Развитие активной речи дошкольников на основе применения фольклора и театрализованных игр

2315

Автор: Кудряшова А.И. воспитатель Детский сад № 19 "Ручеёк" г. Сургут

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Одним из условий нормального психофизического развития детей, формирования полноценной личности, является своевременное овладение правильной речью, активное пользование ею. Педагоги дошкольного образования все чаще в своей работе сталкиваются с детьми с нарушением речи.

Данные диагностических исследований показывают недостаточный уровень развития активной речи у дошкольников. Детям сложно дается составление творческих рассказов из-за того, что в их активном словаре мало прилагательных, сравнений, описаний, рассказы эмоционально невыразительны.

Исходя из этого, я решила разработать и реализовать творческий проект «Развитие активной речи детей на основе применения словесных игр, игр драматизаций, театрализованных игр».

Одним из средств активизации речи детей является использование устного творчества (детского фольклора). Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки.

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта. Эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

Новизна моего проекта заключается в том, что формирование активной речи дошкольников идет поэтапно с учетом возраста детей. На каждом этапе используется различный фольклорный материал и разные формы работы с учетом возрастных особенностей.
В младшем дошкольном возрасте использование потешек, пестушек, колыбельных в разных режимных моментах. Также особое внимание уделяется пальчиковым словесным играм.
Одна из главных задач воспитания и обучения детей – развитие речи.

В среднем дошкольном возрасте используются также и прибаутки и заклички, дразнилки, молчанки, а также пословицы, поговорки, сказки.

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры.

Цель данного проекта -  развитие активной речи детей.

Задачи:

  1. Развивать диалогическую речь детей.
  2. Учить понимать и использовать язык мимики и жестов.
  3. Эмоционально и интонационно обогащать речь детей.
  4. Приобщать детей к художественно-эстетической деятельности.

Этапы работы:
Разработаны перспективные планы на каждый возраст, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи также поставлены исходя из возрастных особенностей детей. На этапе работы с детьми раннего дошкольного возраста это проговаривание за воспитателем, сопоставление движений и слов, изображение жестами действий персонажей.
На этапе старшего дошкольного возраста это ведение диалога от имени персонажа.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Ведется активная работа с родителями. Проводятся совместные спектакли. Родители участвуют в оформлении декораций к спектаклю.

В создании костюмов и атрибутов к спектаклю.
Результаты диагностических исследований показали: речь детей эмоционально обогащена, дети умеют вести диалог со сверстниками, взрослыми, от имени персонажей. Дети в своей речи используют сравнения, словами выражают свое эмоциональное состояние. Для обогащения речи используют мимику и жесты.
 
Литература

  1. "Дошкольная педагогика" №5(46) /июль/ 2008 стр. 32-36.
  2. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. …стр. 25-30.
  3. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с”. Москва “Школьная пресса” 2000г стр 15-17.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль