Модель образовательной структуры этнокультурного центра

2628

Авторы:
Егошина Н.Г.,  канд. пед. наук, преподаватель английского языка, рук. МО учителей английского языка МБОУ "Гимназия № 14", г. Йошкар-Ола,
Никитина Л.Н.,  зам. директора по УВР, учитель марийского языка МБОУ "Гимназия № 14", г. Йошкар-Ола

В МБОУ "Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы" с 2009 г. реализуется научно-исследовательский проект "Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся".
Данная программа предполагает осуществление этнокультурологического образования через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла базисного учебного плана, формирующие национальное самосознание, через предметы этнокультурного школьного компонента, позволяющие углубленно изучать культурные традиции народов, воспитываются гражданственность, патриотизм, народность и внедряются новые образовательные технологии.

Программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности; закрепление и развитие сложившихся в гимназии традиций; разработку новых воспитательных технологий; разработку и реализацию этнокультурных проектов.Основная педагогическая цель этнокультурного воспитания - взращивание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Деятельность этнокультурного центра в условиях гимназии имеет несколько целей:

  • когнитивная (урочная деятельность, дополнительные знания, получаемые через различные внеурочные мероприятия: кружки, факультативы, олимпиады и т. д.);
  • прагматическая и коммуникативная (налаживание контактов внутри коллектива);
  • развивающая (развитие личности и ее способностей);
  • воспитывающая (ценностные ориентации, культура взаимоотношений, общения);
  • социально-адаптирующая (адаптация учеников в реальной жизни);
  • психокоррекционная (психологическая коррекция, снятие трудностей в общении, взаимоотношениях в процессе обучения);
  • оздоровительная (ориентация на здоровый образ жизни).

Задачи:

  1. Совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и реализация педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления деятельности гимназии с этнокультурным компонентом.
  2. Формирование у обучающихся глубокого уважения к культуре предков, красоте родного языка.
  3. Создание единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
  4. Поликультурное воспитание обучающихся на основе широкого знакомства с культурой других народов.
  5. Совершенствование механизмов взаимодействия гимназии с социумом в целях реализации этнокультурологического воспитания и обучения обучающихся.
  6. Создание в сотрудничестве с учеными учебно-методической базы по реализации этнокультурологического компонента в условиях гимназии.
  7. Модернизация воспитательной системы гимназии с целью распространения традиций и обычаев русского, марийского и татарского народов.

Возрождение национальных воспитательных учреждений, повышение общеобразовательного и культурного уровня подрастающего поколения, развитие самосознания, оптимальная адаптация к социокультурной среде невозможны без учета этнокультурологического компонента.

Реализация культурологического подхода предполагает опору на лучшие традиции своего народа, его этническую обрядность, обычаи и привычки, учет языковой среды и образа жизни, а также органическое вхождение в отечественную и мировую культуру. Национальная "окрашенность" воспитания должна помогать интегрированию воспитанников в многонациональный и поликультурный мир. Невозможно стать достойным членом мирового сообщества, если оторваться от национально-духовных корней, памяти предков, гуманистических, патриотических, нравственных, природоохранительных, фольклорных и других традиций. Осознание своей национальной и этнической принадлежности, приобщение к лучшим традициям своего народа помогает личности познать свою сущность, определить собственную позицию, мировоззренческие установки, а также роль и значение каждого этноса в жизни России и мировой цивилизации.

Целесообразно одновременно осуществлять и национальное, и поликультурное воспитание подрастающего поколения, усиливать взаимосвязи марийской народной культуры с культурами финно-угорских народов, других народов России и мира. Такой подход, на наш взгляд, способствует развитию черт гражданина-патриота, а также глубокого уважения к традиционным культурам, народностям, нациям.Основные направления работы:

  1. Развитие творческих возможностей ребенка, его представлений о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мира.
  2. Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре и родному языку.
  3. Разработка системы деятельности педагогов по этнокультурологическому образованию обучающихся в условиях гимназии.
  4. Органическое дополнение государственных программ (предметных) введением этнокультурологического компонента.

Наряду с учебным процессом важной является совместная внеклассная работа: организация и проведение мероприятий различной направленности. Это способствует созданию благоприятной среды общения и привлечению внимания всего коллектива к вопросам изучения марийского языка и культуры. Через совместные внеклассные мероприятия формируются познавательные интересы детей, повышается их общеобразовательный уровень и развивается творчество.Традиции гимназии:

  • выездной сбор коллективного планирования ДОО «Пионерская дружина "Стелла"»;
  • театрализованные праздники первого и последнего звонка;
  • Чавайновские чтения (6 октября);
  • неделя финно-угорских народов (3-я неделя октября);
  • празднование Дня рождения республики (конференция, конкурсы);
  • День матери (последнее воскресенье ноября);
  • День марийской письменности (10 декабря);
  • Марийская елка (декабрь);
  • оформление города снежными и ледовыми фигурами, цветочно-декоративными растениями;
  • День защитника Отечества (23 февраля);
  • Женский день 8 марта (национальный концерт);
  • акция милосердия "От сердца к сердцу";
  • научная конференция обучающихся "Старт в науку";
  • День национального героя (26 апреля):
  • спортивно-национальное состязание "Внуки Онара",
  • НПК обучающихся "Эрик Сапаев лудмаш";
  • семейный выход в театр (1 раз в месяц);
  • экскурсия по родному краю (конец учебного года);
  • концертная деятельность фольклорных, эстрадных, хореографических и вокальных ансамблей;
  • День пионерии (19 мая);
  • праздник "Посвящение в старшеклассники";
  • конкурс элегантности, творчества и находчивости "Сударушка";
  • организация и проведение межрегионального фестиваля юных интернационалистов "Йошкар-Ола - столица дружбы".

Научно-исследовательские проекты этнокультурного содержания организуются с целью совершенствования и повышения определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся.Задачи проектной деятельности:

  • развивать умения обучающихся самостоятельно мыслить;
  • учить ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем;
  • формировать национальные ценности, воспитывать уважение к духовным традициям.

Примеры проектов:

  • республиканский конкурс "Лучший кабинет марийского языка";
  • участие в целевой программе "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений";
  • проект "Стилизованный национальный костюм";
  • участие в республиканском фестивале фольклора детей "Кугезе вож" с исследовательским проектом «Локальные особенности праздника "Агавай-рем"»;
  • участие в городской эколого-краеведческой конференции "Моя малая родина" с исследовательским проектом "ВийАр - это не только молодость";
  • проект "Марийский танец: место в мировом искусстве и тенденции развития";
  • участие в муниципальной НПК "Корифеи" с проектом "Этноэкологическая тропа к озеру Соленое";
  • участие во Всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству и этнокультуре с фильмом о гимназии ".. .Милей и дороже всех..."
  • участие в конкурсе исследовательских и творческих работ с проектом "Природа - источник вдохновения".
  • участие в городском конкурсе рисунков "90-летие Республики Марий Эл" с проектом "Сияние моей Республики";
  • участие в муниципальной НПК обучающихся "Сапаевские чтения" с исследовательским проектом "Эрик Сапаев - национальный герой";
  • участие во всероссийском конкурсе проектов "Организация работы с родителями".

Созданная единая система этнокультурного образования:

  • дает более глубокие и разносторонние знания по родному языку;
  • позволяет осуществить научный подход к работе, к поиску нестандартных форм деятельности;
  • помогает удовлетворить разнообразные этнокультурные потребности обучающихся;
  • дает возможность более полно учесть индивидуальные способности человека и осуществить дифференцированный подход.


Ожидаемые результаты:

1. Создание управляемой системы воспитания и образования обучающихся 1-11-х классов.
2. Формирование гражданской позиции школьников:

  • участвуя в поисковой работе, викторинах, конференциях, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь знаменитых людей города, историю улиц, предприятий, родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;
  • участвуя в проводимых делах и акциях, ребята понимают, что высшими нравственными ценностями являются семья, Родина, любовь к родному краю, люди как носители высоких нравственных качеств, созидатели, способствующие процветанию родного края. Общаясь с этими людьми, ребята проникаются желанием поступать так же, как они, вносить свой посильный вклад в общее дело;
  • в ходе и в результате педагогических ситуаций, организуемых в разных видах деятельности, школьники осознают себя патриотами Родины и родного города, гражданами великой страны. Они испытывают чувство удовлетворения от своей деятельности, в которой преобладают гуманистические мотивы - "на людей", "на дело". В заботе о старшем поколении проявляется умение сострадать, любить, заботиться;
  • участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки.

3. Высокий процент удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.
4. Поддержание и развитие положительной репутации школы.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль