллекция часов, карта мира, иллюстрации…


4.

Мир искусства.

6




4.1.

Русский сувенир.

1

Расширять представления детей о народных традициях. Развивать исследовательские способности.

Коллекция русских народных промыслов, деревянные заготовки, краски.


4.2.

Образы людей разных национальностей.

1

Расширять представления о  национальных традициях других народов. Развивать любознательность.

Куклы в национальных костюмах


4.3

Путешествие к берегам Японии – страны восходящего солнца.

1

Расширять представления о жизни людей других народов. Знакомить с сооружениями и жилищами. Воспитывать толерантность.

Фотографии жилищ, иллюстрации, видеофильм.


4.4.

Космическое путешествие.

1

Углублять  знания о космическом пространстве, транспорте. Развивать фантазию, творческое начало.

Детские работы, рисунки, иллюстрации, оборудование сенсорной комнаты.


4.5.

Москва – столица нашей родины.

1

Расширять представления о людях – изобретателях. Развивать исследовательские способности. Воспитывать патриотические чувства.

Иллюстрации, рисунки детей, пейзажи города,  краски, бумага.


4.6.

Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Диагностический материал.


Планируемые результаты:
в младшем возрасте к концу года дети должны:

  • уметь любоваться уголками родной природы;
  • приобрести опыт эмоционального отклика на красоту и многообразие природных форм, цветов и характер природных явлений;
  • проявлять интерес к результатам своего творчества;
  • овладеть простыми приёмами работы гуашью, карандашом, кистью;
  • уметь использовать органы чувств для определения свойств предметов, знать их названия;
  • уметь принимать участие в коллективной работе;
  • приобрести опыт бережного отношения к произведениям искусства и рукотворному миру.

в среднем возрасте дети должны:

  • уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  • овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природных явлений (утро, вечер, день, ночь, время года);
  • уметь создавать и использовать простейшие символы;
  • уметь совместно со взрослыми коллекционировать природный материал, пользоваться при этом обобщающими словами;
  • овладеть разными приёмами работы гуашью, кистью, карандашом;
  • уметь устанавливать причинно-следственную связь в «живой» и «неживой» природе;
  • овладеть приёмами сравнения объектов.

в старшем возрасте дети должны:

  • иметь устойчивый интерес к познавательной деятельности;
  • уметь проявлять свои познания в области «живой» и «неживой» природы, анализировать и обобщать материал;
  • овладеть ассоциативными способностями;
  • уметь давать оценку продукту своей и чужой деятельности;
  • уметь выделять проблему и совместно со взрослым проектировать её решение;
  • уметь в зависимости от цели подбирать материал и приборы для опытов;
  • проводить долгосрочные наблюдения в фиксированием событий.

в подготовительном возрасте дети должны:

  • научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
  • уметь любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • знать устройство своего организма, назначение органов и систем
  • уметь давать оценку продуктам чужой и своей деятельности;
  • уметь экспериментально исследовать объекты «неживой» природы;
  • овладеть умением выбора способа познавательной деятельности;
  • уметь проводить самостоятельно сравнительный анализ;
  • уметь использовать накопленный опыт, выдвигать и обосновывать гипотезу.

Литература:

  1. Программа экологического образования детей "МЫ" Н.Н.Кондратьева и др. СПб, «Детство-пресс», 2000 г.
  2. Белавина И, Найденская Н. "Планета – наш дом" М. «Лайда», 1995 г.
  3. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" СПб «Детство-пресс», 2006 г.
  4. Зебзеева В.А. "Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей" ТЦ "Сфера", 2009 г.
  5. Иванова А.И. "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду " М. ТЦ "Сфера",2007 г.
  6. Иванова А.И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду" М. ТЦ "Сфера", 2007 г.
  7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М. "Новая школа" 1996 г.
  8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./Под ред. Л.Н.Прохоровой АРКТИ, 2008 г.
  9. План-программа педагогического процесса в детском саду./под ред. Михайловой З.А. СПб "Детство-пресс", 2006 г.
  10. Рыжова Н.А. "Волшебница-вода", М. Линка-пресс, 1997 г.
  11. Рыжова Н.А. "Воздух-невидимка", М. Линка – пресс, 1998 г.
  12. Рыжова Н.А. "Не просто сказка", М. Линка-пресс,2002 г.
  13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста". СПб, "Детство-пресс", 2008 г.
  14. Уланова Л.А., Иордан С.О. "Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет" СПб, "Детство-пресс", 2008 г


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль