Как воспитывать любовь к родному краю

1080

Автор: Штепура Мария Николаевна воспитатель МДОУ детский сад "Дельфин" комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

Воспитателю детского сада принадлежит почетная и ответственная роль – главное внимание уделять формированию личности ребенка. Важно привить детям правильное отношение к окружающему, добиться, чтобы они были честными людьми, с разносторонними взглядами, интересами. В дошкольных учреждениях я работаю более 35 лет. В группе коррекционно-развивающем обучении работаю 15 лет. Возраст детей 5-6 лет. В процессе общения убедилась, что дети не умеют наблюдать, почти равнодушны к красивым явлениям в природе, могут бездумно сломать ветку и тут же бросить ее, нарвать букет цветов и разбросать его.

А ведь еще Н.Г. Чернышевский говорил: "Самые маленькие дети могут понять очень серьезные вещи. Им можно многое сказать, и они очень легко это усвоят, лишь бы объясняющий сам хорошо понял, знал и чувствовал, о чем взялся говорить".

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения им определенных знаний о нем. Мои 5-6 летние дети выучили свой домашний адрес, имя, отчество родителей и даже домашний телефон, телефоны экстренных служб. Во время прогулок дети уточняют и расширяют представления о поселковых зданиях: библиотека, универмаг и т.д. Во время прогулок дети наблюдают благоустройство улиц, принимают участие в посильном труде.

В дальнейшей работе я продолжала тему "Город – село", учила находить различия в образе жизни городских и сельских жителей.
Далее я знакомлю с понятием "Столица", "Родина". Современные дети получают информацию: телевизор, компьютер. Компьютерные игры детей для 5-6 лет также могут быть источником информации. Дети часто слышат разговоры взрослых о событиях, происходящих в нашей стране и в мире. Я всегда поощряю участие детей в таких беседах, так как они являются показателями интереса детей к общественной жизни. Беседы проходят непринужденно, в естественной обстановке и важны тем, что воспитывают интерес к общественной жизни. Для меня важно не количество информации, а развитие у детей эмоциональной отзывчивости, чувства причастности к событиям Родины.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.

Основные методы непосредственного общения с природой: прогулка, экскурсия, наблюдение. Умело руководить и помочь ребенку заметить удивительно , помогает мое личное увлечение лекарственными растениями. Поэтому я приучаю детей к тому, что нельзя рвать растения, многие из них – пища и лекарство для человека и животных. Учу сравнивать запахи разных трав и цветов, слушать и различать голоса птиц: жаворонка, кукушки, синички и т.д. Очень нравится детям трудиться на участие. У нас на участке посажены дубы, вишня, яблони, сирень, две клумбы с цветами. Дети учатся рыхлить, поливать, сгребать сухие листья. Все это подготавливает детей к более серьезному труду в природе. Большую помощь в организации разнообразных встреч с природой оказывают родители. По моим рекомендациям родители в воскресные дни ходят с детьми в лес, к реке, собирают природный материал. Я помогаю им наметить план прогулки, вопросы для обсуждения.
Итоги семейных прогулок в природу (рассказы, рисунки, фотографии) помещаю в специальный альбом.

В совместной деятельности с детьми я использую пейзажную лирику: "Уж небо осенью дышало", "Поет зима, аукает" и т.д. Из самых красивых рисунков мы так же оформляем альбомы. Из собранного природного материала изготовляем в кружке "Умелые ручки" забавные игрушки, сувениры. Затем дарим их малышам, родителям. Завершающим этапом являются вечера досуга: "Времена года", "Люблю березу русскую".
Труд также является великим воспитателем, поэтому с детства надо воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку. Дети моей группы знакомятся с трудом в сельском хозяйстве. Где бы ни рос и ни жил ребенок, он должен знать цену хлеба – главному богатству страны, сколько сил вкладывают люди в этот труд. Знакомятся дети и с трудом тех людей, которые непосредственное отношение к ним имеют: воспитатель, медсестра, учитель, продавец, библиотекарь и т.д.

Дети склонны к подражанию, поэтому правильное использование этой особенности помогает нравственному развитию. Расскажу, как мы знакомились с трудом библиотекаря. Организовали экскурсию в библиотеку. Дети принимали активное участие в беседе, некоторые записались в библиотеку. Убедившись, что знаний детей достаточно, организовали сюжетно-ролевую игру "Библиотека".

Родители помогали пополнить запас в групповую библиотеку. Провела беседу о том, что их надо содержать в чистоте, порядке. Овладели трудовыми навыками по ремонту книг, изготавливали книги-малышки со стихами, рассказами, сказками. Все это формирует уважительное отношение к труду у детей.

Народное творчество – это еще один источник нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, поговорках на протяжении веков воспитывает в детях любовь к родному языку. Не меньший интерес вызывает у детей и декоративно-прикладное искусство.

Совместно с музыкальным руководителем разучиваем с детьми хороводные игры, русские народные песни. Приглашаем в гости местного композитора, автора песни о г. Буе. В уголке творчества в группе дети в свободное время могут рассмотреть иллюстрации народных игрушек, альбомы о декоративно прикладном творчестве народов других стран.

Мною было проведено занятие – практикум о "Народной игрушке". Дети пели колыбельные песни, изготовляли простейшую куклу – пеленашку. Это еще раз доказало, что знакомить с народным творчеством – это важнейшая сторона общей работы по формированию любви и интереса к нашей Родине и ее великому народу. Без совместной работы с родителями работа воспитателя была бы неполной.

Семью называют Школой чувств. Микроклимат в семье, взаимоотношения ее членов – все это формирует нравственный мир детей. Родители часто задают вопросы, советуются. Я в свою очередь помогаю, как лучше объяснять детям, развивать у них наблюдательность, поощрять любознательность.

Например: предлагаю ребенку игру "Кто больше заметит интересного?", придя домой зарисовать что понравилось.
Напоминаю родителям, чтобы больше рассказывали о своей работе, что вам в ней нравится.

Рекомендую приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Рекомендую посещать музеи, дом культуры, концерты. А так же приучать детей бережно хранить какие–нибудь предметы (значки, камушки и т.д.).
Все это позволяет с раннего детства проявлять интерес к истории нашей Родины.

Если в доме есть бабушки, дедушки, имеющие ордена и медали, мы приглашаем их на вечера, праздники, приучаем слушать военные песни.
Результатом моей работы стало то, что дети не мусорят на улице, умеют ухаживать за растениями, знают много поговорок о труде.
Свои впечатления они используют в играх. Ну а я продолжаю приобщать детей к народному творчеству, рассказываю о художниках, людях прославивших Россию и надеюсь, что у детей постепенно сформируется представление о том, что главным богатством нашей страны является человек.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль