Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ

18053
Удалова Татьяна Владимировна
воспитатель МБДУ "Детский сад компенсирующего вида № 29" (Иркутская область)

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.

Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игре и т.п.).

Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому образовательная область «Коммуникация», представленная в федеральных государственных требованиях, занимает важное место.

Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация» являются:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей .

Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали ситуации образовательного характера и ситуации общения. Ведущими выступают образовательные ситуации, ситуации общения, которые простроены в соответствии с моделью реализации педагогического процесса  ДОУ.
    
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения.

Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

  1. Образовательная ситуация планируется и организуется   в любое время  в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
  2. Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
  3. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
  4. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.
  5. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
  6. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим  можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т.д. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.  

В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.  
    
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
    
В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей.
    
В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.
    
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.
    
В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.
    
В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  созданиесовместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.
 
Очень важное значение, при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами развития имеет организация предметно-развивающей среды в групповом помещении. Известно, что предметно-развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.

Игрушки для детей разных возрастов

В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности.  В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое  значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются  алгоритмы (алгоритм последовательности  чистки зубов, умывания, одевания).
    
В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам".  Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в  среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи.

Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре  книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.
    
Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать,  что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением.

Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания.

В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии с дошкольниками положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.
 
Особое место в образовательном процессе в области "Коммуникация" принадлежит коррекционно-развивающей работе с детьми.
 
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов.

Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми:

  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • упражнения;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • сюжетно-ролевые игры. 

В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной  гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе. Основную коррекционно-развивающую работу проводит учитель-логопед в старшем возрасте, во времяпроведения специально-организованной образовательной деятельности, используя как групповую, так и индивидуальную форму работы с детьми.  Особенность работы воспитателя с данной группой детей, заключается в организации и проведении занятий по заданию логопеда – проведение логочаса ежедневно, инициация проведения педсоветов по речевому развитию в ДОУ
    
В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми.

Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей

Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей сроится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями.

Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают  сформировать у родителей знание о необходимости развития  и формирования правильной речи детей.
    
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль