Модель образовательной структуры этнокультурного центра

2629

Авторы:
Егошина Н.Г.,  канд. пед. наук, преподаватель английского языка, рук. МО учителей английского языка МБОУ "Гимназия № 14", г. Йошкар-Ола,
Никитина Л.Н.,  зам. директора по УВР, учитель марийского языка МБОУ "Гимназия № 14", г. Йошкар-Ола

В МБОУ "Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы" с 2009 г. реализуется научно-исследовательский проект "Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся".
Данная программа предполагает осуществление этнокультурологического образования через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла базисного учебного плана, формирующие национальное самосознание, через предметы этнокультурного школьного компонента, позволяющие углубленно изучать культурные традиции народов, воспитываются гражданственность, патриотизм, народность и внедряются новые образовательные технологии.

Программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности; закрепление и развитие сложившихся в гимназии традиций; разработку новых воспитательных технологий; разработку и реализацию этнокультурных проектов.Основная педагогическая цель этнокультурного воспитания - взращивание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Деятельность этнокультурного центра в условиях гимназии имеет несколько целей:

  • когнитивная (урочная деятельность, дополнительные знания, получаемые через различные внеурочные мероприятия: кружки, факультативы, олимпиады и т. д.);
  • прагматическая и коммуникативная (налаживание контактов внутри коллектива);
  • развивающая (развитие личности и ее способностей);
  • воспитывающая (ценностные ориентации, культура взаимоотношений, общения);
  • социально-адаптирующая (адаптация учеников в реальной жизни);
  • психокоррекционная (психологическая коррекция, снятие трудностей в общении, взаимоотношениях в процессе обучения);
  • оздоровительная (ориентация на здоровый образ жизни).

Задачи:

  1. Совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и реализация педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления деятельности гимназии с этнокультурным компонентом.
  2. Формирование у обучающихся глубокого уважения к культуре предков, красоте родного языка.
  3. Создание единого образовательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
  4. Поликультурное воспитание обучающихся на основе широкого знакомства с культурой других народов.
  5. Совершенствование механизмов взаимодействия гимназии с социумом в целях реализации этнокультурологического воспитания и обучения обучающихся.
  6. Создание в сотрудничестве с учеными учебно-методической базы по реализации этнокультурологического компонента в условиях гимназии.
  7. Модернизация воспитательной системы гимназии с целью распространения традиций и обычаев русского, марийского и татарского народов.

Возрождение национальных воспитательных учреждений, повышение общеобразовательного и культурного уровня подрастающего поколения, развитие самосознания, оптимальная адаптация к социокультурной среде невозможны без учета этнокультурологического компонента.

Реализация культурологического подхода предполагает опору на лучшие традиции своего народа, его этническую обрядность, обычаи и привычки, учет языковой среды и образа жизни, а также органическое вхождение в отечественную и мировую культуру. Национальная "окрашенность" воспитания должна помогать интегрированию воспитанников в многонациональный и поликультурный мир. Невозможно стать достойным членом мирового сообщества, если оторваться от национально-духовных корней, памяти предков, гуманистических, патриотических, нравственных, природоохранительных, фольклорных и других традиций. Осознание своей национальной и этнической принадлежности, приобщение к лучшим традициям своего народа помогает личности познать свою сущность, определить собственную позицию, мировоззренческие установки, а также роль и значение каждого этноса в жизни России и мировой цивилизации.

Целесообразно одновременно осуществлять и национальное, и поликультурное воспитание подрастающего поколения, усиливать взаимосвязи марийской народной культуры с культурами финно-угорских народов, других народов России и мира. Такой подход, на наш взгляд, способствует развитию черт гражданина-патриота, а также глубокого уважения к традиционным культурам, народностям, нациям.Основные направления работы:

  1. Развитие творческих возможностей ребенка, его представлений о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мира.
  2. Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре и родному языку.
  3. Разработка системы деятельности педагогов по этнокультурологическому образованию обучающихся в условиях гимназии.
  4. Органическое дополнение государственных программ (предметных) введением этнокультурологического компонента.

Наряду с учебным процессом важной является совместная внеклассная работа: организация и проведение мероприятий различной направленности. Это способствует созданию благоприятной среды общения и привлечению внимания всего коллектива к вопросам изучения марийского языка и культуры. Через совместные внеклассные мероприятия формируются познавательные интересы детей, повышается их общеобразовательный уровень и развивается творчество.Традиции гимназии:

  • выездной сбор коллективного планирования ДОО «Пионерская дружина "Стелла"»;
  • театрализованные праздники первого и последнего звонка;
  • Чавайновские чтения (6 октября);
  • неделя финно-угорских народов (3-я неделя октября);
  • празднование Дня рождения республики (конференция, конкурсы);
  • День матери (последнее воскресенье ноября);
  • День марийской письменности (10 декабря);
  • Марийская елка (декабрь);
  • оформление города снежными и ледовыми фигурами, цветочно-декоративными растениями;
  • День защитника Отечества (23 февраля);
  • Женский день 8 марта (национальный концерт);
  • акция милосердия "От сердца к сердцу";
  • научная конференция обучающихся "Старт в науку";
  • День национального героя (26 апреля):
  • спортивно-национальное состязание "Внуки Онара",
  • НПК обучающихся "Эрик Сапаев лудмаш";
  • семейный выход в театр (1 раз в месяц);
  • экскурсия по родному краю (конец учебного года);
  • концертная деятельность фольклорных, эстрадных, хореографических и вокальных ансамблей;
  • День пионерии (19 мая);
  • праздник "Посвящение в старшеклассники";
  • конкурс элегантности, творчества и находчивости "Сударушка";
  • организация и проведение межрегионального фестиваля юных интернационалистов "Йошкар-Ола - столица дружбы".

Научно-исследовательские проекты этнокультурного содержания организуются с целью совершенствования и повышения определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся.Задачи проектной деятельности:

  • развивать умения обучающихся самостоятельно мыслить;
  • учить ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем;
  • формировать национальные ценности, воспитывать уважение к духовным традициям.

Примеры проектов:

  • республиканский конкурс "Лучший кабинет марийского языка";
  • участие в целевой программе "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений";
  • проект "Стилизованный национальный костюм";
  • участие в республиканском фестивале фольклора детей "Кугезе вож" с исследовательским проектом «Локальные особенности праздника "Агавай-рем"»;
  • участие в городской эколого-краеведческой конференции "Моя малая родина" с исследовательским проектом "ВийАр - это не только молодость";
  • проект "Марийский танец: место в мировом искусстве и тенденции развития";
  • участие в муниципальной НПК "Корифеи" с проектом "Этноэкологическая тропа к озеру Соленое";
  • участие во Всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству и этнокультуре с фильмом о гимназии ".. .Милей и дороже всех..."
  • участие в конкурсе исследовательских и творческих работ с проектом "Природа - источник вдохновения".
  • участие в городском конкурсе рисунков "90-летие Республики Марий Эл" с проектом "Сияние моей Республики";
  • участие в муниципальной НПК обучающихся "Сапаевские чтения" с исследовательским проектом "Эрик Сапаев - национальный герой";
  • участие во всероссийском конкурсе проектов "Организация работы с родителями".

Созданная единая система этнокультурного образования:

  • дает более глубокие и разносторонние знания по родному языку;
  • позволяет осуществить научный подход к работе, к поиску нестандартных форм деятельности;
  • помогает удовлетворить разнообразные этнокультурные потребности обучающихся;
  • дает возможность более полно учесть индивидуальные способности человека и осуществить дифференцированный подход.


Ожидаемые результаты:

1. Создание управляемой системы воспитания и образования обучающихся 1-11-х классов.
2. Формирование гражданской позиции школьников:

  • участвуя в поисковой работе, викторинах, конференциях, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь знаменитых людей города, историю улиц, предприятий, родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;
  • участвуя в проводимых делах и акциях, ребята понимают, что высшими нравственными ценностями являются семья, Родина, любовь к родному краю, люди как носители высоких нравственных качеств, созидатели, способствующие процветанию родного края. Общаясь с этими людьми, ребята проникаются желанием поступать так же, как они, вносить свой посильный вклад в общее дело;
  • в ходе и в результате педагогических ситуаций, организуемых в разных видах деятельности, школьники осознают себя патриотами Родины и родного города, гражданами великой страны. Они испытывают чувство удовлетворения от своей деятельности, в которой преобладают гуманистические мотивы - "на людей", "на дело". В заботе о старшем поколении проявляется умение сострадать, любить, заботиться;
  • участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки.

3. Высокий процент удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.
4. Поддержание и развитие положительной репутации школы.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль